Инфоурок Литература КонспектыТема: «И.А. Крылов. Басни»

Тема: «И.А. Крылов. Басни»

Скачать материал

Тема: «И.А. Крылов. Басни»

Урок в 5 классе

Сафронова Ирина Павловна

Учитель русского языка и литературы МБОУ Шахунской СОШ №2

Оборудование:
Интерактивная доска
Презентация «Биография И.А. Крылова»

Тексты  афоризмов.

Цели:

образовательные: развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие: осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные: воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности.


1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения,  анализа произведения;

2. Метопредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.

 

 

 

 

 


ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

 Дыхательная гимнастика.

СЛАЙД 1

2. Р. р. Мозаика.  Отгадайте загадки и вы увидите название  какого – то произведения.

 

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит.

                                    (солнце)

 

Все движутся вперед, а он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад.

                                     (рак)

 

Птица медленно плывет,

Словно белый пароход,

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

                                 (лебедь)

 

И в нее льется,

И из нее льется.

Сама по земле плетется.

                                 (река)

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Хвостом виляет, зубаста,

А не лает.

                                 (Щука)

 

Что это за произведение?

- Лебедь, щука и рак, это басня.

 

? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь  на нашем уроке?

- о баснях.

 

СЛАЙД  2

3. Повторение.

 

? Что такое басня?

-басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

 


? Как вы думаете, почему басня имеет  иносказательный смысл?
Почему нельзя прямо сказать человеку о его недостатках или выразить свое недовольство существующим государственным порядком?

- Для избежания конфликтов с цензурой баснописцы еще со времен Эзопа прибегали к особому литературному приему АЛЛЕГОРИИ.

 

Аллегория – (в переводе с греческого – иносказание) – изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ.

 

4. Новый материал.

 

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами сделаем еще одно открытие.

? Кто написал басню «Лебедь, щука и рак»?

- И.А. Крылов

СЛАЙД №3

Имя И.А.Крылова уже знакомо вам из начальной школы.
Обратите внимание на эпиграфы.

СЛАЙД №4

 

Чтение эпиграфов учителем.

                                                                                   Эпиграфы:
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»

                                                                                              Сенека

«Он баснописец и поэт народный – вот в чем его величие».

                                                                                   В.Г. Белинский.
? Как вы их понимаете?


Вся жизнь И.А. Крылова подтверждает верность высказывания мудрого греческого философа. Пережил он очень много и как это ни парадоксально, ничто не помешало ему быть гением.
Об этом наш рассказ.

СЛАЙДЫ из дет. през.


Презентация «Биография И.А.Крылова».

В презентации вопросы по услышанному учениками.
ОЦЕНКА
5. Развитие темы

Обратимся к басням.

Ну а теперь настало время обратиться непосредственно к басням.

 Сам Крылов был великолепным актером. В доме директора библиотеки Оленина часто устраивались литературные вечера, игры в шарады, и соперничать с Крыловым мог только Н.В. Гоголь, который изумительно играл животных.

Ребята подготовили нам маленький спектакль.

СЛАЙД №5


ИНСЦЕНИРОВКА «Ворона и Лисица»

? Узнали ли вы басню?
В чем ошибка Вороны?
Послужила ли ей потеря сыра жизненным опытом?

СЛАЙД №6


Динамическая пауза. Предлагаю   сейчас всем попробовать себя в роли артиста.

Игра «Море волнуется».

Ученикам предлагается выйти к доске, образовать круг, взяться за руки.

Учитель произносит строки игры: «Море волнуется  раз, море волнуется два, море волнуется три – в образе волка замри».
Всего 3-4 животных ( ягненок, стрекоза, слон, свинья).

 

? Героями каких басен вы сейчас были?

- «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Свинья под дубом».

?  Кто автор этих басен?

 

Проверка домашнего задания. Групповая работа

Дома вы готовили чтение по ролям произведения  «Свинья под дубом».

 

! Докажите, что произведение, которое прочитали ученики, является басней.

Какова мораль  этой басни?

СЛАЙД №7

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Найти в Интернете значение слов невежда, невежа?

 

А в наше время есть люди, похожие на эту свинью?

Как выдумаете, прочитав баню «Свинья под дубом», невежи задумаются над своим поведением?

СЛАЙД №8

 

Работа с интерактивной доской.

Каждый из образов животных содержит определенный набор качеств характера.

На доске названия животных, рядом – качества характера. Соедините стрелками качества с их обладателями.

Животные:  волк, ягненок, лиса, мартышка, осел,  лев, змея

Качества: сила, злоба, беспощадность, слабость, беззащитность, хитрость, лживость, глупость, хвастовство, упрямство, власть, подлость.

СЛАЙД №9

Подведем итог нашего урока.

o    Произведения какого автора вы для себя открыли?

o    Какой жанр для своих произведений использовал И.А. Крылов?

o    Как узнать басню среди других стихотворных произведений?

o    Какой урок нам преподносят басни?

o    Нужны ли нам басни сегодня?

Ответное слово учителя.

Ребята, чтобы вы не забыли уроки, преподнесенные нам баснями, я приготовила для вас афоризмы, взятые из прочтенных нами произведений.

Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. 

Орёл и крот

С разбором выбирай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет. 

Роща и огонь

Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. 

Лев и мышь

ОЦЕНКИ.

СЛАЙД №10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нарисовать эмблему для сборника басен И.А. Крылова

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: «И.А. Крылов. Басни»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сафронова Ирина Павловна Учитель русского языка и литературы МБОУ Шахунской СОШ №2 Оборудование: Интерактивная доска Презентация «Биография И.А. Крылова» Тексты афоризмов. Цели: образовательные: развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения; развивающие: осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус; воспитательные: воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности. 1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения; 2. Метопредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; 3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.04.2020 117
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марисова Марина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марисова Марина Петровна
    Марисова Марина Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93182
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек