Тема
урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности.
Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной
системы»
Цель: выяснить
особенности работы сердца
Задачи:
-
повторить строение кровеносной системы
-
значение кровообращения
-
раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме
сердечной деятельности
-
развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников.
-
воспитывать внимательное отношение к своему здоровью
Тип урока
: комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
Ход урока
1.Организация
класса
-
сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся
-Работа у
доски
а)
Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены-
Артерии-
Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда –
б) Мозговая атака. Кто быстрее других
вспомнит, что означают следующие цифры и числа…
·
I; II ; III ; IV
·
4 ; 2 и 2
·
300 гр.
·
5 литров
·
55% и 45%
в)
Подготовьте ответ на вопрос:
· Что понимаете под кровообращением?
· Какие органы относятся к системе
кровообращения?
Два ученика слушают ответ и дают анализ ответа)
г)Тестовое
задание (5-6минут)
1 вариант
1.
Где начинается
малый круг кровообращения?
2.
В каком отделе
сердца заканчивается большой круг кровообращения?
3.
Какая кровь
движется по легочной вене?
4.
Где
осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?
5.
Какая кровь в
левом предсердии и левом желудочке?
6.
Как влияют на
просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?
2 вариант
1.
Где начинается
большой круг кровообращения?
2.
В каком отделе
сердца заканчивается малый круг кровообращения?
3.
Какая кровь
движется по верхней полой вене?
4.
Где
осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?
5.
Какая кровь в
правом предсердии и правом желудочке?
6.
Как влияют на
просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин?
3.
Изучение новой темы
Актуализация
и активизация знаний
«Сердце» Эдуардас Межелайтис ( р. 1919г. народный поэт Литвы)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого
тела.
Сердце
лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне
организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать
физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог,
профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце,
спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные
сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием
импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение
записать в тетрадь
Автоматия
сердца - это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце,
вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном
участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем
распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются
непроизвольными - человек не может их усиливать, ослаблять или изменять
частоту.
Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:
•
сокращение предсердий - 0,1 с
•
сокращение желудочков - 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)
•
одновременное расслабление предсердий и желудочков - 0,4 с (диастола).
Следовательно,
весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки
работают
0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы
№
|
Фазы сердечных
циклов
|
продолжительность
|
|
|
|
Этим объясняется
способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни.
Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту.
Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60
мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце
выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека
перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается
120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.
Нервная регуляция
деятельности сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в
продолговатом и спинном мозге.
Частота и сила
сердечных сокращений в организме регулируются нервной системой Сердце
иннервируется вегетативной нервной системой. Симпатические нервы
увеличивают
частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические - наоборот,
замедляют
и уменьшают.
4.Закрепление
- задание .Вставьте
пропущенное слово.
1... и... – органы
кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь
течет от сердца, называются...; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются...,
мельчайшие кровеносные сосуды – ...
3. Сердце является полым
мышечным органом, разделенным на... камеры, стенки... гораздо толще стенок...,
внутри сердца обратному току крови препятствуют... и... клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по
времени... и состоит из сокращения... – 0,1, с сокращения... – 0,3 с
и паузы – ...
5. Сердце способно
сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление
называют...; ускоряют работу сердца... нервы и гормон..., а замедляют ритм
импульсы... нерва и гормон...
- Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из
вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным,
каменным, разбитым…
Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые
характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга. Листочки можете вклеить в
тетрадь
5. Итог урока. Домашнее задание . п. 32
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.