Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Тема употребление “Фразеологизмов» в нашей речи

Тема употребление “Фразеологизмов» в нашей речи




Тема “Фразеологизмы»



Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

образовательные: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со словарями.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование урока: рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический словарь, оценочные листы.

План урока

I. Организационный момент. 2 минуты…………………...

II. Мотивационный этап. 5 минуты…………………....

III. Первая станция «Теоретическая». 3 минуты……

IV. Вторая станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты….

V. Третья станция «Этимологическая». 8 минут…………….….

VI. Четвертая станция «Фразеологическая разминка». 3 минуты

VIIПятая станция «Словарная». 7 минут………………………

VIII. Шестая станция «Синонимы и антонимы». 7 минут...….

IX. Домашнее задание. 2 минуты………………………………

X. Подведение итогов урока. 5 минут…………………………

Ход урока.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап.

Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (слайд 1: на доске записана только часть темы урока).

- Ребята, открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания (слайд 2):

Презентация Этот удивительный мир фразеологизмов

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос.

(Это фразеологизмы)

- Правильно, все это – фразеологизмы

- Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в этот удивительный мир фразеологизмов (слайд 3). Допишите название темы урока в ваши рабочие тетради. Мы будем путешествовать на сказочном поезде, поэтому я раздала каждому из вас маршрутные листы, где вы, выполняя в течение урока задания, будете выставлять баллы за каждый правильный ответ себе и своим одноклассникам.

- Какие цели мы поставим перед собой? (узнать о фразеологизмах, их признаках, чем отличаются от других речевых единиц, научиться использовать их в речи).

Слово учителя: Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы).

Мы отправляемся в путешествие…. (слайд 4: поезд)

III. Первая станция «Теоретическая». 3 минуты

- Мы на станции «Теоретическая». Давайте узнаем, что же такое фразеологизмы. Что нужно для этого сделать? (изучить теорию в учебнике)

- Правильно. Откройте учебники на странице 128 и прочитайте определение слова фразеологизм. Задать время: 1 минута.

- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).

Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов? (фразеология) (слайд 5). ФРАЗЕОЛО́ГИЯ (от греч. phrasis - выражение, оборот речи и logos – учение) - раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.

Все, кто ответил правильно, ставит себе в маршрутный лист 1 балл.

- Каким будет следующий наш шаг? (применим полученные знания на практике).

IV. Вторая станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты.

Цель: развитие умений использовать устойчивые сочетания в речи.

- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.)

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, вы молча записываете через запятую концовку. У вас 2 минуты.

Голоден как…

Труслив как…

Грязный как…

Нем как …

Колючий как…

Хитёр как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, свинья, рыба, ёж, лиса (по щелчку: слайд 7). За каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 6 баллов).

V. Третья станция. «Этимологическая». 8 минут.

Цели: дать понятие об источниках возникновения фразеологизмов, развитие умений определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Поезд (слайд 8). Перед нами третья станция - «Этимологическая». Здесь нам предстоит выполнить три задания. По ходу работы вы поймете, почему она так называется.

1) На доске в беспорядке части фразеологизмов.

- За 2 минуты соедините разбросанные части фразеологизмов - фронтально (слайд 9). Ученики записывают получившиеся фразеологизмы в столбик.

Шиворот-навыворот (происхождение)

Вставлять палки в колеса

За тридевять земель

Яблоко раздора

Самопроверка (щелчок - слайд 9):. сравнить с доски, за каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 4 балла.). Выставить в маршрутный лист.

2) Происхождение фразеологизмов, т.е. их этимология – 2 минуты:

 - Понятно теперь, почему станция называется этимологической?

- Как вы считаете, как образовались фразеологизмы?

- Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, из сказок, мифов (слайды 10, 11).

- Кому же Парис отдал яблоко?

- Мы уже знаем, как образуются фразеологизмы. Двигаемся дальше.

3) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов – 3 минуты. Для этого прочитайте правило на стр. 129.

- Сколько фразеологизмов в предложении?

- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения.

Лётчики в поте лица стараются выполнить план лётной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колёса (слайд 12).

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

VI. Четвертая станция «Фразеологическая разминка». 3 минуты (слайд 13, 14 - музыка при щелчке)

- Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

- Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим наш урок.

VIIПятая станция «Словарная». 7 минут

- Пятая станция на нашем маршруте - «Словарная» (слайд 15).

Цель: развитие умений работать с фразеологическими словарями, формирование умений определять признаки фразеологизмов.

- Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? (работать со словарями). Слайд 16.

1) На доске записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради. У вас 4 минуты (слайд 17). Работать будете в парах.

Кататься как сыр в масле – жить в достатке

Денег куры не клюют - очень много денег у кого-то

Как кот наплакал - малое количество чего-либо

Вывод:

- Давайте проверим, всё ли верно. Самопроверка: за выполнение задания – 1 балл. Если все у вас правильно, ставьте себе 3 балла.

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого-либо фразеологизма? (обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

2) Вы уже знаете все признаки фразеологизма. Докажите, что это фразеологизмы.

Вывод:

- Так что же такое фразеологизмы? Назовите их признаки (устойчивые сочетания слов, т.к. нельзя в него вставить слово без изменения значения, образное, выразительное, близко по значению слову, является одним членом предложения).

Слово учителя: Фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

VIII. Шестая станция «Синонимы и антонимы».

Цель: сформировать умение подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы.

- Наше путешествие по миру фразеологии подходит к концу. Мы на последней станции «Синонимы и антонимы». Здесь мы будем работать по вариантам. Упражнение 469 на стр. 131: один подбирает синонимы, другой - антонимы. Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима.

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света (слайд 21).

Взаимопроверка (слайд 22):

фразеологизм

синоним

антоним

Рукой подать

 

перед носом

два шага

у черта на куличках

Одного поля ягоды

два сапога пара

из одного теста

из другого теста

другой породы

белая ворона

За три девять земель

на краю света

два шага

IX. Домашнее задание. 2 минуты

Вы уже узнали все о фразеологизмах, а дома вы попробуете использовать их, выполнив следующее задание. Я вам раздала карточки с текстом. (слайд 23)

Озаглавьте текст, перепишите. Закончите текст, используя слова для справок.

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, от ворон уберечь. Вороны ведь большие любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот одна кружится, вот другая… Того и гляди сыр из-под носа утащат среди бела дня.

Слова для справок: откуда ни возьмись, съела под шумок, ушла как ни в чем не бывало, подальше от греха,  а ее уж и след простыл.

Рефлексия

Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.). Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой. Помните, что современному обществу нужна здоровая и образованная молодежь.

- Вы действительно сегодня активно поработали. Подсчитайте теперь ваши баллы и поставьте по ключу оценку за сегодняшний урок (слайд 24).

- Как вы думаете, а кто лучше всех работал на уроке? Кого можно наградить грамотой знатока фразеологии? (слайд 25)

Вложите оценочные листы в рабочие тетради и сдайте мне, чтобы я могла выставить оценки в журнал.

Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!






  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

образовательные: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со словарями.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование урока: рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический словарь, оценочные листы.

План урока

I. Организационный момент. 2 минуты…………………...

II. Мотивационный этап. 5 минуты…………………....

III. Первая станция «Теоретическая». 3 минуты……

IV. Вторая станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты….

V. Третья станция «Этимологическая». 8 минут…………….….

VI. Четвертая станция «Фразеологическая разминка». 3 минуты

VIIПятая станция «Словарная». 7 минут………………………

VIII. Шестая станция «Синонимы и антонимы». 7 минут...….

IX. Домашнее задание. 2 минуты………………………………

X. Подведение итогов урока. 5 минут…………………………

Ход урока.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап.

Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (слайд 1: на доске записана только часть темы урока).

 

- Ребята, открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания (слайд 2):

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос.

(Это фразеологизмы)

- Правильно, все это – фразеологизмы

- Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в этот удивительный мир фразеологизмов (слайд 3). Допишите название темы урока в ваши рабочие тетради. Мы будем путешествовать на сказочном поезде, поэтому я раздала каждому из вас маршрутные листы, где вы, выполняя в течение урока задания, будете выставлять баллы за каждый правильный ответ себе и своим одноклассникам.

- Какие цели мы поставим перед собой? (узнать о фразеологизмах, их признаках, чем отличаются от других речевых единиц, научиться использовать их в речи).

Слово учителя: Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы).

Мы отправляемся в путешествие…. (слайд 4: поезд)

III. Первая станция «Теоретическая». 3 минуты

- Мы на станции «Теоретическая». Давайте узнаем, что же такое фразеологизмы. Что нужно для этого сделать? (изучить теорию в учебнике)

- Правильно. Откройте учебники на странице 128 и прочитайте определение слова фразеологизм. Задать время: 1 минута.

- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).

Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов? (фразеология) (слайд 5). ФРАЗЕОЛО́ГИЯ (от греч. phrasis - выражение, оборот речи и logos – учение) - раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.

Все, кто ответил правильно, ставит себе в маршрутный лист 1 балл.

- Каким будет следующий наш шаг? (применим полученные знания на практике).

IV. Вторая станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты.

Цель: развитие умений использовать устойчивые сочетания в речи.

- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.)

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, вы молча записываете через запятую концовку. У вас 2 минуты.

Голоден как…

Труслив как…

Грязный как…

Нем как …

Колючий как…

Хитёр как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, свинья, рыба, ёж, лиса (по щелчку: слайд 7). За каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 6 баллов).

V. Третья станция. «Этимологическая». 8 минут.

Цели: дать понятие об источниках возникновения фразеологизмов, развитие умений определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Поезд (слайд 8). Перед нами третья станция - «Этимологическая». Здесь нам предстоит выполнить три задания. По ходу работы вы поймете, почему она так называется.

1) На доске в беспорядке части фразеологизмов.

- За 2 минуты соедините разбросанные части фразеологизмов - фронтально (слайд 9). Ученики записывают получившиеся фразеологизмы в столбик.

Шиворот-навыворот (происхождение)

Вставлять палки в колеса

За тридевять земель

Яблоко раздора

Самопроверка (щелчок - слайд 9):. сравнить с доски, за каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 4 балла.). Выставить в маршрутный лист.

2) Происхождение фразеологизмов, т.е. их этимология – 2 минуты:

 - Понятно теперь, почему станция называется этимологической?

- Как вы считаете, как образовались фразеологизмы?

- Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, из сказок, мифов (слайды 10, 11).

- Кому же Парис отдал яблоко?

- Мы уже знаем, как образуются фразеологизмы. Двигаемся дальше.

3) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов – 3 минуты. Для этого прочитайте правило на стр. 129.

- Сколько фразеологизмов в предложении?

- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения.

Лётчики в поте лица стараются выполнить план лётной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колёса (слайд 12).

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

VI. Четвертая станция «Фразеологическая разминка». 3 минуты (слайд 13, 14 - музыка при щелчке)

- Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

- Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим наш урок.

VIIПятая станция «Словарная». 7 минут

- Пятая станция на нашем маршруте - «Словарная» (слайд 15).

Цель: развитие умений работать с фразеологическими словарями, формирование умений определять признаки фразеологизмов.

- Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? (работать со словарями). Слайд 16.

1) На доске записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради. У вас 4 минуты (слайд 17). Работать будете в парах.

Кататься как сыр в масле – жить в достатке

Денег куры не клюют - очень много денег у кого-то

Как кот наплакал - малое количество чего-либо

Вывод:

- Давайте проверим, всё ли верно. Самопроверка: за выполнение задания – 1 балл. Если все у вас правильно, ставьте себе 3 балла.

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого-либо фразеологизма? (обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

2) Вы уже знаете все признаки фразеологизма. Докажите, что это фразеологизмы.

Вывод:

- Так что же такое фразеологизмы? Назовите их признаки (устойчивые сочетания слов, т.к. нельзя в него вставить слово без изменения значения, образное, выразительное, близко по значению слову, является одним членом предложения).

Слово учителя: Фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

VIII. Шестая станция «Синонимы и антонимы».

Цель: сформировать умение подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы.

- Наше путешествие по миру фразеологии подходит к концу. Мы на последней станции «Синонимы и антонимы». Здесь мы будем работать по вариантам. Упражнение 469 на стр. 131: один подбирает синонимы, другой - антонимы. Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима.

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света (слайд 21).

Взаимопроверка (слайд 22):

 

фразеологизм

синоним

антоним

Рукой подать

 

перед носом

два шага

у черта на куличках

Одного поля ягоды

два сапога пара

из одного теста

из другого теста

другой породы

белая ворона

За три девять земель

на краю света

два шага

Скачать материал
Автор Сарсенбаева Мараш Акмамедовна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1460
Номер материала 59019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Подготовка к сдаче экзаменов: Современные тенденции использования развивающих и социально-психологических подходов подготовки учащихся старших классов»