Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТема урока: «Несклоняемые имена существительные».5 класс

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».5 класс

Скачать материал

Проверка навыка чтения вслух 3 «а» класс, конец учебного года.

Ф.И.
учащихся

Темп чтения

вслух/ про себя

Выразительность чтения

Понимают прочитанное

Индивидуальные особенности чтения

Способ чтения

 

Правильность чтения

Читают по слогам

Читают по слогам + целыми
словами

Читают целыми словами

Читают без ошибок

Допустили 1 – 2 ошибки

Допустили 3 – 5 ошибок

Допустили 6 ошибок и более

Допустили ошибки на

 

пропуск, замену, искажение слов, слогов

повторы слов и слогов

постановку ударения

написание
окончаний слов

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цель:

·       обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  

·        познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

·        познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

·        учить правильному употреблению  их в речи;

·        учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

·        развивать орфографическую зоркость;  

Ход урока:

1.     Орг.момент.

 Учите русский годы к ряду…

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда, в нем самом…

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

2.     Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

  • Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
  • Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
  • Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
  • Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
  • Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
  • Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
  • Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
  • Разговор, обмен мнениями (беседа)

 

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.

3.     Обобщение знаний об имени существительном.

-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                     

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

 

-  Итак, что у вас получилось? (проверка)

-   А теперь вспомните и дайте полное определение,   что   такое склонение?  (слайд)

 

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

 

4.     Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

5.   Решение проблемы. Формулирование темы урока.

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                   слайд №2.        

                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1.     Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2.     По вопросу и предлогу определить падеж.

       

   (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные).

5.     Физминутка.

1.     Актуализация знаний.

а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много. (Слайд ) 

Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

-  Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).  Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

 Что мы с вами сейчас и сделаем.

в)  Словарная работа.

-   Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

(шоссе)

-  Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).

(слайд)

- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).

-  Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.  

-  Составьте предложение с данным словом.

  Работа со словом:

 

§  Запишите слово.

§  Поставьте ударение.

§  Определите опасные места.

§   Сколько слогов? Букв? Звуков?

Итак, в чём особенность этих слов?

5.     Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

        ( Дифференцированная работа с карточками)

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

 

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.

Раздели слова  в две группы: склоняемые и несклоняемые.

        Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио.

 

 

 

6.     Итог урока.

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

-  Почему он так называются?

-  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 538
    • DOCX 73 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гасанова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гасанова Елена Анатольевна
    Гасанова Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3609
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 706 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека