9 класс история
Казахстана
дата
Урок № 24
Тема Развитие
высшего образования и науки
Цель: формирование знаний об ученых IX-XII
веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и
трудами данных ученых, развитие умений выделять главное, классифицировать,
воспитание положительного отношения к ученым Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, элементы
критического мышления, игровой технологии
Ход урока:
1.
Оргмомент
2.
Изучение
нового материала
Введение в новую тему.
Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана
широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по
астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают
новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к
сожалению, до нас не дошла. Начинает развиваться языкознание, потому что
тюркские племена говорили на множестве диалектов. Развивается также и
письменная литература и все благодаря распространению арабского языка.
Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое
место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.
Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби
родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской
среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была
богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал
научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в
ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Ша-ше
(Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он
провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того
времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с
видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это
вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным
взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан.
Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад
почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические
(логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу
принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине,
астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и
развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания
"Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах
Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием
складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона,
Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Ал-Кашгари. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух
знаменитых ученых того времени Но особое место в этом списке по праву
принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду-ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед
Ал-Кашгари, автору "Диуани лугат-ат-тюрк" (Словарь тюркских языков).
Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни
провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свой труд.
По его собственному выражению, для написания книги он исколесил
все земли, населенные тюрками. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов,
кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки, легенды и обычаи. "Диуани
лугат-ат-тюрк" - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов,
единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре,
хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической
терминологии и многом другом.
Таким образом мы видим, что средневековый Казахстан был, одним из
научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и
Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению,
немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились
труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном
расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.
Слово учителя:.
Мозговой штурм: Кто такой Аль-Фараби? Какими науками он занимался?
Какие его труды вы знаете?
Сейчас мы будем узнавать о других ученых средневекового
Казахстана и попутно заполнять таблицу (у доски и в тетрадях).
Ученые средневекового Казахстана
Таким образом, у тюркоязычных народов в 10-12 века
появились значительные научные труды и литературные произведения,
что явилось шагом вперед в развитии духовной культуры.
Закрепление нового материала
1 – сравнить аль-Фараби и аль-Бируни
2 – сравнить Ахмеда Иугнеки и Х.А. Йасауи
Итог урока. Выставление оценок.
Инструктаж домашнего задания параграф , схема по одному из ученых
(1 ряд – Махмуд Кашгари, 2 ряд – Юсуф Баласагуни, 3 ряд – Ходжа Ахмед Йасауи)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.