Содержание
учебного проекта и этапы его проведения
Тема
урока-проекта - «Поэзия
Марины Цветаевой как история ее жизни»
Возрастная
категория учащихся – ученики
11 класса
Продолжительность
проекта: 2 урока
Обоснование
проекта
Поэт Марина
Цветаева. Женщина
с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней
юности предчувствующая свою смерть, однажды с горечью сказавшая: «И к имени
моему «МАРИНА» - прибавьте: мученица». Какая она? Попробуем ответить на этот
нелегкий вопрос.
С целью привлечения внимания
учащихся к личности поэтессы ещё до начала изучения темы предлагаю
организовать работу ребят над проектами. Происходит «погружение» детей в тему
будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается
учебно-познавательная мотивация к уроку. Кроме того, работа над проектами
позволяет устранить недостатки программы литературного образования: слишком
малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух
часов на изучение творчества М. Цветаевой становится достаточным для разговора
в классе, на уроке, поскольку большая работы проделывается за рамками урока.
Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом, чтобы при работе над
проектами в воображении учащихся «ожил» облик М.И. Цветаевой,
появился глубокий интерес к её личности. Задача ребят на данном этапе не
столько изучать факты биографии Цветаевой, сколько проникать в душу этого
человека, узнавать о её взглядах и принципах. Во время работы групп над
проектами занимаю позицию консультанта.
После
выступления групп предлагаю следующие виды домашнего задания:
-выучить
одно из понравившихся стихотворений наизусть;
-написать
отзыв о стихотворении;
-написать
мини-сочинение о поэзии Марины Цветаевой.
Цель
урока-проекта: создать условия для изучения поэзии Марины Цветаевой на
основе созданных учащимися мини-проектов.
Задачи
личностного развития:
- развитие интереса к личности Цветаевой и ее поэзии;
- расширение представления учащихся о жизненных ценностях;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами;
- содействие рациональной организации труда;
- формирование навыков работы в команде.
Вопросы
учебной темы:
1. Истоки творчества поэта (семья Марины
Цветаевой).
2.
Поэт и рыцарь (история
отношений с Сергеем Эфроном).
3. Поэт и время
(отношение к революции, эмиграция).
4. Поэт и поэты
(отношение к Пушкину, поэтам Серебряного века, переводы Цветаевой).
5. Поэт и Родина
(возвращение из эмиграции).
6. Поэт и его
наследие (стихотворения, ставшие песнями).
После создания и защиты
мини-проектов учащиеся должны:
-знать: основные
этапы жизни Цветаевой, мотивы творчества на разных этапах;
-уметь: анализировать стихотворения, находить связь между жизненными реалиями
и их творческим воплощением.
Виды
деятельности групп:
- Изучение научно-популярной литературы, знакомство с мнением разных
учёных-литературоведов, общественных деятелей;
- Оформление выставки, посвящённой жизни и творчеству Цветаевой;
- Создание презентации;
- Чтение и анализ стихотворений;
- Составление
вопросов по теме своего проекта.
Формирование
групп для проведения исследований
Класс
делится на шесть групп в соответствии с вопросами. Деление класса на группы
может осуществляться разными способами:
-в
соответствии с желанием учащихся;
-случайным
образом;
-на
усмотрение учителя (в зависимости от уровня подготовленности класса, умения
учащихся работать самостоятельно, презентовать результаты работы).
После выступления групп проводится выходной
контроль. Каждая группа формулирует по два вопроса: один репродуктивного,
второй - аналитического характера, которые заранее сдают учителю.
Характер всех
учебных мини-проектов - информационно-творческий.
Рекомендации
для всех групп:
- сформулировать цели и задачи своего мини-проекта;
- сформулировать гипотезу (предположение результата);
- выделить объект исследования;
- определить предмет исследования.
Задание
1 группе:
Изучите биографию Марины Цветаевой (см. список
рекомендуемой литературы). Подумайте, каким образом можно передать внутренний
мир этого человека.
Памятка:
-детство и юность поэта;
-художественный мир «Вечернего альбома», «Волшебного
фонаря», «Из двух книг» («Моим стихам…», «Идешь, на меня похожий», «Красною
кистью рябина зажглась…», «Бабушке» и др.)
Задание
2 группе:
Расскажите об истории знакомства и взаимоотношений Сергея
Эфрона и Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой
литературы).
Памятка:
-романтическая
история с сердоликом;
-сопоставление
героя стихотворений с образом Эфрона в воспоминаниях современников;
-черты
идеального романтического героя;
-Эфрон в
Добровольческой армии («Я с вызовом ношу его кольцо», «Писала я на аспидной
доске», цикл «Лебединый стан» и др.)
Задание
3 группе:
Проанализируйте условия жизни и положение Марины Цветаевой
в годы революции и Гражданской войны (см. список
рекомендуемой литературы).
Памятка:
-письмо от
мужа;
-смерть
дочери;
-творчество
периода эмиграции (книга «Разлука», «Поэма горы», «Поэма конца», «Мой милый,
что тебе я сделала» и др.)
Задание
4 группе:
Исследуйте отношение Цветаевой к Пушкину, к
поэтам-современникам, переводы поэта.
Памятка:
-восхищение
Пушкиным;
-образы
поэтов в стихах Цветаевой (А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, Б. Пастернак);
-переводы
Марины Цветаевой.
Задание
5 группе:
Изучите историю возвращения поэта на Родину и последние
годы жизни Цветаевой.
Памятка:
-тоска
Цветаевой по Родине;
-тема
противостояния поэта и мира;
-возвращение
мужа и дочери;
-Цветаева
в России, несовместимость поэта и реальной жизни;
-расстрел
мужа;
-невыносимая
травля («Тоска по Родине! Давно…», «Страна», «Родина» и др.)
Задание
6 группе:
Расскажите
о стихотворениях Цветаевой, ставших песнями.
Памятка:
-авторы
музыки, режиссеры фильмов, где звучат песни, их исполнители («Я тебя отвоюю…»,
«Мне нравится», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.)
Возможные
результаты:
Итогами
работы могут стать презентация, буклет,
брошюра, бюллетень; оформление
выставки книг, фотографий, цитат Цветаевой; подбор отзывов современников о
поэте.
Критерии
оценки учебных мини-проектов:
1.
Полнота
раскрытия темы.
2.
Иллюстрация
мысли поэтическими строками.
3.
Оригинальность
подачи материала.
4.
Качество
презентации.
5.
Соблюдение
регламента (выступление группы не более 8 минут).
Список
рекомендуемой литературы:
1.
Белкина М.О. / Скрещение
судеб. изд. 3-е, перераб. и доп. М.: « А и Б», 1999.
2.
Каган Ю.М. / Марина
Цветаева в Москве. Путь к гибели. М.; «Отечество»,1992.
3.
Кудрова И.В. / Гибель
Марины Цветаевой. Новый мир, 1988, №
7, с. 181.
4.
Лосская Вероника / Марина
Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: «Культура и
традиции»,1992.
5.
Саакянц А.А. / Марина
Цветаева: Жизнь и творчество. М.:
«Эллис Лак», 1999.
6. Федосеева Л.Г. / Марина Цветаева. Путь в
вечность. М.: «Знание», 1992.
7.
Цветаева А.И. / Неисчерпаемое.
М: «Отечество», 1992.
8. Цветаева М.И. / За всех — противу всех! //
Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах /
Сост. Л.В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л.В. Поликовской,
М.А. Долговой. М.: «Высшая школа», 1992.
9. Цветаева М.И. / Избранные произведения // Авт.
предисловия С.Букчин. Минск: "Мастацкая литература», 1984.
10. Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. //
Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот.
текста и коммент. А.Саакянц, вступит. ст. Вс.Рождественского. Минск: «Нар. асвета».
Минск, 1988.
11. Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. //
Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. Саакянц А. А. Минск: «Нар. асвета».
Минск, 1988.
12.
Швейцер В.А. / Быт и
бытие Марины Цветаевой. М:«СП Интерпринт»,1992.
13. 100 русских поэтов / Сост. М.Засецкая.
СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.
14.
www.tsvetaeva.com
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.