Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыТема: «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры. Артефакты в профессии «Художник».

Тема: «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры. Артефакты в профессии «Художник».

Скачать материал

Направление:  Искусствоведение

 

 

Тема: «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры.

Артефакты в профессии «Художник».

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №61

имени М.Н. Неделина

 

 

Автор программы : Макаренко Елена Владимировна

 

 

 

 

 

Тема «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры» выбрана не случайно.

 Бесспорна роль краеведения, истории края в становлении и развитии личности, мировоззрения, осознания своего собственного «я» в существующем мире, взаимоотношениях, системе жизненных ценностей. Однако немаловажна роль духовной и материальной культуры родного края в развитии, совершенствовании профессиональных умений и навыков учащихся в учреждениях системы начального профессионального образования.

  Поэтому целью работы является  развитие профессиональных умений, компетентностей через изучение традиций народного ремесла.

Задачи:

 

1.Обобщить результаты исследовательской и собирательской деятельности учащихся в рамках профессии и изучаемых предметов.

2.Показать новые пути углубления в профессию, возможности совершенствования мастерства, расширения рамок профессии.

3. Привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия края, его исконного ремесла - художественной росписи.

Объект исследования:

процесс развития профессионального мастерства у учащихся НПО по профессии

« Художник».

Предмет исследования:

 Изучение истоков народного ремесла как условия совершенствования профессионального мастерства учащихся  НПО по профессии « Художник» и сохранения исконного ремесла края.

Методы исследования :

1.Анализ литературы по проблеме;

2.Анализ    работы мастеров художественного промысла с применением краеведческого материала;

3. Изучение работы художественных мастерских ;

4.Этнографические экспедиции;

5.Опытно- экспериментальная деятельность;

Гипотеза:

История Липецкого края богата народными ремеслами. Многие из них на сегодняшний день практически утрачены. Изучение и внедрение элементов народной культуры способствует развитию и совершенствованию  мастерства в профессии « Художник», возрождению мастерства художественной росписи края.

 

Структура :

1.Введение.

2.Ч.1.Теоретические аспекты изучаемой проблемы совершенствования мастерства в профессии «Художник».

1.Проблема необходимости сохранения и возрождения профессии «Художник» в сфере художественной росписи в литературе.

2.Педагогические условия развития профессионального  через артефакты 

3.Ч.2. Реализация модели совершенствования художественного мастерства через краеведение. 

1.Изучение художественных школ, традиций художественного

ремесла края.

2.Реализация педагогических условий совершенствования профессионального

мастерства   учащихся НПО.

3. Заключение.

 

 В данной работе речь пойдет о становлении профессии «Художник». В нашем училище эта профессия имеет особую специализацию – художественная роспись по дереву, металлу, керамике. Изучаются разные школы и направления: особенности Жостовской росписи, Хохломы, Гжели, Городецкой росписи и, конечно же, Липецких узоров. При этом два предмета – «Технология росписи» и факультатив «История и культура родного края» - слились в единый интегрированный курс, который стал для учащихся по профессии «Художник» любимым.

    В этом учебном году мастерская художников приобрела вид музея этнографии. Экспонаты, которые упорно собирались в экспедициях по липецкому краю в течение четырех предыдущих лет, нашли свое место в художественной  мастерской. Многие из экспонатов уникальны: это образцы традиционной местной вышивки, домотканой конопляной и льняной тканей,  инструменты и предметы гончарного и ткацкого производства, предметы домашнего быта и утвари. Можно задать вопрос: «А зачем все это художникам? Каким образом этот музей соотносится с профессией?».

   С обретением музея в собственной мастерской, у художников появилась уникальная возможность рисовать с натуры предметы старины прямо в училище, делать композиции для натюрмортов, различного рода зарисовок старинного быта. Отдельные, традиционные для местной культуры элементы вышивки, узоров кружевоплетения, собранные у населения, используются учащимися для создания новых узоров. Для того, чтобы привнести что-то новое, необходимо тщательно изучить традиционно сложившиеся техники росписи, в том числе историю возникновения росписи «Липецкие узоры», что и делалось на протяжении ряда лет во время этнографических экспедиций, изучения специальной литературы, архивных документов.

 Так, из архивных документов, краеведческих материалов [1] было установлено,

что в XVIII-XIX веках в окрестностях Липецка существовала масса мелких кустарей, которые изготавливали предметы быта из дерева. Бытовали различные техники обработки дерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Из мягких и недорогих пород древесины (липа, осина) резались вручную, а в конце XIX столетия — на токарных станках — утилитарные, необходимые в каждом домашнем хозяйстве предметы быта: миски, чаши, ковши, совки, тарелки, разливательные ложки. Славились липецкие бондари — великолепные дубовые бочки продавались далеко на юг России.

Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, пропитывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественными, а потом анилиновыми красителями в основном красного, черного, синего и зеленого цветов в виде волнистых, прямых  линий, кружков, розеток, точек. В начале XIX века производство деревянной посуды стало вытесняться более дешевыми и практичными изделиями из фарфора, фаянса, металла.

Техника художественной росписи «Липецкие узоры» появилась на основе хохломы. Хохлома́    — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Сведения о возникновении этого народного промысла можно найти в  различных источниках, изданиях о народных промыслах России: книгах Жегаловой С. К., Жижиной С. Г., Поповой 3. П., Просвиркиной С. К., Черняховской Ю.С. «Сокровища русского народного искусства», Жегаловой С. К. «Русская народная живопись», Арбата Ю. А. «Русская народная роспись по дереву» и др.

.    В книге «Золотая хохлома» А. В. Красильникова, мастера хохломской росписи,  всю жизнь посвятившего этому ремеслу, описывается место, где зародилось это искусство, его основные элементы и отличительные особенности. Для нас эта книга представляет наибольшую ценность, так как наиболее полно отражает все этапы и технологии хохломской росписи и описывает именно «Семеновскую школу» ( по названию г. Семенова Нижегородской области) хохломы, откуда и берет свое начало техника «Липецкие узоры».

   В вышеперечисленных источниках указывается, что зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея" [2]

 (Ухожея - место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были "утеклецами", т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за "старую веру", от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи - золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.

Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной.

Как создаются изделия  хохломской росписи? Сначала бьют баклуши, т.е. делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает предмету нужную форму. Так получается "белье"-неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки "белье" грунтуют жидкой очищенной глиной- выпой, как ее называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течении дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до "небольшого отлипа"- когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- "лужение", т.е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.  Качественный продукт требует для изготовления от начала и до конца 72 дня. Заготовки для своих изделий, так называемое «белье»,  мы обычно берем на фабрике «Липецкие узоры», с которой сотрудничаем много лет. Есть желание самим делать заготовки под роспись. Пока начинаем с разделочных досок, которые делают для нас в группах плотников в нашем училище. Со временем, я думаю, мы сможем готовить и токарные изделия.

   Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Нашли отражение и графические орнаменты с линейными контурами и проработанными деталями. Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних рукописей. Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи, а другая к ремёслам Древней Руси.

На основе этого наследия произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта. Уже в XVIII веке промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны. Традиции неизменно передавались из поколения в поколение и ревностно оберегались от чужеродных влияний нового времени. Любили мастера исконные народные мотивы, близкие самым широким слоям крестьянского населения. "Из поколения в поколение писали они то, что переняли от отца и деда, что было близко и понятно. Но столь небольшая иконография образов, хранимых мастерами промысла, не стесняла их творческих возможностей. Писали каждый раз по-новому, словно пели песню".[3]

Расписанная посуда с использованием золота была тоже не долговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе её покупать. Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской, а пользоваться ею могли бы крестьяне. Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приёмом "выколачивания" изделий.

Не случайно основой росписи был золотой фон. Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси, серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берёт своё начало диво дивное - "золотая хохлома". Но потом, ради удешевления, мастера вместо золота стали применять серебряный порошок. В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других - завиваются или бегут по кругу.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли "жарким". В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. [4]  В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на проложенной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером "верхового" письма может служить’’ травка’’ .Для'' фоновой" росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разбивки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма "фоновое" и "верховое".

 

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: "травная" роспись, "под листок" или "под ягодку", роспись "пряник" или "рыжик"."Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. "Травный" рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды. Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее -вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она много цветные. Например, если в "травной" росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи "под листок" или "под ягодку" мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками

Современная Хохлома[5] представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золоту. Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. В росписи применяются масляные краски. Главные из них- красная и черная, киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие- коричневая, светлого тона зелень, желтый тон. Существует несколько видов росписи. Это травочно-растительный орнамент, кудрина,  верховое, фоновое письмо. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи - "пряник" или "рыжик". Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника - "большой рыжик" - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В "фоновом" письме выделяют два типа орнамента: - роспись "под фон" и роспись "кудрину". Роспись "под фон", как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

Разновидностью "фоновой" росписи является "Кудрина". Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название "Кудрина" получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись "Кудрина" напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же.

Техника липецкие узоры является ярким представителем расписных народных промыслов России. История художественной росписи липецкие узоры зародилась еще в 18 веке, рядом с Липецком. 

   Возрождение промысла на липецкой земле произошло 25 апреля 1971 года, когда на базе углебрикетной фабрики был создан цех художественной росписи.

Инициатором этого события был Евгений Прокофьевич Чалых[6] — в то время начальник управления топливной промышленности. Именно с его легкой руки были приглашены

 

 

в город Липецк из города Семёнова Горьковской области несколько талантливых художников, токарей и резчиков, ставших «творческими родителями» появившейся в 1974 году фабрики «Липецкие узоры». Много сил к становлению липецкой школы приложили Е.И. Архипов, Д.И. Карпов, К.И. Левин, А.И. Малясова, А.П. Напылова, А.С. Прытков, Г.Н. Пальцева, З.В. Прыткова, М.Ф. Пачуева.

Основоположники фабрики «Липецкие узоры»

Янкина                 Синёва                   Чалых                      Пачуева                     Старцев

Людмина              Марфа                   Евгений                   Мария                Павел Иванович,

                          Фёдоровна             Прокофьевич         Фёдоровна          создатель поточной
                                                                                                                            линии ложек
                                                                                                                            и половников.

 

Но с особой теплотой и любовью вспоминают на фабрике Марфу Фёдоровну Синёву. С 1971 по 1992 годы она работала главным художником сначала цеха художественной росписи, а затем — фабрики «Липецкие узоры». Удостоена звания Заслуженный художник России. А Галина Николаевна Пальцева работала впоследствии мастером производственного обучения в нашем училище, а ее ученица Елена Владимировна Макаренко    тоже  учит нас основам мастерства росписи.

Кроме привнесенного из хохломы стиля орнаментальной росписи, на фабрике существовало параллельное направление лаковой миниатюры. Именно это соседство оказало значительное влияние на становление липецкого стиля росписи. Рисунок становился более сложным, объёмным. Художники использовали в своей работе не только четыре хохломских цвета — красный, черный, желтый и зеленый— предписанные традицией-догмой. Краски липецкой росписи — все цвета радости — изумрудный, пурпурный, лазурный. Всё это радует глаз и улучшает настроение.

сканирование0012

Пальцева Галина Николаевна.

Большое влияние на становление стиля «Липецких узоров» оказало изучение мотивов елецких кружев, их композиционного построения, характерного орнамента, элементов узора, поэтому мы собирали в ходе экспедиций и образцы Елецкого кружева, сплетенного на коклюшках, и кружева, изготовленного крючком. Достаточно много времени   мы уделяем изучению истории икон,  (факультатив «Основы христианской культуры»), флоры и фауны родного края, т. к  в липецкой росписи встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и стилизованных животных.  Богатая и живописная  природа  края предопределила «парчёвый» характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал символом благополучия в липецких мотивах. Это характерно и для художественной росписи и для кружевоплетения.

 Особое место в экспозиции нашего музея занимает вышивка.  Целая коллекция домотканых полотенец с разной техникой вышивки собрана нами в Добровском районе в селах Кривец и Преображеновка. Эти села богаты мастерицами по вышивке. На полотенцах они вышивают различные узоры, птиц, цветы, листочки. Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Многие элементы и узоры, приемы  мы  применяем в  искусстве росписи.  Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают и подчеркивают ее красоту. Плетеные швы выполняются слоями, как и нанесение краски при росписи. В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем его мире.  Основными цветами в традиционной вышивке является черный и красный цвета, как и в хохломе. В липецких узорах цветовая гамма более разнообразна, и не случайно, что со временем цветовая гамма стала разнообразнее и в  поздней вышивке. То же происходит и с ягодами, листочками, узорами.

 Изображение петушков традиционно и в    вышивке и  в хохломе, и в  липецких узорах, и в городецкой росписи.  С  изучением особенностей вышивки,   приходят новые образы,  сюжеты, мотивы, элементы. Сохраняя каноны и традиции, удается привносить творчество и индивидуальность, авторский почерк в ремесло художественной росписи. 

    Ассортимент изделий, которые мы расписываем,  очень разнообразен - это плошки, декоративные яйца, стаканчики, вазы, ложки, матрешки, разделочные доски, хлебницы, полки, стулья, столы, панно, шкатулки, тарелки, подносы, чайники, самовары.

Достаточно много мы работаем с собранными экспонатами  - прялками, сундуками, коромыслами, горшками.

 Некоторые из них мы расписываем, даем им вторую жизнь, возвращаем  прежний орнамент, покрываем лаком.

 По крупицам собранные сведения, предметы материальной культуры – артефакты – делают изучение и постижение профессии увлекательным, открывающим безграничные возможности для творческого и профессионального роста, и этому хочется посвятить всю свою жизнь.

 В планах развития нашей творческой мастерской – открытие гончарного производства, изготовление горшков, керамических игрушек и других предметов быта из красной глины, месторождения которой имеются повсеместно на липецкой земле. А для этого придется поднять целый пласт народной культуры, связанный с гончарным кругом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

 Величко Н.  Энциклопедия. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия" АСТ-Пресс Книга, 2010 г.

Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М., 1960.

Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин. -М., 1983.

Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.

Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.

Красильников А. В. "Золотая хохлома" Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1979 год.

Липецкая Энциклопедия : в 3 т. сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов.
— Липецк, 2000

Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.

www.remeslennik.ru
http://remesla.narod.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши мастера: «Хохломской росписи».

Марфа Фёдоровна Синёва родилась в г. Семёнов Горьковской области. Там же закончила профессионально-техническую школу художественной росписи. С 1953 по 1971 годы работала в объединении «Хохломская роспись». Еще на родине трудолюбивая и талантливая художница участвовала в многочисленных выставках и конкурсах. Была удостоена звания — Лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина.

С 1971 по 1992 годы работала главным художником сначала цеха художественной росписи, а затем — фабрики «Липецкие узоры».

Удостоена звания Заслуженный художник России.

В 2001 году Марфа Фёдоровна Синёва отметила своё 65-летие, но и теперь она полна сил — готовит свою первую персональную выставку в г. Липецке, продолжает участвовать в жизни фабрики, учит молодых художников, консультирует.

 

Пальцева Галина Николаевна.

 

Морозова Ана Николаевна

 

 

Макаренко Елена Владимировна.

Мастер производственного обучения- ПУ№2.

 

 

 

 

 

 

 

 Богомолова Юля Петровна -

Фабрика: «Липецкие узоры».

 

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения

Караваева Оксана Анатольевна - ПУ№2.



 

[1]   Липецкая Энциклопедия : в 3 т. сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов.
— Липецк, 2000

 

 

[2]    Красильников А. В. "Золотая хохлома" Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1979 год.

 

 

 

 

 

[3]  Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.

 

 

 

 

 

[4]    Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

http://remesla.narod.ru/

 

 

 

 

 

 

[5]    http://remesla.narod.ru

 

 

 

 

 

 

[6]    http://remesla.narod.ru/ Липецкая Энциклопедия : в 3 т. сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов.
— Липецк, 2000

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры. Артефакты в профессии «Художник»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема «Совершенствование мастерства в профессии «Художник» через элементы народной культуры» выбрана не случайно.

 Бесспорна роль краеведения, истории края в становлении и развитии личности, мировоззрения, осознания своего собственного «я» в существующем мире, взаимоотношениях, системе жизненных ценностей. Однако немаловажна роль духовной и материальной культуры родного края в развитии, совершенствовании профессиональных умений и навыков учащихся в учреждениях системы начального профессионального образования.

  Поэтому целью работы является  развитие профессиональных умений, компетентностей через изучение традиций народного ремесла.

Задачи:

 

1.Обобщить результаты исследовательской и собирательской деятельности учащихся в рамках профессии и изучаемых предметов.

2.Показать новые пути углубления в профессию, возможности совершенствования мастерства, расширения рамок профессии.

 

3. Привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия края, его исконного ремесла - художественной росписи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 386
    • DOCX 15.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Макаренко Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Макаренко Елена Владимировна
    Макаренко Елена Владимировна
    • На сайте: 7 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2596
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 12 регионов

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе