Инфоурок Биология КонспектыТема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы»

Тема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок№37 8-б.doc

Тема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы» 

Цель: выяснить особенности работы сердца
Задачи:

- повторить строение кровеносной системы

- значение кровообращения

- раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности

- развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников.

- воспитывать внимательное отношение к своему здоровью

Тип урока : комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
                                                         Ход урока

1.Организация класса

- сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся

-Работа у доски

а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы-           Артериальное давление крови-      Вены-        Артерии-
Виды кровеносных систем-    Оксигемоглобин-        Инфаркт миокарда – 

б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…

·       I;  II ;  III ;  IV         

·       4 ;  2 и 2

·       300 гр.

·       5 литров

·       55%  и 45%

в) Подготовьте ответ на вопрос:

·       Что понимаете под кровообращением?

·       Какие органы относятся к системе кровообращения?
Два ученика слушают ответ и дают анализ ответа)

г)Тестовое задание (5-6минут)

1 вариант

1.     Где начинается малый круг кровообращения?

2.     В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?

3.     Какая кровь движется по легочной вене?

4.     Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?

5.     Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке?

6.     Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?

2 вариант

1.     Где начинается большой круг кровообращения?

2.     В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?

3.     Какая кровь движется по верхней полой вене?

4.     Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?

5.     Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке?

6.     Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин?

3. Изучение новой темы

Актуализация и активизация знаний
 «Сердце»      Эдуардас Межелайтис ( р. 1919г. народный поэт Литвы)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой 
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы, 
Потому что нет ему покоя, 
До всего ему есть дело.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.

 Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
      Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
    Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь

Автоматия сердца - это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной  мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном   участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по   сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными - человек не может  их усиливать, ослаблять или изменять частоту.

          Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:

• сокращение предсердий - 0,1 с

• сокращение желудочков - 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)

• одновременное расслабление предсердий и желудочков - 0,4 с (диастола).

Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки

работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы

Фазы сердечных циклов

продолжительность

 

 

 

Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме  сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом  сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за   одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.

Нервная регуляция деятельности сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге.

Частота и сила сердечных сокращений в организме регулируются нервной системой Сердце иннервируется вегетативной нервной системой. Симпатические нервы

увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические - наоборот,

замедляют и уменьшают.

4.Закрепление

- задание .Вставьте пропущенное слово.

1... и... – органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются...; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются..., мельчайшие кровеносные сосуды – ...

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на... камеры, стенки... гораздо толще стенок..., внутри сердца обратному току крови препятствуют... и... клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени... и состоит из сокращения... – 0,1, с сокращения... – 0,3 с и паузы – ...

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют...; ускоряют работу сердца... нервы и гормон..., а замедляют ритм импульсы... нерва и гормон...


- Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым… 
   Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга. Листочки можете вклеить в тетрадь
5. Итог урока. Домашнее задание . п. 32

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи: - повторить строение кровеносной системы - значение кровообращения - раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности - развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников. - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью Тип урока : комбинированныйОборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система». Ход урока 1.Организация класса - сообщение темы и задач урока2.Контроль знаний учащихся -Работа у доски а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину) Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены- Артерии- Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда – б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 181 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2020 200
    • RAR 11.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабибулина Гузель Тагировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабибулина Гузель Тагировна
    Хабибулина Гузель Тагировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76518
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 396 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 671 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 391 человек