Тема: «И.А. Крылов.
Басни»
Урок в 5 классе
Сафронова
Ирина Павловна
Учитель
русского языка и литературы МБОУ Шахунской СОШ №2
Оборудование:
Интерактивная доска
Презентация «Биография И.А. Крылова»
Тексты
афоризмов.
Цели:
образовательные: развивать умение находить
нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного
чтения;
развивающие: осуществлять
системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и
оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные
качества, эстетический вкус;
воспитательные: воспитание интереса, уважения к
предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно
развитой личности.
1. Предметные: формирование
ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности;
воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения;
выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в
тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;
2. Метопредметные: находить и
анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументировано
отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать
информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать
основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям,
событиям;
3. Личностные: понимать значение
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать
значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать
потребность в систематическом чтении.
1. Орг. момент.
Дыхательная
гимнастика.
СЛАЙД 1
2. Р.
р. Мозаика.
Отгадайте загадки и вы увидите название какого – то произведения.
В дверь,
в окно стучать не будет,
А взойдет
и всех разбудит.
(солнце)
Все движутся вперед, а он наоборот.
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад.
(рак)
Птица медленно плывет,
Словно белый пароход,
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(лебедь)
И в нее льется,
И из нее льется.
Сама по земле плетется.
(река)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Хвостом виляет, зубаста,
А не лает.
(Щука)
Что это за произведение?
- Лебедь, щука и рак, это басня.
? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на
нашем уроке?
- о баснях.
СЛАЙД 2
3. Повторение.
? Что такое басня?
-басня – это краткий стихотворный или прозаический
рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
? Как вы думаете, почему басня имеет
иносказательный смысл?
Почему нельзя прямо сказать человеку о его
недостатках или выразить свое недовольство существующим государственным
порядком?
- Для избежания конфликтов с цензурой баснописцы
еще со времен Эзопа прибегали к особому литературному приему АЛЛЕГОРИИ.
Аллегория – (в переводе с греческого – иносказание) –
изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ.
4. Новый материал.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами сделаем еще одно открытие.
? Кто написал басню «Лебедь, щука и
рак»?
- И.А.
Крылов
СЛАЙД №3
Имя И.А.Крылова уже знакомо вам из начальной школы.
Обратите внимание на эпиграфы.
СЛАЙД №4
Чтение эпиграфов учителем.
Эпиграфы:
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а
за содержание»
Сенека
«Он баснописец и поэт народный – вот в чем его
величие».
В.Г.
Белинский.
? Как вы их понимаете?
Вся жизнь И.А. Крылова подтверждает верность
высказывания мудрого греческого философа. Пережил он очень много и как это ни
парадоксально, ничто не помешало ему быть гением.
Об этом наш рассказ.
СЛАЙДЫ из дет. през.
Презентация «Биография И.А.Крылова».
В
презентации вопросы по услышанному учениками.
ОЦЕНКА
5. Развитие темы
Обратимся к басням.
Ну а теперь настало время обратиться непосредственно к
басням.
Сам Крылов был великолепным актером. В доме директора
библиотеки Оленина часто устраивались литературные вечера, игры в шарады, и
соперничать с Крыловым мог только Н.В. Гоголь, который изумительно играл
животных.
Ребята подготовили нам маленький спектакль.
СЛАЙД №5
ИНСЦЕНИРОВКА «Ворона и Лисица»
? Узнали ли вы басню?
В чем ошибка Вороны?
Послужила ли ей потеря сыра жизненным опытом?
СЛАЙД №6
Динамическая пауза. Предлагаю сейчас всем попробовать себя в роли
артиста.
Игра
«Море волнуется».
Ученикам
предлагается выйти к доске, образовать круг, взяться за руки.
Учитель
произносит строки игры: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три – в образе волка замри».
Всего 3-4 животных ( ягненок, стрекоза, слон, свинья).
? Героями каких басен вы сейчас
были?
- «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей»,
«Слон и Моська», «Свинья под дубом».
? Кто автор этих басен?
Проверка
домашнего задания.
Групповая работа
Дома вы
готовили чтение по ролям произведения «Свинья под дубом».
! Докажите, что произведение,
которое прочитали ученики, является басней.
Какова
мораль этой басни?
СЛАЙД №7
ЛЕКСИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Найти в
Интернете значение слов невежда, невежа?
А в наше
время есть люди, похожие на эту свинью?
Как
выдумаете, прочитав баню «Свинья под дубом», невежи задумаются над своим
поведением?
СЛАЙД №8
Работа с интерактивной доской.
Каждый из образов животных содержит определенный набор
качеств характера.
На доске названия животных, рядом – качества характера. Соедините стрелками
качества с их обладателями.
Животные: волк, ягненок, лиса, мартышка, осел, лев, змея
Качества: сила, злоба, беспощадность, слабость, беззащитность, хитрость,
лживость, глупость, хвастовство, упрямство, власть, подлость.
СЛАЙД №9
Подведем итог нашего урока.
o Произведения какого автора вы для
себя открыли?
o Какой жанр для своих произведений
использовал И.А. Крылов?
o Как узнать басню среди других
стихотворных произведений?
o Какой урок нам преподносят басни?
o Нужны ли нам басни сегодня?
Ответное слово учителя.
Ребята, чтобы вы не забыли уроки,
преподнесенные нам баснями, я приготовила для вас афоризмы, взятые из
прочтенных нами произведений.
Не презирай совета
ничьего, но прежде рассмотри его.
Орёл и крот
С разбором выбирай друзей.
Когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет.
Роща и огонь
Не попусту в народе
говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться.
Лев и мышь
ОЦЕНКИ.
СЛАЙД №10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Нарисовать эмблему для сборника басен И.А. Крылова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.