Тема:
«Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.»
Цели:
Ознакомить учащихся с составом и основными физическими своиствами воздуха
,закрепить представление о газобразных веществах.
Учить быть
наблюдательными.Развивать познавательный интерес.Воспитывать культуру
общения,умение работать в группах;
Оборудование:
Колба,стакан, пробирки,мяч, шар,спиртовка,марганцовка, свеча,мультимедейный
проектор,презентация «Состав и свойства воздуха»
Тип
урока: Сообщение новых знаний
Ход
урока:
І
Организационнный момент (раздать карточки –
самооценки )
ІІ.Введение
в тему
-
Одгадай загадку.
Через
нос проходит в грудь
И
обратный держит путь,
Он
невидимый,и все же
Без
него мы жить не можем.
Тема
нашего урока
«Состав,свойства
воздуха.Значение воздуха для жизни»
(1слайд.
2 слайд.)
-Что
вы знаете о воздухе?
Заполнить
1 графу карточки: Что знаю?
(3
слайд)
На
какие вопросы вы хотите найти
ответ?
Заполнить
2 графу таблицы: Что хочу знать ?
(слайд
4)
ІІІ.Работа
по теме урока
В
классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли
увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха.Но в некоторых случаях
можем его обнаружить.Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана.
Если опустить в стеклянную ёмкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять
его, то вы увидите, что на, его место в стакан входит вода.
Вся
планета Земля окутана невидимым прозрачными покрывалом –атмосферой. Воздух
есть везде на улице, в комнате, в земле, в воде. Любые свободные пространства
на земле заполнены воздухом.
Без
воздуха невозможно жизнь на земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и
безмолвие.
Если
бы земля утратила воздух она, падобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным
телом.(слаид 5)
-Что
такое воздух?
Это
непросто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь » ? Всего
лишь 2 века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном
азота – 18 %,кислорода – 21 %, СО2 – 1 %.Такое соотношение
необходимо для жизни человека, растений и животных. В атмосфере присутствуют
водяные пары, пыль, микроорганизмы.
Известно,
что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и
на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему ? (слаид 6)
-
Какой из газов в воздухе необходим для дыхания? Какой газ самый важный?
-
Это кислород.
Попробуем
получить этот газ.
Опыт
– 1: Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого
калия и обнаружения газа при помощи тлеющей лучинки.
-
Почему ярко вспыхнула лучинка ? Кислород поддерживает горение.
(Слаид
11)
Без
него мы не могли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовый плите
обед. Почему же кислород самый важный газ ? (Он необходим для дыхания и
поддерживает горение.)
Всегда
ли состав воздуха одинаков?
Опыт
– 2: со свечой:
-
Почему потухла свеча ?
Кислород
израсходовался, а под банкой остался воздух, в котором нет газа,
поддерживающего горение. Значит состав воздуха изменился..Дышат люди, животные
и все выдыхают углекслый газ, горит огонь образуется – углекислый газ.
Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа.
Все
живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возращают в воздух
кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.
-
Сегодня вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах).
Их
много, но сегодня мы узнаем только часть свойств.
-
Какие свойства воздуха вы знаете?
-
Почему я вас вижу ?(Воздух прозрачный)
-
Тетрадь какого цвета ?
-
Голубая.
-
Доска в классе какого цвета ?
-
Зеленая.
-
А какого цвете воздух ?
-
Безцветный.
Только
толстый слой воздуха имеет голубой цвет.
Воздух
сжимаем, воздух упруг.Это свойство используется в авто и железнодорожном
транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам,
используется в больнице - в реанимации.
Опыт
– 3: С шаром
Опыт
– 4: Резиновый мяч при ударе об пол,
отскакивает от пола вверх. Почему?
Почему
шины велосипеда, машины пружинят ? (Мяч наполнен воздух. От пола отскакивает,
потому что воздух,сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять
первоначальный обьем.)Значит воздух упругий.
Чем
сжимают воздух ?(компрессорм, насосом)
Опыт
– 5: Загадка:
Он
такой большой, что занимает весь мир
Он
такой маленький, что пролезет в любую щель. (Воздух)
Воздух
занимает место.(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в
пробирку – выходят пузырьки воздуха.)
Воздух
окружает нас повсюду, есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на
улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать,
если ... »
Как
почувствовать воздух ?
Воздух
при нагревании расширяется, а при охлаждени сжимается.Значит обьем воздуха
зависит от температуры.
Воздух
плохой проводник тепла.
Многие
растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что, между холодными
частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло,
укрывающие стебли и корни растений.
Воздух
имеет вес:теплый весит меньше,холодный больше.
Знаменитый
ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух.Он взял меднй
шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул
отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче.Так ученый пришел к выводу,
что воздух имеет вес.
IV.Закрепление:
1.Что
такое атмосфера ?
-
Это воздух, который нас окружает.
2.Из
каких газов состоит атмосфера ?
-Азот,
кислород, углекислый газ.
3.Значения
воздуха для жизни ?
-Без
воздуха не могло бы осуществляться воздушное сообщение, отопление зданий. 4.Какими
свойствами обладает воздух ?
-
Воздух прозрачный, без цвета, не имеет формы, можно увидеть, можно услышать,
можно осязать, он упруг, он сжимаем.
Чистый
воздух имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности
людей.Человек в среднем потребляет в сутки лишь 1кг пищи и 2л воды. Воздуха ему
нужно значительно больше – около 25кг. Без пищи человек может прожить несколько
недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.
V.Вопросы.
«Почемучки»
Перечислите
свойства воздуха и подумайте о каких свойствах вохдуха идет речь ?
-Почему
при ударе мяч отскакивает от пола?
-Почему
окна делают двойными рамами ?
-Почему
в сильные морозы, птицы сидят нахохлившись ?
-В
чем теплее:в 10-ти шелковых блузках или в 1-ой шерстяной ? (натуральный
материал)
Наматываем
на ус:
«Уличные
правила.» Нужно следить, чтобы одежда не сидела «в облипку». Иначе она моментально
будет передавать тепло от вашего тела в окружающую среду.Между телом и одеждой
обьязательно должна оставаться воздушная прослойка.
VІ.Итог
урока
1.На
какие вопросы мы искали ответы ?
2.Что
нового узнали на уроке?
VІІ.Рефлексия.
Заполняется
3 графа таблицы – Что узнал?
Сравнить
свои ответы со слайдом и поставить оценки себе.
VІІІ.
Домашнее задание: §22 - стр. 64 (1-5) §23стр.66 (1-3)
Енбекская средняя школа
Утверждаю
Директор Енбекской СШ
............... Кошаханова.Ш.Ш.
Открытый урок
Тема
урока: Состав и свойства воздуха. Значение
воздуха
Предмет: естествознание
Класс: 5 «Б»
День проведения: 3.02.2015 год
Учитель: Апекова Д.И.
2015
год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.