Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Сценарий вечера русского романса
второй половины XIX века
для учащихся старших классов
"Под звуки нежные
романса…"
Подготовила: Куликова Людмила Павловна,
учитель русского языка и литературы
г. Исилькуль 2014г
Сценарий вечера русского романса
второй половины XIX века
для учащихся старших классов
"Под звуки нежные романса…"
Цель: открыть для современных школьников
малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию
страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные,
театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить
взаиморасположение школьников и педагогов.
Задачи:
Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К.
Толстого, Ф.И. Тютчева,А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов
и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в
России после реформы 1861 года.
Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века;
развитие представления о жанрах русской литературы;обобщение знаний о культуре
пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями
искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и
совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной
социализации в обществе. Воспитательные: воспитание любви к русской
национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы
XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения;
открытие нового,малоизвестного современным школьникам пласта русской
национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных
навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников;укрепление связей
школьников и педагогов,создание условий для творческой самореализации личности
ребёнка.
Действующие лица:
1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н.
Островского“Бесприданница”:
• Лариса Дмитриевна
• Харита Игнатьевна
• Кнуров
• Паратов
3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого“Живой труп”:
• Федя
• Маша
• Офицер
4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне
Оформление:
Тематические стенгазеты с материалами о композиторах,
авторах романсов, а также
исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты
вывешиваются за неделю до
Спектакля в кабинете русского языка или фойе.
Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.
Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван,
столики, цветы, свечи.
У занавеса появляются двое ведущих – юноша
и девушка из 6 «А»
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”. Ведущий:Лишь только вечер затеплится синий, Лишь
только звезды зажгут небеса И черемух серебряный иней Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Ведущая: Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.
Ведущий:Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту
мелодию.
Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому
романсу второй половины 19 века.
Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял
определенное место со второй
половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился
на два потока:
классический, “профессиональный”романс и романс бытовой,
любительский
(т.е.создаваемый музыкантами-любителями).
Ведущая: Классический романс, занимая видное
место в концертной деятельности многих
исполнителей, сформировался в творчестве таких великих
композиторов, как Глинка,
Даргомыжский,Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин,
Мусоргский, Рахманинов.
Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и
большей простоте формы был ближе
песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому
романсу, все же творили в
этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс
сохранил популярность в
течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне
любительского музицирования
прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса
являются поистине
шедеврами.
Ведущая: Для многих присутствующих романс
ассоциируется, прежде всего, с пьесой
А.Н.Островского “Бесприданница”.
Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой
инсценировки
под музыку “Нет, не любил он…”
Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у
столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.
Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?
Лариса: Мне что-то нездоровится.
Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить
осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год
не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.
Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.
Лариса:Право же, господа, прошу простить, мне
действительно нездоровится. Огудалова:Спой, Лариса, уважь дорогих
гостей. Паратов:(подносит гитару и становится на колено) Просим! Кнуров,
Паратов, Огудалова:Просим! Просим! Лариса: Подыграйте
мне.
Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)
Выходят ведущие – вторая пара из 6 «Б»
Ведущая: Весьма интересна история романса «Очи
черные». Многие музыковеды считают этот романс наиболее известным в огромном
массиве русских песен и романсов. Уже более 150 лет его исполняют самые
известные певцы разных сценических и песенных направлений. Это, конечно, певцы
камерного жанра, артисты кино, эстрадные певцы и певцы оперные в концертах.
Ведущий: Стихотворение «Черные очи» было написано
украинским писателем Евгением Гребёнкой, когда он гостил в селе Рудка у
соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Его дочери, Марии
Васильевне, с которой летом следующего года Гребёнка обвенчался, оно и
посвящено. Брак был у них хороший и счастливый. Первоначальный вариант
стихотворения имел только 3 строфы, без какого-либо надрыва, лишь приправленный романтизмом.
Ведущая: Часто указывается «музыка неизвестного автора», что является
неверным. Романс исполняется на музыку вальса Ф. Германа в обработке С.
Герделя, опубликованной впервые в 1884 году. Судя по всему, Флориан Герман был
по происхождению немцем (таким образом, один из самых известных «цыганских»
русских романсов создан этническим украинцем и уроженцами Германии и Норвегии).
Ведущий: Известный певец Фёдор Иванович Шаляпин ввёл этот романс в свой
репертуар и познакомил с ним мир во время своих гастролей. Кроме того, Шаляпин
добавил к тексту несколько куплетов, видимо, написанных собственноручно. Он
посвятил их своей будущей жене итальянке Иоле Торнаги.
Ведущая: И сейчас для вас прозвучит романс «Очи черные» в своем
певрвоначальном варианте
Романс «Очи черные»(мальчики из 6 «Б»)
Выходит третья пара ведущих из 6 «В» Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй
половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича
Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя
Константина Романова. Ведущий: Вокальным шедевром по праву
считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.
Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию
великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIXвека
остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям.
Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева
“Утро туманное”. Ведущая:Тургенев часто говорил, что его
биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал
в романе “Дворянское гнездо”. Ведущий: Среди прислуги в доме
матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого
раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими
чертами лица, скромностью.
Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары
Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю
пристыдить“берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам.Заперли Авдотью в
чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.
Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала
его в безнравственности и безбожии.Иван Сергеевич сообщил о своем намерении
жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала
сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.
Ведущая:Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка
Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна
поселила ее в Спасском. Здесь девочка
росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не
любимая.Выполняла она самую грязную работу.
Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала
пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал
Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога
была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до
самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…
Вокальная группа исполняет романс“Утро
туманное” Выходят ведущие – первая пара Ведущая: Романс – произведение для голоса с
инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов
могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и
музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью,
нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик
развития романса в России пришелся на XIX – XX вв. Ведущий: Корни
же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в
частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими
певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем
название сочинений такого плана – “романс”.
Ведущая: Жанр романса благодаря своему
камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве
русских композиторов.
Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли
проявиться душевные качества и запросы русского народа.
Звучит романс “Я помню вальса звук
прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки с
хореографического отделения – танцуют вальс.
Выходят ведущие – четвертая пара из 6 «Г»
Ведущий: Во
второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских
артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в
концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными
аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами. Ведущая:
Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных.
Вероятно,представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий
концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”.
Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов
с благородной мелодией “Слушайте, если хотите”(стихи его же) и “Ночь светла” на
стихи Николая Языкова.
Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения
близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н.
Зубова,Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные
стихи) “Не уезжай ты,мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации
романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе
рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.
Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры
Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу
страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в
своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.
Вторая инсценировка.
Маша, Офицер,Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” -
аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.
Офицер: Федя! Спишь?
Федя:Не разговаривайте! Это степь, это десятый
век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!
Офицер:Спой мою похоронную! Федя:Отчего
похоронную?!
Офицер:А это оттого, что когда я умру…понимаешь,
умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я
из гроба вскочу. Понимаешь? Федя:Ах, Маша, Маша, как ты мне
разворачиваешь нутро все. Маша:Что вы, Федор Васильевич?
Федя:Ты мне небо открываешь. Ты сама не
понимаешь, что делаешь! Маша:Как не понимать я понимаю, что кого
люблю, для того и стараюсь и пою лучше.
Поет романс “Не говорите мне о нем…”
Выходят ведущие – первая пара. Ведущий: Есть множество прекрасных
произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем
забылись.Среди этих сочинений “Очи черные”,“Темно-вишневая шаль”.
Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный
шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева“Я встретил Вас”. Только благодаря тому,
что он сохранился в памяти великого певца И.С.Козловского, который и сделал
обработку напева,мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.
Исполняется романс “Я встретил Вас…” Выходят все ведущие
Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.
Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми
друзьями.
Ведущий 2:Для других – погружение в новый, почти
неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у
вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.
Ведущий 3:Спасибо за внимание!
Все вместе: И до новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.