Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТема урока по математике:

Тема урока по математике:

Скачать материал

Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

Форма урока: групповое исследование.          

·       Методы обучения:

§  исследование (эксперимент);

·      деятельностный метод

·      работа со схемой;

§  практический метод;

·      работа в группе, в паре;

·      презентация результатов групповой работы.

·        Эталоны:

§    «Виды треугольников».

§    «Площадь прямоугольника»

§    «Единицы площади»

§  «Площадь прямоугольного треугольника»

§  Название сторон прямоугольного треугольника»

·        Компьютер.

·        Мультимедиа.

·        Презентация урока математики.

·        Фигурки прямоугольных треугольников на каждого со сторонами 5 см и 4 см.

·        Рабочие листы с заданиями для каждого.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

А что значит быть активным?

Посмотрите на экран, как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2)

- Сегодня на уроке мы займёмся  исследовательской    деятельностью. Нам предстоит на основе наших исследований вывести новую формулу. Научиться её читать и использовать для решения задач. Работа предстоит интересная, поэтому-

Пожелаем нам удачи. За работу! В добрый час!

- Ребята, каково лексическое значение слова исследовать?

Выписка из толкового словаря:                              

1. Подвергнуть научному изучению.

2. Осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

- Как будет называться человек, который занимается   этой деятельностью?

- А нам, чтобы начать заниматься научной работой, что надо сделать? (вспомнить уже изученные материалы, которые нас подготовят к новым открытиям и выводам)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ   ЗНАНИЙ.

- Займёмся разминкой для ума.

- Откройте тетради, запишите число, Классная работа, образцы

1. Математический диктант « Минутка».

А) В классе 25 учеников. 1/5 учеников - отличники. Сколько отличников в классе?

Б) На ветке сидели 20 воробьев; 3/4 из них улетели. Сколько птиц улетело?

В) 4/5 отрезка равна 20 см. Чему равен весь отрезок?

Г)   3/5 площади садового участка засадили овощами, что составило 21 кв./м. Сколько квадратных метров во всём садовом участке?

Взаимопроверка.

Прочитайте получившийся числовой ряд 5, 15, 25, 35

Что заметили?

Как найти часть от числа? (алгоритм) целое число : на знаменатель и *на числитель

Как найти число по его части? (алгоритм) целое число: на числитель * на знаменатель

2. У каждой группы лежит  чистый лист на парте, который необходимо заполнить.

Какие треугольники бывают по сторонам? Какие бывают треугольники по углам?

Что вы о них знаете? Обсудите  в своей группе, запишите результат на листке.

Справились? Давайте проверим. Прочитайте. Видите,  сколько вы признаков можете найти, молодцы, каждая группа поработала хорошо.

-Повторим, какие бывают углы?

– Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды угловмолча отвечая на мои вопросы (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом).

Теперь посмотрите на экран и повторите глазами форму фигуры – это разминка для глаз. (Слайд  )

-Задание 1.

– Теперь возьмите листочки с заданиями, линейку и карандаш и постарайтесь разделить эту фигуру на три треугольника разного вида исходя из размеров углов треугольников.
http://festival.1september.ru/articles/611239/1.jpg

 

 

-Задание 2.

Выбери верные величины для измерения площади. (Слайд  ).

45 см                             143кв. см

38 кв. дм                       67 км

540 м                             194 т

Проверим

-Площадь каких фигур мы с вами можем найти? ( площадь прямоугольника и квадрата).

По какой формуле находим площадь  этих фигур?  S =a•b

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Площадь какой фигуры мы ещё не вычисляли и не знаем формулу? (треугольника)

- Чем мы сегодня займёмся? Что будем выводить?

-Сформулируйте тему урока. Площадь прямоугольного треугольника (на слайде)

Нам надо понять, почему треугольник называется прямоугольным.

Как называются его стороны.  Как построить формулу его площади.

Цели понятны. Приступим к исследованию.

 Убедимся на практике.

4. « ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

-У вас на партах модель прямоугольников со сторонами 4см и 5см.

 ( всё это крупным форматом на доске)

-Разделите прямоугольник на две равные части по диагонали.(АС)

-Разрежьте по диагонали. Что получилось? (2-а треугольника)

-Что можно сказать про эти треугольники? (равные) Докажите.

-Какие углы в треугольнике АВС? Как проверить?

- Угол А и С- острые. Угол В- прямой.

-Как вы думаете, почему треугольники АВС и СДА называют прямоугольными?

-Может ли быть в треугольнике два прямых угла? Почему?(180)

-Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называют катетами.

Третья сторона треугольника называется гипотенузой.

- Назовите катеты треугольника АВС и СДА?

- Обведите катеты синим карандашом, гипотенузу- зелёным.

Кто догадался, зачем мы делили прямоугольник по диагонали пополам?

Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину) 5x4 = 20 (кв.см)

-Какую часть от прямоугольника составляет прямоугольный треугольник? (1/2)

-Можем найти эту часть ? Как? ( 20 : 2 = 10 кв.см.)

-Мы только что вывели формулу прямоугольного треугольника.

ИТАК: Сначала находили S прямоугольника, затее делили её пополам. ПОЛУЧИЛОСЬ: S = ( а x в): 2

Эту формулу можно прочитать так: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

-   Что такое а-? катет. Что такое в-? катет. Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называют катетами.

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. - Попробуйте вывести алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.  (по группам – приблизительные ответы)

1.     Измерить катеты                               1.Найти длину катетов

2.     Перемножить два катета                  2. Перемножить их  

3.     Разделить на 2                                   3. Разделить полученную величину на 2

 

1.     Найти произведение длин катетов   

2.     Полученную величину разделить на 2

 

2.-Убедиться в правильности нашего открытия поможет

научная статья в книге. Стр.95, прочитаем.

3.     Применяем новые знания

Стр. 95 № 6  (по группам решить) 1-группа а) АВ=30мм, ВС=4см =40мм

(30*40) :2=60мм

2-группа б)   КN=5дм =50см, NМ=600мм =60см (50*60):2=1500см

3-группа в) FL =70м, LD=60дм

6. ПОВТОРЕНИЕ

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА стр.95 № 9 (решаем примеры по группам  по 2 примера)

8.МИНИ – ТЕСТ.

Фамилия, имя ученика    Бахтеев Валера

1.      Прямоугольный треугольник – это фигура, у которой…

  а) три угла острые

  б) два острых и прямой угол

  в) два острых и тупой угол

2.   Формула площади прямоугольного треугольника:

  а) а · b · c

  б) (a + b) · 2

  в) (a · b) : 2

3.  Как называются стороны прямоугольного треугольника?

  а) длина, ширина, высота

  б) катет, катет, гипотенуза

  в) длина, длина, гипотенуза

4.  Чему равна площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 7 см и 12 см?

  а)  24 см²

  б)  41 см²

  в)  42 см²

9. РЕФЛЕКСИЯ.

-Добились ли мы поставленных целей?

-Что вывели путём исследований?

- Какие новые слова узнали ?

-Достигли мы этой цели? Каким способом искали новое правило?

-Как найти площадь прямоугольного треугольника?

-У какого были затруднения? Смогли вы с ними справиться?

 

10. Оценки и домашнее задание.  Стр. 95 № 6. , правило стр. 95

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока по математике:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Цель урока:  Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;

 Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 662 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 298
    • DOCX 185 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горяева Евдокия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горяева Евдокия Николаевна
    Горяева Евдокия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8903
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе