Тема: природные зоны Евразии
Цель: углубить понятие природной зоны;
Показать взаимосвязь
животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
Конкретизировать
экологические знания. Формировать убеждённость в необходимости охраны окружающей
среды;
Объяснить
закономерность размещения природных зон и зависимость изменения природных зон
от деятельности человека.
Оборудование:
Карта природных зон
мира и Евразии, раздаточный материал.
Рисунки
представителей флоры и фауны
Дополнительный материал
Ход урока
1.
Мобилизующий
момент Сообщение темы и целей урока
- сегодня мы будем
изучать природные зоны Евразии. Евразия лежит во всех климатических поясах
северного полушария.
- Взгляните на карту
природных зон и, назовите природные зоны материка
Таким образом, в
расположении природных зон Евразии, проявляется закон широтной зональности. На
севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, южнее тайги они
сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
- Как вы думаете,
почему происходит такая смена природных зон?
-В каком
климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?
Предлагаю изучить их
самостоятельно.
Наша задача: нам
необходимо познакомиться с природными зонами Евразии, выявить особенности природных
зон Евразии, как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и
особенностей природы этого необычного материка.
По ходу работы
заполните таблицу
Климатический пояс.
Название природной
зоны
|
Особенности
природных ландшафтов зоны
|
Типичные растения
и животные
|
|
|
|
Запишите в дневниках
ваше домашнее задание: § 21-22, оформить контурную карту, подготовить
сообщения о заповедниках Евразии.
У вас на столе лежит
оценочный лист. Сейчас в течение 30 секунд вы должны выбрать в классе
таймер-спикера ответственного за оценочный лист. Каждый выполняет свою работу,
оценки выставляются в оценочный лист, по окончании работы я соберу ваш
оценочный лист, но в течение урока я буду наблюдать за вашей работой и
некоторые из ваших оценок я могу подкорректировать в ту или иную сторону.
Результатом работы
каждой будет заполнение таблицы и оформление контурной карты.
2. Актуализация опорных знаний
После завершения
этой работы – мы обменяемся впечатлениями.
Изучение нового
материала
Ну вот, теперь можно
отправляться в путь. У вас на столах географические атласы, географические
справочники, иллюстрации представителей растительного и животного мира.
Получите опорные листы! На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7
минут (на самостоятельную работу) +5 минут (на обсуждение )
Ученики выбирают
инструктивные карточки с названием природных зон: жестколистные вечнозелёные
леса и кустарники, , переменно-влажных (муссонных) лесов и саванн.
переменно-влажных лесов и тропических пустынь!
ИНСТРУКЦИОННАЯ
КАРТОЧКА 1
1.
Вспомните, что такое
природная зона, природный комплекс?
2.
Где расположены
жестколистные вечнозелёные леса? Покажите по карте.
3.
Каковы климатические
условия этой природной зоны? Посмотрите в карту климатических поясов.
4.
Какой тип почв в
жестколистном вечнозелёном лесу? Посмотрите почвенную карту.
5.
Какие растения
произрастают в жестколистном лесу и почему их называют вечнозелёными?
6.
Почему эти леса называют
жестколистными?
7.
Какие виды животных здесь
встречаются?
8.
К чему приводит вырубка
жестколистных лесов?
9.
Результаты своих
наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на
контурную карту.
Природная зона
|
Климат
|
Почвы
|
Растительность
(представители)
|
Животный мир
(представители)
|
|
|
|
|
|
2
Евразия – это
красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как
именно вам выпала честь исследовать природные зоны переменно-влажных лесов и
тропических пустынь!
ИНСТРУКЦИОННАЯ
КАРТОЧКА 2
1.
Вспомните, что такое
природная зона, природный комплекс?
2.
Что называется
переменно-влажным лесом? Какие впечатления возникают у вас при упоминании слова
пустыня?
3.
Где расположены
переменно-влажные леса? Пустыни? Покажите их по карте.
4.
В пределах какого
климатического пояса лежат эти природные зоны? Дайте характеристику данному
климату. Посмотрите на карту климатических поясов.
5.
По карте почв определите,
какой тип почв преобладает в каждой из природных зон.
6.
Какие растения распространены
в этих природных зонах? С чем это связано?
7.
Назовите представителей
животного мира этих природных зон.
8.
Как человек использует
недра этих природных зон?
9.
Результаты своих
наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природные зоны на
контурную карту.
Природная зона
|
Климат
|
Почвы
|
Растительность
(представители)
|
Животный мир
(представители)
|
|
|
|
|
|
Евразия – это
красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как
именно вам выпала честь исследовать природную зону переменно-влажных
(муссонных) лесов и саванн.
ИНСТРУКЦИОННАЯ
КАРТОЧКА 3
1.
Вспомните, что такое
природная зона, природный комплекс?
2.
Что называется
переменно-влажным (муссонным) лесом?
3.
Где располагаются эти
природные зоны? Покажите их по карте.
4.
В пределах какого
климатического пояса лежат эти природные зоны? Дайте характеристику данному
климату. Посмотрите на карту климатических поясов.
5.
По карте почв определите,
какой тип почв преобладает в саванне, переменно-влажном лесу и дайте им
характеристику.
6.
Какие растения
произрастают в данных природных зонах?
7.
Разнообразие крупных
животных – главная черта животного мира саванн. Какие животные
приспосабливаются к открытому пространству? Каков животный мир
переменно-влажных лесов?
8.
Результаты своих наблюдений
обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную
карту.
Природная зона
|
Климат
|
Почвы
|
Растительность
(представители)
|
Животный мир
(представители)
|
|
|
|
|
|
3.
Выступление каждого ученика
4.
Закрепление
изученного материала.
Сегодня при изучении
этого материала мы не раз затрагивали тему уничтожения природы. Мне бы очень
хотелось зачитать вам следующие слова:
Кружись, айналайын,
Земля моя!
Как никто,
Я сегодня тебя
понимаю,
Все болезни твои на
себя принимаю.
Писал поэт Мартынов,
испытывая боль за свою родную землю. Земля – живой организм и всё, то с ней
происходит, те проблемы, о которых мы сегодня говорим, наносят ей огромные
раны. Давайте попробуем прочувствовать её страдания и выразить их.
Напишем эссе «Плач
Земли».
4. «Горячий стул» дети задают вопросы по теме, сидящему на
стуле
5 Итог урока:
- Еще древний человек
передавал подрастающему поколению заботу о природе и её обитателях. Но всё же
именно от рук древнего человека живой мир планеты понёс первые большие потери.
И мне бы очень
хотелось, чтоб в наш век прогресса мы очень трепетно относились к окружающему
миру, берегли природу хотя бы своего города, чтобы не исчезнуть с лица Земли
подобно динозаврам.
Таймер-спикер сдает
оценочный лист и я проверю и среднюю оценку объявлю в начале следующего урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.