Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТема урока Причастие (7 класс)

Тема урока Причастие (7 класс)

Скачать материал

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме

  «Причастный оборот»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — пред­ложением с союзным словом «который»

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно опреде­лять его границы, заменять конструкции со словом «ко­торый» причастным оборотом

Попутное повторение орфографии: непроверяемые глас­ные

Оборудование: карточки, иллюстрации

                                           Ход урока

Здравствуйте, ребята, тема сегодняшнего урока «Причастный оборот».

На уроке мы свами должны познакомиться с понятием причастный оборот и его синтаксическим синонимом, предложением с союзным словом который. На сегоднем уроке вы должны научиться видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять консрукции с словом который причастным оборотом. (слайд№3).

1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете уди­вительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы по­смотрим, как образуются причастия и при­частные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении при­частных оборотов.

2. Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложе­ниями с причастным оборотом

Учитель. В далёкой стране правил в давние времена ко­роль Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):

Теперь посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Ребята, давайте мы с вами узнаем как же зовут придворных. Замените предложение с союзным словом который, на причастие. (Слайд№4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Который изучает

Который рассказывает

Который читает

Который думает

Который смеётся

Который танцует

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:

Который бросил

Который ускакал

Который убежал

Который ушёл

Который замолчал

Который устал

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения кото­рый..., каждая крошка — которая..., каж­дое дитя — которое...

Солнце, которое всходило, цветы, ко­торые расцветали, птицы, которые щебета­ли, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3. Работа по образованию причастий

Цель: показать на примерах процесс образования причас­тий

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмеша­тельства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, ко­торый смеётся — смеющийся, который думает — думаю­щий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который уска­кал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал — замолчавший, ко­торый устал — уставший)) (Слайд№5,6)

4. Выполним упражнение

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной ис­торией и выполним упражнение.

(Перед вами лежит карточка№2 с изображением Галикарнасского мавзолея. Ваша задача: образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами Слайд№7-16)

Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами

Образец. Галикарнасский мавзо­лей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. Галикарнасский мавзолей, причис­ленный к семи чудесам света, очень интересен.

1.     Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.

2.     По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и од­новременно женой карийского царя Мавсола.

3.     Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

4.     На первом этаже, который представлял собой пря­моугольное закрытое помещение, находилась по­гребальная кам…ра.

5.     На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.

6.     На многоступенчатой пир…миде размещалась мрамор­ная кв…дрига, которой уп­равляли те, чей прах поко­ился внизу.

КВАДРИГА – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми

7.     Около двух тысяч лет с шестидеся­тиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепен­но менялся у подножия м…взолея.

8.     Подобные постройки, которые воз­водились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

9.     Обратите внимание на словарные слова (слайд№17)

Внимательно посмотрите на рисунок. Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. Похожа на квадрат.

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

6.  Выполнение разноуровневых заданий

Цель: в занимательной форме познакомить с эти­мологией некоторых слов, встретившихся в упражнении

Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения.

 

Закончите таблицу

 

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

 

Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»

 

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»

 

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

 

Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах

7. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов

Учитель. Правильно употреблять причастные оборо­ты в своей речи должен уметь каждый, но это не все­гда удаётся.  Обратите внимание на доску.  Попробуем обнаружить и исправить грамматичес­кие ошибки. Слайд№18,19,20)

Исправьте грамматические ошибки

1.Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

 КЛЮЧ

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древ­него мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекто­рам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)

КЛЮЧ

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

3. Особое внимание привлекала окружённая усыпаль­ница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в при­частный оборот)

КЛЮЧ

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

8. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союз­ным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложе­ния с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих кон­струкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождени­ем некоторых слов. Вспомните их (дети называют сло­ва).

9. Домашнее задание (Слайд№21)

Учитель. Человек, знающий возможности родного язы­ка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.

 

Шарик, который летит, — летящий.

Снежок, который хрустит, — хрустящий.

Ручей, который журчит, — …

Речь, которая звучит, — …

Дома вы должны попытаться продолжить это сти­хотворение.

Итак, урок окончен.(Слайд№22)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока Причастие (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Здравствуйте, ребята, тема сегодняшнего урока «Причастный оборот».

На уроке мы свами должны познакомиться с понятием причастный оборот и его синтаксическим синонимом, предложением с союзным словом который. На сегоднем уроке вы должны научиться видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять консрукции с словом который причастным оборотом. (слайд№3).

1.      Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете уди­вительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы по­смотрим, как образуются причастия и при­частные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении при­частных оборотов.

2.      Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложе­ниями с причастным оборотом

Учитель. В далёкой стране правил в давние времена ко­роль Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):

Теперь посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Ребята, давайте мы с вами узнаем как же зовут придворных. Замените предложение с союзным словом который, на причастие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 036 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2 склонения" (4 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 03.10.2020
  • 601
  • 25
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 317
    • DOCX 439 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Харасова Гульнара Ринафовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Харасова Гульнара Ринафовна
    Харасова Гульнара Ринафовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3184
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 617 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе