Использование произведений конкретной поэзии
на уроках немецкого языка
В преддверии празднования 70-летия Победы нашего народа над
фашистской Германией на учителя немецкого языка ложится большая идеологическая
нагрузка. Ведь до сих пор у многих русских людей такие слова как «Германия» и
«немец» вызывают ассоциации со словами «Гитлер», «фашист». И это передается из
поколения в поколение. Задача учителя немецкого языка состоит в том, чтобы
используя воспитательные возможности урока, приложить все усилия, чтобы сломать
сложившийся стереотип, когда слово «немец» ассоциируется со словом «фашист».
При каждом удобном случае я стараюсь объяснить детям, что
фашизм – это не национальность, а состояние души. Если человек позволяет себе
просто так обидеть другого человека, если он безжалостно обращается с
животными, - это все уже означает ростки фашизма. И если такой человек попадает
в соответствующую среду, то из него легко можно воспитать настоящего фашиста.
Чему немало примеров и в истории нашей страны.
Надо объяснять ученикам, что немцы давно осознали, причиной
какого великого горя стала их страна, и стараются сделать все возможное, чтобы
загладить вину прошлых поколений перед всем человечеством. Они стыдятся
некоторых этапов своей истории и стараются стереть из памяти все, что с этим
связано. Эта тенденция прослеживается так же и в языке. Например, слово «Fuhrer»
непосредственно ассоциируется со словом Гитлер. А ведь это слово просто
означает «вождь» ( от слова fuhren – вести ). Чтобы исключить нежелательные ассоциации,
слово «Fuhrer» заменяется другими словами: слово «Fuhrerschein» (водительское удостоверение) заменено словом «Fahrererlaubhis»
(разрешение на вождение). Так же немцы стараются не употреблять в речи
пословицу, которая была долгие годы девизом концентрационных лагерей «Jedem das
seine». ( Каждому свое).
Большой воспитательный потенциал в этом плане содержат
произведения немецких поэтов 50-70-ых годов, использовавших в своем творчестве
такой литературный стиль как конкретная поэзия. Конкретная поэзия «опирается
на стилистическую тенденцию, наметившуюся в литературе модернизма и авангарда.
Синтаксическая связность текста ослабляется (исчезают знаки препинания) и
компенсируются специфической стиховой связанностью, фразы сжимаются в обрывки
фраз и далее в отдельные слова, перекликающиеся друг с другом ассоциациями,
рассчитанными на то, чтобы вызвать у читателя дальнейшие ассоциации».
(В.Шилин. Словарь литературоведческих терминов). Инновация конкретной поэзии
состояла в принципиально новом отношении к жизни. Это отношение
-1-
можно определить как невмешательское. Художник не преобразовывает
действительность в искусстве. Поэты работают методом коллажа, мозаики, соединяя
вроде бы совершенно несопоставимые элементы, которые неожиданно превращаются в целое.
Благодаря этому безэмоционально
поданная картинка жизни превращается в гротеск, карикатуру.
Произведения конкретной поэзии можно использовать на уроке
немецкого языка для организации фонетической, речевой зарядки, а так же для
контроля уровня усвоения грамматического материала по различным грамматическим
темам. Работа над этими произведениями позволяет удачно сочетать работу по
совершенствованию грамматических навыков и работу по формированию
социокультурной компетенции учащихся. Произведения конкретной поэзии позволяют
сделать экскурс в историю Германии, выяснить отношение немцев к некоторым
фактам своей истории. Они заставляют детей задуматься и о своем поведении, дают
возможность порассуждать, высказать свое мнение о событиях, описанных в стихотворении.
Вот несколько произведений конкретной поэзии, которые можно
использовать в качестве фонетической и речевой зарядки, а так же для контроля
усвоения грамматического материала по различным грамматическим темам.
Rudolf
Otto Wiemer
unbestimmte zahlworter
alle haben gewusst
viele
haben gewusst
manche
haben gewusst
einige
haben gewusst
ein
paar haben gewusst
wenige
haben gewusst
keiner
hat gewusst
Rudolf Otto Wiemer
partizip perfekt
Gezeugt
geboren gewimmert
Getrunken
gefallt gespielt
-2-
Gelernt
gekuscht geschlagen
Geliebt
geheiratet gemiestert
Geschlossen
geziffert geschnappt
Gehumpelt
gehurt geschieden
Geschuftet
gefluckt gefeiert
Gekozt
gerontgt geschissen
Gewiemmert
gestorben gelebt
Rudolf
Otto Wiemer
Zeitsatze
Als wir sechs waren, hatten
wir
Masern.
Als wir vierzehn waren,
hatten wir
Krieg.
Als wir zwanzig waren, hatten
wir
Liebeskummer.
Als wir dreissig waren,
hatten wir
Kunder.
Als wir dreiunddreissig
waren, hatten wir
Adolf.
Als wir vierzig waren, hatten
wir
Feindeinfluge.
Als wir funfundvierzig waren,
hatten wir
Schutt.
Als wir achtundvierzig waren,
hatten wir
Kopfgeld.
Als wir funfzig waren, hatten
wir
Wohlstand.
Als wir sechzig waren, hatten
wir
Gallensteine.
Als wir siebzig waren, hatten
wir
gelebt.
Rudolf
Otto Wiemer
starke und schwache verbe
ich tretе
ich
scwarme mich
ich trat ich
schwarmte mich
ich habe getretten ich
habe mich geschwarmt
ich weiss grunde ich
betreue
ich wusste grunde ich
betreute
ich habe grunde gewusst ich
habe betreut
ich falle auf die fusse ich
lerne dazu
ich fiel auf die fusse ich
lernte dazu
ich bin auf die fusse
gefallen ich habe dazu gelernt
ich komme noch ich
andere mich
ich kam noch ich
anderte mich
ich bin noch gekommen ich
habe mich geandert
ich pfeife drauf ich
sage jawoll
ich pfiff drauf ich
sagte jawoll
ich habe drauf gepfiffen ich
habe jawoll gesagt
ich trete
ich trat
ich werde treten
Burkhard Grabe
fur sorge
ich
fur mich
du
fur dich
er
fur sich
wir
fur uns
ihr
fur euch
jeder
fur sich
Приведу пример работы над стихотворением,
которое используется для проведения речевой зарядки на уроке в 9 классе.
Одновременно можно провести контроль усвоения грамматического материала по теме
«Времена немецкого глагола».
-4-
Учитель: Heute machen wir mit
einem Werk der konkreter Poesie bekannt. Das ist
das
Gedicht von Fritz Viebahn “Zukunftsproblem”
ich
hatte nich geschossen
ich
habe nicht geschossen
ich
schoss nicht
ich
schiesse nicht
werde
ich nich schiessen
?
Учитель:
Welches einziege Verb gebraucht hier der Autor?
Ученик: Der
Autor gebraucht in diesem Gedicht das Verb “schiessen” in verschiedenen
Zeitformen.
Учитель:
Bestimmt die Zietform jeder Ziele.
( Ученики определяют время глаголов и подтверждают правилами
образования соответствующего времени.)
Учитель:
Mit welchen Ereignissen aus der Geschichte Deutschlands ist dieses Werk
verbunden?
Ученик:
Das Gedicht ist mit den Ereignissen des 1. und des 2. Weltkrieg
verbunden.
Учитель:
Was meint ihr, warum gebraucht hier der Autor solche Zeitformen?
Ученик:
Meiner Meinung nach, der Autor gebraucht hier verschiedene Zeitformen, um
Chronologie der Eregnisse deutlicher zu zeigen.
Plusquamperfekt
bedeutet den 1.Weitkrieg. Perfekt bedeutet den 2.Weltkrieg, Imperfekt bedeutet
die Zeit nach dem Krieg und Prasens bedeutet die Gegenwart.
Das
Gedicht erinnert uns an die schreklichen Seite aus Geschichte Deutschlands und lasst
uns an die Gegenwart und die Zukunft nachdenken.
Учитель:
In welcher Zeit lebt der Autor?
Ученик: Der
Autor lebt in unserer Zeit und denkt an diese Probleme nach. Es kommt vor, dass
er vor dem Wahl steht: schiessen oder nicht schiessen.
Учитель:
Versuchen wir die Frage zu beantworten, die am Ende des Gedichtes steht.
Предполагаемые ответы учеников:
-Meiner
Meinung nach, er wird nicht schiessen.
-Der
Mensch macht sich Gedanken an die schreklichen Seiten der Geschichte
Deutschlands, darum wird er nicht schiessen.
-Der
Mensch steht vor dem Wahl, aber ich bin uberzeugt, dass er nicht schiessen
wird.
-5-
Литература
1. Лейфа И.И.«Глагол
и его формы в современном немецком языке»
Благовещенск. 1997 г. С.53,с 99, с. 124, с. 138, с. 174
2.Krusche D.,Krechel R.,
Anspiel. Konkrete Poesie im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Bonn:
Inter Nationes. 1991 с.107
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.