Инфоурок Классному руководителю КонспектыТема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Скачать материал

Тема самообразования                                                                                                    Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Не так давно, лет тридцать назад слова "эстетика", "эстетическое" были совсем непопулярны. От них веяло чем-то запретным. Сегодня все знают, что такое эстетическое воспитание, чему учат в школах и Центрах эстетического развития, и многие родители стремятся привести туда своих детей. И тем не менее определить, что такое эстетическое развитие и воспитание совсем не просто. Мне могут возразить: почему не просто? Эстетическое развитие и воспитание связаны с красотой и с искусством. Да, но что это значит? Что должен уметь, чему должен научиться ребёнок, чтобы стать эстетически развитым? На эти вопросы нам помогает ответить такой предмет, как самопознание.

Гармоническое развитие ребёнка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства на уроках самопознания, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно – эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

·        первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

·        первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми.

Воспитание у детей нравственно – эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие более общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умения воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности. Эти художественные способности можно более детально представить как сугубо специальные.

Например, такая способность, как поэтический слух предполагает отзывчивость на ритмическую организацию слуха, на интонационную выразительность голоса читающего или рассказывающего.

Определяющим для характеристики уровня развития ребёнка является специфичность сочетания у него отдельных способностей.

Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душе ребёнка высокие нравственно – эстетические начала.

Процесс нравственно – эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса.

Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально – нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству учитель самопознания так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая музыку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Педагог активно поддерживает стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, проявляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребенка в окружающей среде, источником создания определенных игровых ситуаций.

В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в нравственно – эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности.

Цель педагога состоит не столько в том, чтобы передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

В художественно – исполнительской деятельности ребенок стремится не только технически более точно исполнить данное произведение, но и передать свое отношение к исполняемому, причем делает это с увлечением, испытывает радость от самого процесса исполнения, от возможности проявления самостоятельности. На этом этапе обучения педагог может наиболее отчетливо наблюдать индивидуальные различия в характере детей. У некоторых проявляется излишнее самоутверждение, чувство превосходства над другими, стремление выдвинуться в общем фоне. У других, наоборот, выявляется излишняя пассивность, безынициативность, нерешительность. Залог успеха работы педагога по воспитанию детского характера в данном случае состоит в том, чтобы проявить к детям индивидуальное отношение, правильно организовать обучение, а также свое отношение с ними. Важно также использовать конкретные ситуации для демонстрации детям принятых в обществе этических норм поведения, для наглядного показа «красивого» и «некрасивого» в поведении.

В работе по формированию у детей нравственно – эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п., что характерно для уроков самопознания. Когда дети находятся в группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В школьниках пробуждается сочувствие – прекрасное душевное качество, вслед за которым возникает и сопереживание.

Третий компонент предлагаемой модели – формирование индивидуальных нравственно – эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В детстве формируются нравственно – эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально – оценочное отношение ребенка к окружающей действительности.

Педагог постоянно подводит детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведения искусства. Он приводит собственные суждения, затем предлагает детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии с сформированным у ним нравственно – эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку, в художественной деятельности школьников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственное произведение и произведения товарищей, мотивировать свою оценку. В этих оценках ребенок не всегда объективен. Если речь идет о рисунке или поделке друга, он может сказать: «Мне нравится рисунок Коли, потому что Коля очень добрый друг». Одной из причин существования подобных оценок является то, что в детском сознании «доброе» и «красивое» существуют в неравном единстве. Доброе отношение к другу является непосредственной причиной высокой оценки результата его художественно – творческой деятельности. Такая оценка не свидетельствует о неразвитости основ эстетического вкуса, а скорее является показателем сформированности нравственно - эстетического идеала, соответствующего возможностям данного возраста.

Нравственно – эстетические воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждений детей к самостоятельным действиям, творчеству.

Сегодня мы начинаем много говорить об одаренности, но, как правило, речь идет об умственной одаренности, об интеллектуальном развитии. Оно, конечно, не помешает. И в эстетическом развитии без него никуда. Но эстетическая одаренность – это гармония ума и сердца, логики и чувства, познания и фантазии. Интерес ребенка к красоте формы, цвета, линии, стремление «оформить» в законченный дизайн, потерн, как говорят американцы, свои игры, свои проявления, свои мысли – это эстетическая потребность, большая степень выраженности которой свидетельствует об эстетической предрасположенности ребенка.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема самообразования                                                                                                    Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Не так давно, лет тридцать назад слова "эстетика", "эстетическое" были совсем непопулярны. От них веяло чем-то запретным. Сегодня все знают, что такое эстетическое воспитание, чему учат в школах и Центрах эстетического развития, и многие родители стремятся привести туда своих детей. И тем не менее определить, что такое эстетическое развитие и воспитание совсем не просто. Мне могут возразить: почему не просто? Эстетическое развитие и воспитание связаны с красотой и с искусством. Да, но что это значит? Что должен уметь, чему должен научиться ребёнок, чтобы стать эстетически развитым? На эти вопросы нам помогает ответить такой предмет, как самопознание.

Гармоническое развитие ребёнка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства на уроках самопознания, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно – эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

·        первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

·        первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми.

Воспитание у детей нравственно – эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие более общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умения воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности. Эти художественные способности можно более детально представить как сугубо специальные.

Например, такая способность, как поэтический слух предполагает отзывчивость на ритмическую организацию слуха, на интонационную выразительность голоса читающего или рассказывающего.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 494 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.02.2015 2175
    • DOCX 363.1 кбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подцукова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Подцукова Светлана Николаевна
    Подцукова Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59771
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 118 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе