Головацкая
С.А
Учитель
биологии
ШГ №30
им. Д. Снегина
05.12.2014
года , 6 «А» класс.
1. Тема:
Плоды. Разнообразие плодов.
2.
Цель: - образовательная: организация
деятельности учащихся по изучению строения плодов, их разнообразия,
формирование умений объяснить их значение в жизни растений;
- развивающая:
развитие монологической речи, умение сравнивать, находить сходства и различия
плодов, систематизировать материал, делать выводы, работать с натуральными
объектами, учебником, карточками, работать в группе, решать проблемы;
- воспитательная:
воспитание любознательной личности, умеющей работать самостоятельно,
осуществлять самоконтроль, беречь и любить природу.
3. Тип
урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов
деятельности.
4. Форма
организации урока: Эвристическая беседа, самостоятельная работа, обучающая
в группах.
5.
Дидактическое обеспечение урока:
- электронное пособие 6
класс;
- презентация
«Удивительные плоды»;
- модели цветков вишни
и капусты;
- муляжи плодов;
- натуральные плоды
(яблоки, орехи);
- карточки с
изображением растений с цветами и плодами;
- карточки с
загадками; - дидактические карточки;
- тестовые задания.
Ход урока.
1.
Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку,
психологический настрой. Учитель: Мы продолжаем изучение органов
цветкового растения.
- Какие органы называются генеративными? (цветок,
плод, семя) - Сегодня мы будем изучать тему «Плоды» Цель урока? Учащиеся
ставят ее.
Учитель – Сегодня мы будем работать в группах. Каждая получает
индивидуальное задание №1,№2,№3, один учащийся работает с учителем объясняет
биологические понятия написанные на доске.
За каждый правильный ответ Вы получаете в копилку
плод. Ваша задача активно работать и собирать плоды.
2.
Активизация и контроль.
Работа с понятиями: генеративные органы,
размножение, пестик, тычинка, опыление, зигота, двойное оплодотворение, цветок,
плод.
В каждой группе 3 учащихся работают с индивидуальными
заданиями, а 1 с учителем объясняет понятия и получают урожай плодов.
Индивидуальные задания в группах.
№ 1.
Подписать органы растения
|
|
|
1.
Цветок;
|
2. Лист;
|
3. Стебель;
|
4 Корень.
|
|
|
|
|
|
№ 2. Тест.
|
|
|
|
Цветок это:
|
А. Венчик;
|
Б. Околоцветник;
|
В. Видоизмененный побег;
|
Г. Часть
стебля;
|
Главные части цветка:
|
А. Листики, чашелистики;
|
Б. Пестик, тычинка;
|
В. Цветоножка;
|
Г. Столбик, рыльце.
|
Ярко
окрашены
:
|
А. Чашелистики;
|
Б.Тычинки
|
В. Венчик;
|
Г. Пестик.
|
Раздельн ые цветки имеют:
|
А. Тычинки и пестик;
|
Б. Лепестки и тычинки;
|
В. Тычинки;
|
Г. Пестик.
|
Рыльце, столбик, завязь имеет;
|
А. Тычинка;
|
Б. Чашечка;
|
В. Околоцветник;
|
Г. Пестик.
|
№ 3.
Обозначить двойное оплодотворение:
|
1. Пыльца;
|
2. Пыльцевая трубка;
|
3. Спермии;
|
4. Яйцеклетка;
|
5. Центральная клетка;
|
6. Зародышевый мешок;
|
7. Завязь.
|
В конце урока учащиеся
проведут самопроверку.
|
3.
Изучение нового материала:
Тема: Цель:
Учитель: Цветок 1 ? 2? Плод.
(запись на доске) - какие процессы происходят после цветения?
( 1 – опыление; 2 – оплодотворение).
- Как определить плод? Что такое плод? Постановка
проблемы учителем:
– спорят несколько учащихся:
Первый. - Говорит, что луковица – плод;
Второй.
- Клубень картофеля плод; Третий. - Кочан капусты –
плод; Четвертый. - Яблоко – плод.
Кто из них прав? Надо объяснить в
конце урока.
Работа с учебником.
- Найдите
определение плод.
Учитель дополняет, учащиеся записывают определение
плод в тетради.
- Генеративный
орган – вместилище семян цветкового растения, образуется из завязи цветка
после оплодотворения.
- Какие функции
выполняют плоды?
Учащиеся отвечают с помощью учебника.
1. Сохраняют
и распространяют семена.
2. Защита
семян.
Учитель – Какое строение имеет плод?
Учитель на доске, а учащиеся в тетради записывают
схему:
Плод
Околоплодник
Семена
Сухие Сочные
Односемянные Многосемянные
Путешествие
в мир плодов:
- Презентация
«Удивительные плоды».
- Природа хранит
множество диковинок и причуд, о которых многие даже не догадываются.
Вот небольшая коллекция «съедобных» растений, которые растут на
нашей планете (приложение) - Рука Будды, Дурио, Монстера, Лапа-лапа,
фрукт-дракона, чудо
-плод, денежное дерево, звездный фрукт,
козья борода.
Учитель: - Какие плоды описываются у нас в
учебнике?
Учащиеся находят и выписывают в тетради.
Сухие
– зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка.
Сочные
– ягода, яблоко, померанец, тыквина.
А сейчас надо каждой группе выбрать по 2
загадки. Отгадать, с помощью учебника определить вид плода и заработать
в копилку очко – плод.
1. В
огороде хоть росла знает ноты «соль» и «фа»? (фасоль имеет сухой плод – боб)
2. На
ветки – конфетки с начинкой медовой, а кожа на ветке породы ежовой? (крыжовник
имеет сочный плод – ягода)
3. К
нам приехала с бахчи, полосатые мячи? (арбуз имеет сочный плод – тыквина)
4. На
сучках весят шары, посинели от жары? (слива имеет плод – костянка)
5. Из
растений чей портрет выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет на земной планете?
(кислица имеет сухой плод – зерновка)
6. Золотое
решето, черных домиков полно, сколько черных домиков, столько беленьких
жильцов? (подсолнечник имеет сухой плод – семянку)
7. Сучки
рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой, с длинной ножкой (клен имеет сухой
плод – крылатку, показывают картинку «крылатки»).
-
Молодцы!
Какой урожай Вы собрали. (каждая группа объявляет
количество плодов).
- И так, какую мы
сегодня изучили тему? – Плоды.
Схема на интерактивной доске «Плоды»
Учащиеся рассказывают какие бывают плоды, их строение.
Учитель – Какая проблема была поставлена в начале
урока?
- Совершенно
верно, надо дать ответ спорящим учащимся. 1-ая группа – Луковица не
является плодом, так как у нее нет околоплодника и семян. Это видоизмененный
побег.
2-ая группа – Клубень картофеля не может быть
плодом, у него нет околоплодника и семян. Это видоизмененный подземный побег.
3-ья группа – Кочан капусты является гигантской
почкой.
4-ая группа – Яблоко сочный многосемянной плод,
имеет околоплодник и внутри много семян. 6-ая группа – Мандарин – сочный
многосемянной плод – померанец.
Применение знаний тест «Плод» 1. Плод образуется из:
А. - Тычинки В. – Пестика С. – Завязи D –
Рыльца пестика.
2. Плод
костяника у:
А.
– Смородины В. – Сливы С – Земляники D – Кислицы.
3. Плод
семянка у:
А.
– Пшеницы В. – Подсолнечника С – Ореха D – Липы.
4. У
огурца плод:
А.
– Костяника В. – Тыквина С – Ягода D – Коробочка.
5. Односемянной
сухой плод:
А. – Ягода В. – Коробочка С – Желудь D – Боб.
6. Многосемянной
сочный плод:
А. – Стручок В. – Ягода С – Коробочка D – Орех.
7. Обеспечивает
защиту и распространение семян: А. – Цветок В. – Семя С – Плод D –
Околоцветник.
Самопроверка: 1 – С, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 –
С, 6 – В, 7 – С. Если с 1 – 7 правильно оценка – 5 с 1 – 5 правильно
оценка – 4 с 1 – 4 правильно оценка – 3
5.
Информация о домашнем задании;
Изучить параграф 26, вопросы в конце параграфа
выписать и выучить понятия, рабочая тетрадь стр. 30 -31. Приготовить сообщение
«Значение плодов в жизни человека»
6. Подведение
итогов, анализ работы на уроке, выставление оценок (подсчет плодов –
баллов).
7.
Рефлексия - на уроке мне было…
|
|
интересно
|
скучно
|
я понял и могу объяснить
|
я не понял
|
|
|
|
|
Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.