Инфоурок Информатика Другие методич. материалыТема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа"

Тема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа"

Скачать материал

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Мастер производственного обучения

Шарипов Кудрят Музапарович

Тема урока  по производственному обучению:

Использование ЭТ для моделирования и анализа.

Цели урока:

1.Обучающая:

1. Ознакомить  с понятиями модели и моделирования.

2. Выработка навыков работы в процессоре Excel.

3. Научить использовать ЭТ для моделирования и анализа.

2. Воспитательная:

  Воспитать умение грамотно работать с использованием ЭТ для моделирования и анализа.

 

3. Развивающая:

    Развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Метод урока:  Словесно – практический.

 

Наглядности, дополнительный материал:

1.   ЭВМ типа IBM. ОС Windows 2003 Professional.

      ППП MOffice2003 Professional. Обучающие программы.

2.      В.Ф.Ляхович, С.О.Крамаров «Основы информатики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г/и.

Ход урока:

 

І. Организационный момент: 3-5 мин.

                    1) проверить наличие учебных принадлежностей;

                    2) проверить посещаемость по журналу.

 

І І .Вводный инструктаж: 40 мин.

Ознакомление с планом;

Ознакомить учащихся с темой урока;

Поставить цель перед учащимися.

 

Использование ЭТ для моделирования и анализа

1.      Понятие модели и моделирования

     Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Моделирование – построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

 

 

 

По способу представления модели можно разделить на:

  • материальные – физические, воспроизводящие геометрические и физические свойства оригинала (игрушки, чучела птиц, карты, глобус, схемы, опыты по химии и физики и т.п.);
  • информационные – строятся на информации (информационная модель – совокупность информации, характеризующей свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром).

      Информационные моделей бывают:

  • вербальные – информация в устной или разговорной форме;
  • знаковая – информация, выраженная спец. средствами – знаками, т.е. средствами любого формального языка:

    ²     геометрические (графические формы и конструкции);

    ²     математические (формулы);

    ²     структурные (таблицы, графики, схемы);

    ²     логические (модели с вариантами в зависимости от условий);

    ² специальные (химические формулы, нотные знаки и т.д.);

На основании известных фактов методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого или будущего. Так родились теории вымирания динозавров или гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее – пример «Ядерная зима», будущее Солнца, звезд и т.д. Для моделирования таких сложных и масштабных процессов требуется огромное количество ресурсов, а также серьёзный арсенал знаний, связанный с представлением об общих принципах моделирования.

2.  Абстрактное представление модели упрощает процесс исследования и позволяет скрупулёзно познакомиться с математическими и графическими средствами представления. В абстрактной сфере позволяет работать компьютер, при этом у нас появляется возможность эффективно моделировать процесс решения широкого класса задач по математике, физике, экономике.

3.  Пример построения таблиц для моделирования и анализа

·          Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.

Последовательность построения таблицы:

1.      Предусмотреть ввод в определенные ячейки среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

2.      Рассчитать примерное время прибытия поезда.

3.      Заполнить шапку таблицы

4.      Поставить в первую строку первого столбца таблицы - 0.

5.      Поставить в первую строку второго столбца таблицы - расстояние между пунктами.

6.      Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

7.    Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10) - =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

8.    Формула расчета времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния, формула из ячейки А15) - =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

А) Самостоятельная работа:

1. Работа с карточкой: Построение модели движения поезда.

 

2. Решить задачу №1. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

 

3. Решить задачу №2. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего.

 

4. Решить задачу №3. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

 

Б) Целевые обходы мастера:

1-обход.  Проверить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.

 

«Построение модели движения поезда».

 

   Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час:

 

   Алгоритм построения таблицы:   Рассчитать примерное время прибытия поезда.

1.       Таблицу создать по выше приведенному образцу.

2.    В ячейки D3 и D4 ввести среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

3.       Заполнить шапку таблицы

4.       Поставить в первую строку в первый столбец таблицы (А9) - 0.

5.       Поставить в первую строку второго столбца таблицы (В9) - расстояние между пунктами (=D3).

6.       Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

 7.  Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10): =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

 8.  Формула  времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния) из ячейки А15: =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

9.  Рассчитать примерное время прибытия поезда: в ячейке Е5 записать: =D4/D3,

    отформатировать ячейку так, чтобы полученное число не содержало десятичных

    знаков (Формат - Ячейки - закладка Число - установить Число десятичных

знаков - 0,    ОК).

10. В таблице предусмотреть 30-40 строк: скопировать в них формулы из

ячеек А10, В10,      задать условное форматирование (Пустые ячейки залить цветом)

11. Модель построена.

 

2-обход. Проверить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

Задача №1

·          Известна средняя скорость движения катера (46 км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250 км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

3-обход. Проверить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего.

Задача №2

·          В сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50 кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75 кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.

4-обход. Проверить таблицу из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

Задача №3

·          На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет, принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет.  Мальвина,  Буратино,  Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина про­дала 10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера. Пьеро — 7 компьютеров и 4 прин­тера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6 принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

 

Заключительный инструктаж: 10 мин.

Ответить на вопросы учащихся.

Отметить лучшую выполненную работу.

Прокомментировать выявленные ошибки при создании таблиц.

IV.Комментирование оценок: 7-10 мин.

Оценка знаний учащихся.

V. Задание на дом: 2 мин.

Повтрить пройденный материал.

 

Задача №1

·          Известна средняя скорость движения катера (46 км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250 км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

 

 

Задача №2

·          В сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50 кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75 кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.

 

 

Задача №3

·          На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет, принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет.  Мальвина,  Буратино,  Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина про­дала 10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера. Пьеро — 7 компьютеров и 4 прин­тера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6 принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

 

Построение модели движения поезда.

 

   Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час:

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм построения таблицы:   Рассчитать примерное время прибытия поезда.

1.       Таблицу создать по выше приведенному образцу.

2.    В ячейки D3 и D4 ввести среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

3.       Заполнить шапку таблицы

4.       Поставить в первую строку в

       первый столбец таблицы (А9) - 0.

5.       Поставить в первую строку второго столбца таблицы (В9) - расстояние между пунктами (=D3).

6.       Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

 7.  Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10): =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

 8.  Формула  времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния) из ячейки А15: =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

9.  Рассчитать примерное время прибытия поезда: в ячейке Е5 записать: =D4/D3, отформатировать ячейку так, чтобы полученное число не содержало десятичных  знаков (Формат - Ячейки - закладка Число - установить Число десятичных знаков - 0,    ОК).

 10. В таблице предусмотреть 30-40 строк: скопировать в них формулы из ячеек А10, В10,      задать условное форматирование (Пустые ячейки залить цветом)

 

11. Модель построена.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Мастер производственного обучения

Шарипов Кудрят Музапарович

Тема урока  по производственному обучению:

Использование ЭТ для моделирования и анализа.

Цели урока:

1.Обучающая:

1. Ознакомить  с понятиями модели и моделирования.

2. Выработка навыков работы в процессоре Excel.

3. Научить использовать ЭТ для моделирования и анализа.

2. Воспитательная:

  Воспитать умение грамотно работать с использованием ЭТ для моделирования и анализа.

 

3.Развивающая:

    Развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Метод урока:  Словесно – практический.

 

Наглядности, дополнительный материал:

1.   ЭВМ типа IBM. ОС Windows 2003 Professional.

      ППП MOffice2003 Professional. Обучающие программы.

 

2.      В.Ф.Ляхович, С.О.Крамаров «Основы информатики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г/и.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 2230
    • DOCX 566 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Азиев Кудрят Нариманович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Азиев Кудрят Нариманович
    Азиев Кудрят Нариманович
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 112420
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Курс повышения квалификации

Организация преподавания информационных систем и технологий в профессиональном образовании

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе