Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТема урока: Полезные ископаемые. Руды черных металлов

Тема урока: Полезные ископаемые. Руды черных металлов

Скачать материал

Тема урока:  Полезные ископаемые. Руды черных металлов.

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи. Объяснить, что относится к рудам черных металлов и как их используют в быту. Сформировать понятия о рудах черных металлов, наиболее распространенных среди полезных ископаемых рудного происхождения.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Познание мира», тетрадь, иллюстрации, коллекция полезных ископаемых, схемы, карта полезных ископаемых Казахстана, контурная карта полезных ископаемых Казахстана.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный,   стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

                        

Этапы и структура урока.

 

Базовые знания: Понятия о руде. Руды черных и цветных металлов. Руды черных металлов: магнитный железняк, красный и коричневый железняк. Группа черных металлов - железо и его сплавы: сталь и чугун. Основные месторождения железной руды в Казахстане.

Опорные знания: Общие понятия о полезных ископаемых, полученные учениками в 3-м классе.

    

     I. Организационный момент.

         Психологический настрой

Каждый день - всегда, везде,

 На занятиях, в игре

 Смело, чётко говорим,

 Но тихохонько сидим.

 Ну-ка. проверяй, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте,

 Всё в порядке,

 Ручка, книга и тетрадка?

 Все ли правильно сидят,

 Все ль внимательно глядят?

. Сообщение темы и цели урока.

         Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

- Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)

 - О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

- Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза - хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать - 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;

    2) отваливая землю, делать углубления;

    3) отваливая землю, доставать, извлекать.

- Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока.

(открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»)

- Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево

•    Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

•    Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

•    Всегда ли их надо « выкапывать» из недр земли?

•    Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок).

•    Сформулируйте понятие «полезные ископаемые».

     II. Практическая работа.

А) Возьмите в руки изделия из чугуна, стали, алюминия, свинца, олова, серебра и т.д. К каждому из них поднесите магнит. Некоторые из них притягиваются магнитом, некоторые нет.

Притягивающиеся магнитом – это черные металлы, не притягивающиеся – цветные металлы.

. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

                                      2) Работа с учебником: с.29

 Чтение определения, что такое руда.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых и предлагает детям назвать, какие из них узнали.

- Расскажите, как можно использовать знакомые вам полезные ископаемые в экономике страны.

Далее учащиеся выполняют практическую работу Изученные свойства полезных ископаемых заносятся учащимися в таблицу самостоятельно по мере их определения. Практическую работу лучше организовать в группах.

 

Свойства полезных ископаемых.

 

Название

Состояние

Плотность

Цвет

Горючесть

Железная руда

Твёрдая

Плотная

Чёрный

-

Нефть

Жидкая

-

Коричневая

+

Известняк

Твёрдый

Плотный

Белый

-

Глина

Твёрдая

Рыхлая

Красно-коричневый

-

Каменный уголь

Твёрдый

Плотный

Чёрный

+

 

Рассмотрите внимательно таблицу. Какими свойствами могут обладать разные полезные ископаемые?

     III. Знакомство с новым материалом.

А) Понятие о полезных ископаемых.

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым мы пишем в классе, уголь – все это горные породы. Все горные породы, полезные для человека, так и называют  полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Например:

1.     В строительстве (песок, глина, гранит, известняк).

2.     Как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф).

3.     Для приготовления пищи (каменная соль).

          Б) Добыча полезных ископаемых.

- Рассмотрите карту Казахстана. Многочисленные значки различной конфигурации и цвета означают места добычи разных полезных ископаемых.

Места, где находятся полезные ископаемые в количествах, достаточных для разработки, называют месторождениями полезных ископаемых.( вывесить на доску, а у детей на партах)

 

 

 

 

 

        

В) Знакомство с полезными ископаемыми

Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соколовско-Сарбайское месторождения.

Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.

                                Сообщение детей  ( показывают на карте)

Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.

Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.

Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.

Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана - бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.

Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд - медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Крупные месторождения руды медно-порфирового типа - Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.

Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты - свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка - Риддерское, Зыряновское и другие - находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели - в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае - в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).

Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики - на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе - в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

Железная руда - это полезное ископае­мое, из которого получают железо.

К железным рудам относятся красный желез­няк, магнитный железняк, бурый железняк.

Красный   железняк   (гематит)   содержит   70% железа.   Он   красного   цвета,   имеет   полуметал­лический блеск, оставляет на керамической плитке вишнево-красную черту, твер­дый  (оставляет  царапину  на стекле),   тяжелее   воды. Это основная руда для получения железа.

Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.

Бурый железняк (лимонит) содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный - бу­рый, желтый, черный; он мягче стекла, на кера­мической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распростране­на на поверхности Земли.

Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо.  А  из них   в   свою   очередь изготавливают  предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы.

 

В некоторых местах железная руда залега­ет неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или желез­нодорожные вагоны.

В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.

На физической карте месторождения желез­ной руды обозначают черным треугольником.

По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85 % всего запаса железной руды республики сосредоточено в Костанайской области.

Самое крупное Соколовско-Сарбайское месторождение было открыто с помощью самолета (что повлияло на магнитную стрелку прибора самолета?). Другие месторождения железной руды имеются в Сарыарке, на севере Арала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель рассказывает, как добывают железную руду в рудниках и в карьерах открытым способом.

В нашей стране добывают  железную руду в основном открытым способом, так как этот способ добычи является выгодным.

Показывает наиболее крупные месторождения железных руд на карте.

Из железной руды получают чугун и сталь. Они не встречаются в природе в чистом виде. Металл находится в смеси с другими веществами. Сначала в доменных печах выплавляют из руды чугун. В настоящее время доменные печи полностью механизированы. Высота печей превышает 10-этажный дом, снаружи они покрыты стальным каркасом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Небольшие вагонетки беспрерывно доставляют в домну руду и кокс. Из нижнего отверстия домны постоянно вдувают горячий воздух. В домне происходит восстанов­ление железа из окислов.

Температура внутри печи достигает 20 000 С . Металл, находящийся в составе руды, плавится и стекает вниз, накапливается на дне печи. Собравшийся металл понемногу вытекает из нижнего отверстия печи в огромный ковш, расположенный на движущейся по железным рельсам вагонетке. Далее подвижный ковш разливает чугун в формы.

 

 

 

 

 

 

 

              Доменная печь                                Доменная печь

(схематическое изображение)

 

Остыв, затвердевший чугун, отправляют в плавильные печи. Здесь выплавляют из чугуна сталь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Казахстане самый крупный завод, где выплавляют сталь, находится в городе Темиртау. На этом заводе начинал свой трудовой путь в качестве сталевара первый Президент нашей Республики Нурсултан Назарбаев.

 

 

 

 

 

 

                                 Это интересно

                                            Рассказ учителя.

В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

     IV. Работа с учебником.

         с. 38-40  Чтение текста, ответы на после текстовые вопросы и выполнение заданий.

- Что относится к черным металлам?

- Назовите виды черных металлов.

- Как из железной руды получают сталь и чугун?

- Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?

- Назовите места, где добывают железную руду.

     V. Итог урока. Хотелось бы закончить урок стихотворением
Джамбула Джабаева 
Посмотрите – 
Озарен и осиян – 
Стал одетый в лучи Казахстан… 
Каратау даст свинец, 
Кокшетау гонит овец, 
Тянет золотом руки Алтай, 
Медь обильно дает Карсакпай, 
Белый хлопок дарит Чимкент, 
Золотые как в сказке хлеба. 
Для народа растит Актоба… 
Дни и ночи грузит поезда 
Черным золотом Караганда… 
В Эмбе гордые вышки стоят, 
И кипит нефтяной водопад. 
В Карамчинской степи зреет рис. 
В Алатау сады поднялись, 
А в садах слаще сна и мечты 
Спеют яблоки Алма-Аты. 

     VI. Задание на дом.

А) Прочитать текст, ответить на вопросы и выполнить задания.

Б) Описать предметы из чугуна и стали, встречающиеся в повседневной жизни.

В) Обозначить на контурной карте месторождения железной руды.

     VII. Рефлексия.

Урок:

•     привлек меня тем...

•     показался интересным...

•     взволновал...

•     заставил задуматься...

•    навел меня на размышления...

 

Ребята, давайте не будем забывать об экологии. На доске висит карта Казахстана давайте превратим ее в цветущий сад, на столе у вас лежат стикеры , прикрепите их на карту.

Всем спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Свойства полезных ископаемых.

 

 

 

 

НАЗВАНИЕ

 

 

 

 

СОСТОЯНИЕ

 

 

ПЛОТНОСТЬ

 

 

ЦВЕТ

 

 

ГОРЮЧЕСТЬ

 

 

Железная руда

 

 

 

 

 

Твёрдая

 

 

 

 

 

Плотная

 

 

 

 

 

Чёрная

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

Нефть

 

 

 

 

 

Жидкая

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

Коричневая

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Известняк

 

 

 

 

Твёрдый

 

 

 

 

Плотный

 

 

 

 

Белый

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

Глина

 

 

 

 

 

Твёрдая

 

 

 

 

 

Рыхлая

 

 

 

 

 

Красно-коричневая

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

Каменный уголь

 

 

 

 

 

Твёрдый

 

 

 

 

 

Плотный

 

 

 

 

 

Чёрный

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Полезные ископаемые. Руды черных металлов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:  Полезные ископаемые. Руды черных металлов.

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи. Объяснить, что относится к рудам черных металлов и как их используют в быту. Сформировать понятия о рудах черных металлов, наиболее распространенных среди полезных ископаемых рудного происхождения.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Познание мира», тетрадь, иллюстрации, коллекция полезных ископаемых, схемы, карта полезных ископаемых Казахстана, контурная карта полезных ископаемых Казахстана.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный,   стимулирующий, побуждающий.

 

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 651 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1602
    • DOCX 3.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лемеш Любовь Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лемеш Любовь Леонидовна
    Лемеш Любовь Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 42
    • Всего просмотров: 33827
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек