- Мотивационный этап
Цель: вызвать
интерес учащихся к изучению новой темы
II. Операционный этап.
Цели:
1. Дать краткую
характеристику казачеству и событиям, описываемым в романе.
2. Подвести к
определению жанра романа.
3. Расширить
знания о казачестве
4. Проверить
знание текста
5. Познакомить
с бытом и нравами казаков
6. Подвести к
пониманию того, что жизнь эпохи раскрывается на примере общей и частной жизни
казачьих семей.
3 Рефлексия.
Цель:выявить
проблемы, связанные с усвоением темы урока.
|
I.Звучание казачьей песни: «Ай, да на
речке да ну было…»
- Ребята, как вы
думаете, какому народу принадлежит эта песня?
- Как вы догадались? По каким словам вы это
определили?
- Что вы знаете о казаках и их жизни?
Хотелось бы вам подробнее на этом остановиться?
- Ребята, какова тема нашего урока? Какова
цель урока? Что мы должны понять, раскрывая тему урока?
(ПОКАЗ
СЛАЙДА с темой урока).
1. Слово учителя с демонстрацией слайдов:
портрет Шолохова, станица, речка, пейзаж.
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском
казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей
культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных
людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой
категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей
большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной
земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных
кавалеристов. Ш. стремился показать казачество как целый мир, при всех его
особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно
отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в
необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно- исторических
потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда
волновало Ш. Больше всего, - внутреннее богатство и сложность простого
человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа
России.
Действие «Т.Д.» продолжается около 10 лет, с
мая 1912 по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы
перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги,
действие которой заканчивается в ноябре 1914г. Между первой и второй книгами
– временной перерыв, четвертая часть открывается словами «1916 год, Октябрь».
Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до
Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами
произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно
подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской
власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая)
1918г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».
В третьей книге (шестой части)
художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно
Верхнедонскому восстанию 1919 г- за Советскую власть без коммунистов, против
политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть
четвертой книги.
Наша задача – разобраться в сложном
содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем,
поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу
народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу
народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.
2. Проверка д/з - подход к определению
жанра романа.
- Почему изменился первоначальный план?
- Что такое роман?
- Отвечает ли «Т.Д.» требованиям жанра?
Действие романа сосредоточивается в одной из
наиболее сложных провинции России – на Дону. Кто же составляет население
Донской области? Кто такие казаки?
3. Сообщение ученика (историческая
справка).
4. Беседа
А) Как сами казаки
представляют свое происхождение? Докажите, опираясь на эпизод. «Спор Штокмана
с казаками»
Б) Кому противопоставляют себя казаки?
Комплекс превосходства. Кн. 1 , ч.2, гл.5
В) Каков образ жизни казаков?
Г) Какие семьи изображены Шолоховым в центре
повествования?
5 Анализ эпизодов из жизни семей по
вопросам:
1) Каково настроение эпизода?
2) С помощью каких художественных средств
оно создается?
3) Какую роль играют коллективный и
индивидуальный портреты?
4) Какое чувство испытывают казаки от
общения с землей и друг с другом?
5) Какие литературные ассоциации вызывает у
вас этот эпизод?
6 Заключительное слово учителя (о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических
событиях, но и в фактах частной жизнисемейных отношениях, где власть традиции
особенно сильна и ломка их рождает острые и драматические конфликты.
|
1. Прослушивают песню.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Выход учащихся на тему урока.
Учащиеся определяют цели и задачи урока.
Делают записи в тетради.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы
учителя.
- Казачество определяют как военное сословие
в России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были вольные люди,
работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. Слово «казак»
происходит от тюркского «удалец, вольный человек». Первое летописное
упоминание о казаках относится к 1549 году.
В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся
общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян.
Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре,
Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой
народных восстаний на Украине в 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18
в.
Первым привлек казаков в качестве союзников
еще Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на Казань, поход против
крымского хана). При Петре 1 казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от
крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими
земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. В Отечественной войне
1812 года известны отважные конные рейды казаков по тылам наполеоновских
войск. Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их
относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в
привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах,
в усмирении бунтов.
Казаки далеко не всегда выступали на стороне
власти: Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.
К началу 20 века существовало 11 казачьих
войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское). В
1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн.
десятин земли. Было определено соответствие офицерских чинов армии и
казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе
Донского войска – войсковой атаман; станичные атаманы, походные. В Первую
мировую войну воевало около 300000 казаков. Начало раскола было положено
сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие
ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов,
временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем
бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в гражданскую войну
(зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных).
1920г – казачество как сословие упразднено.
1936г – созданы донское, кубанское, терское
казачьи соединения, участвовавшие в ВОВ.
Учащиеся работают по группам, каждая группа
отвечает на вопросы, готовят свой проект:
1 группа - «История Прокофия Мелехова»
(ч.1,гл.1)
2 группа – «Утро в семье Мелеховых»
(ч.1,гл.2)
3 группа – «На рыбалке» и «На сенокосе»
(ч.1,гл.2, ч. 2,гл.9)
4 группа – Сцена сватовства Григория и
Натальи (ч.1, гл.15-22)
5 группа – «Призыв на воинскую службу»
(ч.2,гл.21)
Учащиеся делают вывод : что представляет
собой казачество.
- Как чувствует себя каждый ученик в
процессе урока? Доволен ли собой ? Почему?
- Насколько комфортно работалось в группе?
- В чем я затруднялся? Почему?
Домашнее задание:
1)
Батальные сцены 3 части романа. Анализ.
2)
2) Роль эпиграфа к 3 части романа.
3)
Опережающее задание: составить план «Судьба
Григория Мелехова»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.