Инфоурок География Другие методич. материалыТема урока: «Отечественная война 1812г»

Тема урока: «Отечественная война 1812г»

Скачать материал

 Конспект урока по истории России, 8 класс

Тема урока: «Отечественная война 1812г»

                                                                          «Гроза двенадцатого года настала-

                                                   Кто тут нам помог?

                                                                                  Остервенение народа,         

                                                                      Барклай, зима

                                                                              Иль русский Бог?»

                                             (А.С. Пушкин)

Цели урока:

·       Формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

·         Познакомить  учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.

·         Воспитание  у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма, на примере подвига российского народа;

·         Продолжить развитие навыков работы с картой и учебником, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать факты

Оборудование:

·         Компьютер; Проектор; Экран; учебник История России XIX в. (Данилов, Косулина)

Средства обучения:

·         Компьютерная презентация, содержащая исторические карты, репродукции картин русских художников, изображающих страницы истории войны 1812 года;

·         Видеофильм «Бородино и его герои»

Предварительная подготовка:

·         Отдельные учащиеся готовят сообщение об арьергардных боях начала войны с использованием репродукций картин русских художников:

«Дело казаков Платова 28 июня» (Красовского)

«Сражение при Клястицах 18 июля» (П.Гесс)

«Сражение под Красным 2 августа» (П.Гесс)

«Сражение под Смоленском 5 августа» (П.Гесс)

Тип урока: интегрированный

 

План изучения темы:

1.     Причины и характер войны. Соотношение сил.

2.     Начальный период войны.

3.     Бородинское сражение.

4.     Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

5.     Партизанская война.

6.     Изгнание Наполеона из пределов России.

7.     Заграничный поход русской армии.

8.     Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

                           

Этапы урока:

1.Вступительное слово учителя.

«Сегодня на уроке мы продолжим изучать и знакомиться с внешней политикой Александра I, и узнаем о событиях и ходе  главной войны  начала 19 века-  Отечественной войне 1812г.»

II. Проверка домашнего задания, опрос пройденного материала

Назовите основные направления внешней политики Александра I.
(Ближневосточное и европейское направления.)

Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? (С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция евро­пейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в на­чале XIX в.? {Надежды Александра I избежать участия в междуна­родных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала счи­таться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.)

Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзни­ками России в войне против Наполеона в 1805 г.? {Установить в Ев­ропе порядок, который не позволил бы Франции вести захватниче­скую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)

В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
(Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имелсобственные интересы.)

Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России? (Присоединение к континентальной бло­каде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов рус­ского дворянства и купечества.)

Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней по­литике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась при­
соединиться к континентальной блокаде.)

Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Фин­ляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.)

Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России? (Это международная проблема, возникшая в сере­дине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих инте­ресах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении вы­годных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полу­острова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)

2. Изучение нового материалаРассказ учителя. Работа с картой, презентацией. Работа с таблицей «Отечественная война 1812 года».

12 июня (24 июня) 1812г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми пристали и высадились на русский берег несколько саперов в челноке. К их удивлению. Война была на их стороне, а там, в России – мир. Все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей. (учитель показывает расположение русских армий, их численность, обращает внимание на то, что каждая армия подчинялась своему командующему).Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора

Запись па доске и в тетради:

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

Соотношение сил сторон: 440 тыс. французов перешли Неман, им противостояли 220 тыс русских . 1-я русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, 2-я русская армия под командованием П.И. Багратиона, 3-я русская армия под командованием Тормасова.   

Русским, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона, необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нем не удалось (учитель показывает на карте). 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьез­ная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины

Запись па доске и в тетради:

22 июля 1812 г. - Первая  крупная битва у Смоленска

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в русском обществе разговоры об измене, главной фигурой критики стал шотландец по происхождению Барклай де Толли. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армии чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова (на экране портрет М.И.Кутузова). Несмотря на то, что Александр I не любил Кутузова, он уступил мнению общества. Вступив в командование в августе, Кутузов решил дать генеральное сражение в 110 километрах от столицы, неподалеку от села Бородино.

2.     Бородинское сражение

Видеофильм, фрагмент из коноэпопеи «Война и мир».

 (выступают двое учащихся: от имени российского и французского воинов)

1 ученик:«На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

2 ученик : «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле­нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере­живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален­ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа­ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез­ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по­следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива­лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

1 ученик: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...

«Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой

Запись на доске и в тетради:

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Армии : русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 135 тыс. человек, 587 орудий.

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 58 тыс. человек. Сражение длилось 15 часов.

 Историческое значение Бородинского сражения:

1)     Наполеону не удалось осуществить свои планы- разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И. Кутузова после военного совета в деревне Фили под Москвой- 1 сентября 1812г.).

2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр. (Тарутинский маневр).

После того как французы вошли в разорённую и сожжённую Москву («Скажика-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана»), их войска были деморализованы. Активизировалось партизанское движение (Д. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина). (Партизан — член народного вооруженного
отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Партизаны изматывали противника. В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не
получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материаль­ного и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение францу­зов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сго­ревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оста­вили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск. Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена,  сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима. Началось отступление французской армии, инициатива в войне оконча­тельно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский импе­ратор имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - око­ло 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать францу­зам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победонос­ные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской ар­мии, а маршал Даву едва избежал плена.  В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогла­сованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Париже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны.  Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

Хронологическая таблица «Основные события Отечественной войны 1812 года»

Дата

Основные события

12 (24) июня 1812г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России

3 августа 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

26 августа 1812г.

Бородинское сражение

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».

25 декабря 1812г.

Манифест Александра I о победе России

 

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Найдите в тексте все ошибки.

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».

Задание 2 Проблемный вопрос.

-Как вы понимаете фразу “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”.

 

Домашнее задание

ДК-2001,§4;    ДК-2003, §4 и вопросы 2-6 в конце параграфа;

Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

 

 

Используемая литература:

1) О.Б.Даутова. О.Н.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт – Петербург. 2006 г. Изд. КАРО

2) Преподавание истории и обществознания в школе № 3 2005 г.

3) Е.В.Саплина «Как сделать эффективным урок истории» : М. Просвещение. 2008г

4) Г.А.Русских «Технология развития критического мышления» : М. Просвещение. 2006г

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: «Отечественная война 1812г»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Конспект урока по истории России, 8 класс

Тема урока: «Отечественная война 1812г»

                                                                          «Гроза двенадцатого года настала-

                                                   Кто тут нам помог?

                                                                                  Остервенение народа,         

                                                                      Барклай, зима

                                                                              Иль русский Бог?»

                                             (А.С. Пушкин)

Цели урока:

·      Формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

·        Познакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.

·        Воспитание  у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма, на примере подвига российского народа;

·        Продолжить развитие навыков работы с картой и учебником, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать факты

Оборудование:

·        Компьютер; Проектор; Экран; учебник История России XIX в. (Данилов, Косулина)

Средства обучения:

·        Компьютерная презентация, содержащая исторические карты, репродукции картин русских художников, изображающих страницы истории войны 1812 года;

·        Видеофильм «Бородино и его герои»

Предварительная подготовка:

·        Отдельные учащиеся готовят сообщение об арьергардных боях начала войны с использованием репродукций картин русских художников:

«Дело казаков Платова 28 июня» (Красовского)

«Сражение при Клястицах 18 июля» (П.Гесс)

«Сражение под Красным 2 августа» (П.Гесс)

«Сражение под Смоленском 5 августа» (П.Гесс)

Тип урока: интегрированный

 

План изучения темы:

1.     Причины и характер войны. Соотношение сил.

2.     Начальный период войны.

3.     Бородинское сражение.

4.     Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

5.     Партизанская война.

6.     Изгнание Наполеона из пределов России.

7.     Заграничный поход русской армии.

8.     Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

                           

Этапы урока:

1.Вступительное слово учителя.

«Сегодня на уроке мы продолжим изучать и знакомиться с внешней политикой Александра I, и узнаем о событиях и ходе  главной войны  начала 19 века-  Отечественной войне 1812г.»

II. Проверка домашнего задания, опрос пройденного материала

Назовите основные направления внешней политики Александра I.
(Ближневосточное и европейское направления.)

Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? (С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция евро­пейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в на­чале XIX в.? {Надежды Александра I избежать участия в междуна­родных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала счи­таться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.)

Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзни­ками России в войне против Наполеона в 1805 г.? {Установить в Ев­ропе порядок, который не позволил бы Франции вести захватниче­скую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)

В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
(Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имелсобственные интересы.)

Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России? (Присоединение к континентальной бло­каде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов рус­ского дворянства и купечества.)

Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней по­литике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась при­
соединиться к континентальной блокаде.)

Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Фин­ляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.)

Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России? (Это международная проблема, возникшая в сере­дине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих инте­ресах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении вы­годных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полу­острова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)

2.Изучение нового материала.  Рассказ учителя. Работа с картой, презентацией. Работа с таблицей «Отечественная война 1812 года».

12 июня (24 июня) 1812г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми пристали и высадились на русский берег несколько саперов в челноке. К их удивлению. Война была на их стороне, а там, в России – мир. Все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей. (учитель показывает расположение русских армий, их численность, обращает внимание на то, что каждая армия подчинялась своему командующему).Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора

Запись па доске ив тетради:

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

Соотношение сил сторон: 440 тыс. французов перешли Неман, им противостояли 220 тыс русских . 1-я русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, 2-я русская армия под командованием П.И. Багратиона, 3-я русская армия под командованием Тормасова.   

Русским, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона, необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нем не удалось (учитель показывает на карте). 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьез­ная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины

Запись па доске ив тетради:

22 июля 1812 г. - Первая  крупная битва у Смоленска

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в русском обществе разговоры об измене, главной фигурой критики стал шотландец по происхождению Барклай де Толли. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армии чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова (на экране портрет М.И.Кутузова). Несмотря на то, что Александр I не любил Кутузова, он уступил мнению общества. Вступив в командование в августе, Кутузов решил дать генеральное сражение в 110 километрах от столицы, неподалеку от села Бородино.

2.     Бородинское сражение

Видеофильм, фрагмент из коноэпопеи «Война и мир».

 (выступают двое учащихся: от имени российского и французского воинов)

1 ученик:«На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

2 ученик : «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле­нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере­живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален­ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа­ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез­ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по­следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива­лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

1 ученик: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...

«Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.»

Запись на доске и в тетради:

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Армии : русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 135 тыс. человек, 587 орудий.

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 58 тыс. человек. Сражение длилось 15 часов.

 Историческое значение Бородинского сражения:

1)    Наполеону не удалось осуществить свои планы- разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И. Кутузова после военного совета в деревне Фили под Москвой- 1 сентября 1812г.).

2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр. (Тарутинский маневр).

После того как французы вошли в разорённую и сожжённую Москву («Скажика-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана»), их войска были деморализованы. Активизировалось партизанское движение (Д. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина). (Партизан — член народного вооруженного
отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Партизаны изматывали противника. В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не
получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материаль­ного и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение францу­зов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сго­ревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оста­вили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск. Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена,  сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима. Началось отступление французской армии, инициатива в войне оконча­тельно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский импе­ратор имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - око­ло 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать францу­зам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победонос­ные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской ар­мии, а маршал Даву едва избежал плена.  В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогла­сованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Париже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны.  Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

Хронологическая таблица «Основные события Отечественной войны 1812 года»

Дата

Основные события

12 (24) июня 1812г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России

3 августа 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

26 августа 1812г.

Бородинское сражение

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».

25 декабря 1812г.

Манифест Александра I о победе России

 

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Найдите в тексте все ошибки.

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».

Задание 2 Проблемный вопрос.

-Как вы понимаете фразу “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”.

 

Домашнее задание

ДК-2001,§4;    ДК-2003, §4 и вопросы 2-6 в конце параграфа;

Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

 

 

Используемая литература:

1) О.Б.Даутова. О.Н.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт – Петербург. 2006 г. Изд. КАРО

2) Преподавание истории и обществознания в школе № 3 2005 г.

3) Е.В.Саплина «Как сделать эффективным урок истории» : М. Просвещение. 2008г

4) Г.А.Русских «Технология развития критического мышления» : М. Просвещение. 2006г

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 579
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 409
    • DOCX 36.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кибкало Надежда Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кибкало Надежда Геннадьевна
    Кибкало Надежда Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3082
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 722 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов