Инфоурок Литература КонспектыУрок "Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни" (11 класс)

Урок "Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни" (11 класс)

Скачать материал

Содержание учебного проекта и этапы его проведения

Тема урока-проекта - «Поэзия Марины  Цветаевой как история ее жизни»

Возрастная категория учащихся – ученики 11 класса

Продолжительность проекта: 2 урока

Обоснование проекта

Поэт Марина Цветаева. Женщина с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней юности предчувствующая свою смерть, однажды с горечью сказавшая: «И к имени моему «МАРИНА» - прибавьте: мученица». Какая она? Попробуем ответить на этот нелегкий вопрос.

С целью привлечения внимания учащихся к личности поэтессы ещё  до начала изучения темы предлагаю организовать работу ребят над проектами. Происходит «погружение» детей в тему  будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается учебно-познавательная мотивация к уроку. Кроме того, работа над проектами позволяет устранить недостатки программы литературного образования: слишком малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух часов на изучение творчества М. Цветаевой становится достаточным для разговора в классе, на уроке, поскольку большая работы проделывается за рамками урока. Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом, чтобы при работе над проектами в воображении учащихся «ожил» облик М.И. Цветаевой, появился глубокий интерес к её личности. Задача ребят на данном этапе не столько изучать факты биографии Цветаевой, сколько проникать в душу этого человека, узнавать о её взглядах и принципах. Во время работы групп над проектами занимаю позицию консультанта.

После выступления групп предлагаю следующие виды домашнего задания:

-выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть;

-написать отзыв о стихотворении;

-написать мини-сочинение о поэзии Марины Цветаевой.

 

Цель урока-проекта: создать условия для изучения поэзии Марины Цветаевой на основе созданных учащимися мини-проектов.

Задачи личностного развития:

  • развитие интереса  к личности Цветаевой и ее поэзии;
  • расширение представления учащихся о жизненных ценностях;
  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами;
  • содействие рациональной организации труда;
  • формирование навыков работы в команде.

 

Вопросы учебной темы:

1.     Истоки творчества поэта (семья Марины Цветаевой).

2.     Поэт и рыцарь (история отношений с Сергеем Эфроном).

3.     Поэт и время (отношение к революции, эмиграция).

4.     Поэт и поэты (отношение к Пушкину, поэтам Серебряного века, переводы Цветаевой).

5.     Поэт и Родина (возвращение из эмиграции).

6.     Поэт и его наследие (стихотворения, ставшие песнями).

После создания и защиты мини-проектов учащиеся должны:

 

-знать: основные этапы жизни Цветаевой, мотивы творчества на разных этапах;

 

-уметь: анализировать стихотворения, находить связь между жизненными реалиями и их творческим воплощением.

 

Виды деятельности групп:

  • Изучение научно-популярной литературы, знакомство с мнением разных учёных-литературоведов, общественных деятелей;
  • Оформление выставки, посвящённой жизни и творчеству Цветаевой;
  • Создание презентации;
  • Чтение и анализ стихотворений;
  • Составление вопросов по теме своего проекта.

Формирование групп для проведения исследований

Класс делится на шесть  групп в соответствии с вопросами. Деление класса на группы может осуществляться разными способами:

-в соответствии с желанием учащихся;

-случайным образом;

-на усмотрение учителя (в зависимости от уровня подготовленности класса, умения учащихся работать самостоятельно, презентовать результаты работы).

После выступления групп проводится выходной контроль. Каждая группа формулирует по два вопроса: один репродуктивного, второй - аналитического характера, которые заранее сдают учителю.

Характер всех учебных мини-проектов  -  информационно-творческий.

Рекомендации для всех групп:

  • сформулировать цели и задачи своего мини-проекта;
  • сформулировать гипотезу (предположение результата);
  • выделить объект исследования;
  • определить предмет исследования.

Задание 1 группе:

Изучите биографию Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы). Подумайте, каким образом можно передать внутренний мир этого человека.

Памятка:

-детство и юность поэта;

-художественный мир «Вечернего альбома», «Волшебного фонаря», «Из двух книг» («Моим стихам…», «Идешь, на меня похожий», «Красною кистью рябина зажглась…», «Бабушке» и др.)

Задание 2 группе:

Расскажите об истории знакомства и взаимоотношений Сергея Эфрона и Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы).

Памятка:

-романтическая история с сердоликом;

-сопоставление героя стихотворений с образом Эфрона в воспоминаниях современников;

-черты идеального романтического героя;

-Эфрон в Добровольческой армии («Я с вызовом ношу его кольцо», «Писала я на аспидной доске», цикл «Лебединый стан» и др.)

Задание 3  группе:

Проанализируйте  условия жизни и положение Марины Цветаевой в годы революции и Гражданской войны (см. список рекомендуемой литературы).

Памятка:

-письмо от мужа;

-смерть дочери;

-творчество периода эмиграции (книга «Разлука», «Поэма горы», «Поэма конца», «Мой милый, что тебе я сделала» и др.)

Задание 4  группе:

Исследуйте отношение Цветаевой к Пушкину, к поэтам-современникам, переводы поэта.

Памятка:

-восхищение Пушкиным;

-образы поэтов в стихах Цветаевой (А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, Б. Пастернак);

-переводы Марины Цветаевой.

Задание 5  группе:

Изучите историю возвращения поэта на Родину и последние годы жизни Цветаевой.

Памятка:

-тоска Цветаевой по Родине;

-тема противостояния поэта и мира;

-возвращение мужа и дочери;

-Цветаева в России, несовместимость поэта и реальной жизни;

-расстрел мужа;

-невыносимая травля («Тоска по Родине! Давно…», «Страна», «Родина» и др.)

Задание 6  группе:

Расскажите о  стихотворениях Цветаевой, ставших песнями.

Памятка:

-авторы музыки, режиссеры фильмов, где звучат песни, их исполнители («Я тебя отвоюю…», «Мне нравится», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.)

Возможные результаты:

Итогами работы могут стать презентация, буклет, брошюра, бюллетень; оформление выставки книг, фотографий, цитат Цветаевой; подбор отзывов современников о поэте.

 

Критерии оценки учебных мини-проектов:

1.     Полнота раскрытия темы.

2.     Иллюстрация мысли поэтическими строками.

3.     Оригинальность подачи материала.

4.     Качество презентации.

5.     Соблюдение регламента (выступление группы не более 8 минут).

Список рекомендуемой литературы:

1.     Белкина М.О.  /  Скрещение судеб. изд. 3-е, перераб. и доп. М.: « А и Б», 1999.

2.     Каган Ю.М. / Марина Цветаева  в Москве. Путь к гибели. М.; «Отечество»,1992.

3.     Кудрова И.В. /  Гибель Марины Цветаевой. Новый мир, 1988, № 7, с. 181.

4.     Лосская Вероника / Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: «Культура и традиции»,1992.

5.      Саакянц А.А. / Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М.: «Эллис Лак», 1999.

6.     Федосеева Л.Г. / Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: «Знание», 1992.

7.     Цветаева А.И. / Неисчерпаемое. М: «Отечество», 1992.

8.     Цветаева М.И. / За всех — противу всех! // Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л.В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л.В. Поликовской, М.А. Долговой. М.: «Высшая школа», 1992.

9.     Цветаева М.И. / Избранные произведения // Авт. предисловия С.Букчин. Минск: "Мастацкая литература», 1984.

10. Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц, вступит. ст. Вс.Рождественского. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

11. Цветаева М.И. /  Сочинения: В 2 т. // Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. Саакянц А. А. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

12. Швейцер В.А.  / Быт и бытие Марины Цветаевой. М:«СП Интерпринт»,1992.

13. 100 русских поэтов / Сост. М.Засецкая. СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.

14. www.tsvetaeva.com

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2017 1505
    • DOCX 20.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толопило Людмила Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толопило Людмила Дмитриевна
    Толопило Людмила Дмитриевна
    • На сайте: 7 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 166130
    • Всего материалов: 66

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Блокчейн и биткоин: технологии для начинающих

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в условиях среднего профессионального образования

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Принципы и технологические режимы варки

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе