Инфоурок Математика Другие методич. материалыТема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10

Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ автор.doc

·                       ФИО полностью Егорова Наталья Александровна

·                       Ваше фото (по желанию)

·                       должность учитель математики и информатики

·                       квалификационная категория (если есть) нет

·                       место работы (образовательное учреждение) МБОУ Гимназия №5 города Новосибирска

·                       Республика/край, город/поселение Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Кольцово

·                       контактный для пользователей e-mail nouvelle2005@yandex.ru

·                       адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть) http://www.g_5.edu54.ru/

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ аннотация 10.doc

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс: 10

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного мероприятия по математике, командные мероприятия для классов одной параллели, дидактическая игра для 10 классов, задания в программе Microsoft Office PowerPoint.

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа  Microsoft Office PowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу алгебры  в 10 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация: количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5-10 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие привносит второй тур, содержащий арифметические задачи из задачника издания 1962 года.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика».

Задачи:

1.      Формирование навыков коллективной работы;

2.      Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

3.      Развитие внимания и логического мышления;

4.      Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 10 классов школы.  Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в два тура: «Алгебра», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме – «Уравнения за 100». Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски  переводит  слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ  и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

К теме «Функция» прилагаются слайды с чертежами. С этих слайдов по стрелке осуществляется переход к слайду с вопросом. Щелчок мышью открывает верный ответ.
            На заглавном слайде указаны границы используемого материала по алгебре – 7-10 класс, но это, разумеется, не означает, что задания посильны учащимся всего периода с 7 по 10 класс. Используется широкий спектр тем: от линейных функций до тригонометрических, от линейных уравнений до уравнений с модулем, радикалами и  тригонометрическими функциями. Аналогичный широкий выбор тем отражен и в других номинациях. Таким образом, часть вопросов предназначена для повторения и активизации остаточных знаний.

Второй тур мероприятия состоит из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и десятком лет раньше. Это задачник Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для 10-классников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки.
            Поэтому беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных во втором туре задач.
Задача 1. Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10%  разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. Составим отношение общего веса серебра к общему весу сплавов.
(8,4+0,56х)/(х+12). По условию, оно равно 0,6. Решение данного уравнения даст требуемый ответ – 30 кг.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение:  Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её на своё усмотрение меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно,
что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля - 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивированности к участию в игре.
           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ свояигра 10 класс.ppt

Скачать материал "Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1Егорова Наталья Александровнаучитель математики и информатикиМБОУ Гимназия...

    1 слайд

    1
    Егорова Наталья Александровна
    учитель математики и информатики
    МБОУ Гимназия №5
    города Новосибирска

  • 

Математическая викторинаСвоя игра

    2 слайд




    Математическая викторина
    Своя игра

  • 
Алгебра 7-10
I тур

    3 слайд



    Алгебра 7-10
    I тур

  • 100200300400500100200300400500100200300400500100200300400500100200300400500Ур...

    4 слайд

    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    Уравнения
    Функции
    Неравенства
    Формулы
    сокращенного
    умножения

    Тригонометрия

  • Решить уравнение:
Х²=256Ответ:
Х=±16
категория Уравнения за 100

    5 слайд

    Решить уравнение:
    Х²=256
    Ответ:
    Х=±16

    категория Уравнения за 100

  • Решить уравнение:
√Х-1=3X=10категория Уравнения за 200

    6 слайд

    Решить уравнение:
    √Х-1=3
    X=10
    категория Уравнения за 200

  • Решить уравнение:
│Х-3│= 5X=8,Х=-2категория Уравнения за 300

    7 слайд

    Решить уравнение:
    │Х-3│= 5
    X=8,Х=-2
    категория Уравнения за 300

  • Решить уравнение:
1/Х²=√ХХ=1категория  Уравнения за 400

    8 слайд

    Решить уравнение:
    1/Х²=√Х
    Х=1
    категория Уравнения за 400

  • При каких значениях 
параметров a и b 
 уравнение (a-2)x=b-3 имеет 
хотя бы о...

    9 слайд

    При каких значениях
    параметров a и b
    уравнение (a-2)x=b-3 имеет
    хотя бы один корень?
    При а≠2,b – любое число-
    единственный корень
    При a=2, b=3-бесконечное
    множество корней
    категория Уравнения за 500

  • Дана функция
y=2x-7.
k - ? b -?k=2, b=-7Категория Функции за 100

    10 слайд

    Дана функция
    y=2x-7.
    k - ? b -?
    k=2, b=-7
    Категория Функции за 100

  • На каком из рисунков
изображён график 
прямой пропорциональности?

Категория...

    11 слайд

    На каком из рисунков
    изображён график
    прямой пропорциональности?


    Категория Функция. Линейная функция за 200

  • На каком из рисунков
изображён график 
прямой пропорциональности?

b)Категори...

    12 слайд

    На каком из рисунков
    изображён график
    прямой пропорциональности?


    b)
    Категория Функция. Линейная функция за 200

  • 13 слайд

  • Какая пара графиков 
расположена параллельно?
y=2x, y=-2x
 y=4x-2, y=4x
y=3x+...

    14 слайд

    Какая пара графиков
    расположена параллельно?
    y=2x, y=-2x
    y=4x-2, y=4x
    y=3x+1, y=2x+1
    b)
    Категория Функция. Линейная функция за 300

  • Определите 
количество точек пересечения 
графиков функций:y=(X-2)²+1 и y=si...

    15 слайд

    Определите
    количество точек пересечения
    графиков функций:
    y=(X-2)²+1 и y=sin(x)
    Нет точек
    пересечения

    Категория Функции за 400

  • Определите промежутки 
знакопостоянства  функции 
y=x²-4Y>0 – (-∞;-2)U(2;+∞)
Y

    16 слайд

    Определите промежутки
    знакопостоянства функции
    y=x²-4
    Y>0 – (-∞;-2)U(2;+∞)
    Y<0 – (-2;2)
    Категория Функции за 500

  • Решите неравенство 
x²

    17 слайд

    Решите неравенство
    x²<9
    (-3;3)
    Категория Неравенства за 100

  • Составьте неравенство, решением 
которого является 
объединение промежутков...

    18 слайд

    Составьте неравенство, решением
    которого является
    объединение промежутков
    (-∞;-5] и [5;∞)
    Например, x²≥25
    Категория Неравенства за 200

  • Решите неравенство
x³-4x&gt;0(-2;0)U(2;+∞)Категория Неравества за 300

    19 слайд

    Решите неравенство
    x³-4x>0
    (-2;0)U(2;+∞)
    Категория Неравества за 300

  • 
Решите неравенство(0;1)Категория Неравенства за 400

    20 слайд


    Решите неравенство

    (0;1)
    Категория Неравенства за 400

  • 1               
                  &gt;  0
(x²-1)²X≠±1Категория Нера...

    21 слайд

    1
    > 0
    (x²-1)²
    X≠±1
    Категория Неравенcтва за 500

  • Какое из выражений не
тождественно 
выражению (a-b)²:
(-a-b)²;(b-a)²;(-a+b)²;...

    22 слайд

    Какое из выражений не
    тождественно
    выражению (a-b)²:
    (-a-b)²;(b-a)²;(-a+b)²;(-b+a)²
    (-a-b)²

    Категория
    Формулы сокращенного умножения за 100

  • Укажите верную 
формулу:a) (a-b)³=a³-b³b) (a-b)³=a³-3a²b-3ab²-b³
c)(a-b)³=a...

    23 слайд

    Укажите верную
    формулу:
    a) (a-b)³=a³-b³
    b) (a-b)³=a³-3a²b-3ab²-b³
    c)(a-b)³=a³-3a²b+3ab²-b³

    c)
    Категория Формулы сокращенного
    умножения за 200

  • Представьте в виде 
многочлена 
стандартного вида:
(3a+2b) * (2b-3a) 4b²-9a²К...

    24 слайд

    Представьте в виде
    многочлена
    стандартного вида:
    (3a+2b) * (2b-3a)
    4b²-9a²
    Категория Формулы сокращенного
    умножения за 300

  • Вычислите при a=1000	
995Категория Формулы сокращенного 
умножения за 400

    25 слайд

    Вычислите при a=1000


    995
    Категория Формулы сокращенного
    умножения за 400

  • Представьте многочлен 
в стандартном виде:
x3-х(x-3)(x+3)9xКатегория Формулы...

    26 слайд

    Представьте многочлен
    в стандартном виде:
    x3-х(x-3)(x+3)
    9x
    Категория Формулы сокращенного
    умножения за 500

  • Вычислите:
SIN(π/6)
1/2Категория Тригонометрия за 100

    27 слайд

    Вычислите:
    SIN(π/6)

    1/2
    Категория Тригонометрия за 100

  • Вычислите:
arcsin(-1)
-π/2
Категория Тригонометрия за 200

    28 слайд

    Вычислите:
    arcsin(-1)

    -π/2

    Категория Тригонометрия за 200

  • sinα=3/5, αЄIIIч.
Найдите COSα
-4/5Категория Тригонометрия за 300

    29 слайд

    sinα=3/5, αЄIIIч.
    Найдите COSα

    -4/5
    Категория Тригонометрия за 300

  • Вычислите:
cos(arccos1/2)
1/2Категория Тригонометрия за 400

    30 слайд

    Вычислите:
    cos(arccos1/2)

    1/2
    Категория Тригонометрия за 400

  • Вычислите:
sin²(arccos3/5)16/25Категория Тригонометрия за 500

    31 слайд

    Вычислите:
    sin²(arccos3/5)
    16/25
    Категория Тригонометрия за 500

  • 
I раунд завершён!

    32 слайд



    I раунд завершён!

  • 
Математическая смекалка

    33 слайд



    Математическая смекалка

  • 50050050050010001 задача2 задача3 задача4 задача5 задачаСегодня II тур предла...

    34 слайд

    500
    500
    500
    500
    1000
    1 задача
    2 задача
    3 задача
    4 задача
    5 задача
    Сегодня II тур предлагает вам задачи, которые решали шестиклассники в далеком 1962 году. Смогли бы вы победить команду таких учеников?

  • Магазин получил  со склада   материал. 
Ситца  было получено 66% общего колич...

    35 слайд

    Магазин получил  со склада   материал.
    Ситца  было получено 66% общего количества,
    а числа метров сатина и шерсти относились  
    между  собой,   как  11 : 6.   
    Сатина было получено   на 450 м больше шерсти.
    Сколько метров каждого материала
    получил  магазин?
    Ситца – 2970 метров,
    сатина – 990 метров,
    шерсти – 540 метров.

    Задача 1 за 500

  • Имеются два числа, 
ни одно из которых не делится на 7. 
Может ли (и при како...

    36 слайд

    Имеются два числа,
    ни одно из которых не делится на 7.
    Может ли (и при каком условии)
    сумма этих чисел разделиться на 7?
    Может, если сумма остатков
    от деления этих чисел на 7
    равна семи.
    Задача 2 за 500

  • 30 кгЗадача 3 за 500Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и с...

    37 слайд

    30 кг
    Задача 3 за 500
    Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

  • 50%Задача 4 за 500Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если...

    38 слайд

    50%
    Задача 4 за 500
    Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

  • 240 рублейЗадача 5 за 500Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. О...

    39 слайд



    240 рублей
    Задача 5 за 500
    Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

  • 
Финальный раунд завершён!
Успехов в дальнейшем изучении математики!

    40 слайд



    Финальный раунд завершён!
    Успехов в дальнейшем изучении математики!

  • 41Использованные источники информации:Рисунки взяты из встроенной коллекции M...

    41 слайд

    41
    Использованные источники информации:
    Рисунки взяты из встроенной коллекции MS Power Point
    Задания I тура являются базовыми, ориентированы на любой УМК по изучению математики 7-10 классов
    Использованные задачи ориентированы на уровень, предлагаемый учебником алгебры под ред. А.Г.Мордковича

  • 42Использованные источники информации:Задания II тура «Математическая смекалк...

    42 слайд

    42
    Использованные источники информации:
    Задания II тура «Математическая смекалка» взяты из задачника Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год



Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс:10

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного мероприятия по математике, командные мероприятия для классов одной параллели, дидактическая игра для 10 классов, задания в программе MicrosoftOfficePowerPoint.

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа  MicrosoftOfficePowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу алгебры  в 10 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация:количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5-10 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие привносит второй тур, содержащий арифметические задачи из задачника издания 1962 года.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика».

Задачи:

1.      Формирование навыков коллективной работы;

2.      Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

3.      Развитие внимания и логического мышления;

4.      Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 10 классов школы.  Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в два тура: «Алгебра», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме – «Уравнения за 100». Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски  переводит  слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ  и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

К теме «Функция» прилагаются слайды с чертежами. С этих слайдов по стрелке осуществляется переход к слайду с вопросом. Щелчок мышью открывает верный ответ.
            На заглавном слайде указаны границы используемого материала по алгебре – 7-10 класс, но это, разумеется, не означает, что задания посильны учащимся всего периода с 7 по 10 класс. Используется широкий спектр тем: от линейных функций до тригонометрических, от линейных уравнений до уравнений с модулем, радикалами и  тригонометрическими функциями. Аналогичный широкий выбор тем отражен и в других номинациях. Таким образом, часть вопросов предназначена для повторения и активизации остаточных знаний.

Второй тур мероприятия состоит из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и десятком лет раньше. Это задачникПономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для 10-классников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки.
            Поэтому беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных во втором туре задач.
Задача 1. Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10%  разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. Составим отношение общего веса серебра к общему весу сплавов.
(8,4+0,56х)/(х+12). По условию, оно равно 0,6. Решение данного уравнения даст требуемый ответ – 30 кг.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение:  Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её на своё усмотрение меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно,
что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля - 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

 

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивированности к участию в игре.
            

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1233
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 449
    • RAR 543.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Егорова Наталья Александровна
    Егорова Наталья Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17876
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 22 регионов

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов