Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыТема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:

Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:

Скачать материал

 

Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА

В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ

 

 

Цели:

  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах   (Дымковская,   Филимоновская,   Каргопольская),   традициях формы и росписи.
  2. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству;
  3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
  4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  5. развивать пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

 

Оборудование и материалы:

1.      интерактивная таблица с изображением порядка изготовления дымковской игрушки.

2.     Слайд - таблица с изображением орнаментов росписи дымковской игрушки.

3.   Глиняные и пластилиновые модели дымковской игрушки.

4.     Презентация с иллюстрациями  Дымковской, Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек.

5.   Музыкальный ряд; русские народные песни.

6.     Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА 1

1.        Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушек.

2.   Постановка художественной задачи (выполнение эскиза вы­бранной модели игрушки).

3.   Практическое выполнение задания.

4.      Анализ работ и домашнее задание.

ПЛАН УРОКА 2

1.        Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица.

2.       Постановка художественной задачи (вылепить модель по сво­ему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).

3.      Практическое выполнение задания.

4.   Анализ работ и домашнее задание.

ПЛАН УРОКА 3

1.        Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки.

2.   Постановка практической задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи модели игрушки).

3.      Практическое выполнение задания. Выставка работ.

 

Ход урока 2,3

 

I.  Организационный момент.

Проверка готовности рабочего инвентаря для урока работы с пластилином

II.       Постановка темы.

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.

ДЫМКОВО

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично.

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

Фафанов В.

- В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено. Ее красота рождалась в труде, подчас очень нелегком.

Для производства Дымковской игрушки ис­пользуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мел­ким речным песком. Её собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество, раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осу­ществляли мелом, разведенным на молоке).

       Но у нас с вами, ребя­та, в руках пластилин, его  не нужно обжигать в печи.  А  вот  форму  выбранной игрушки  мы  постараемся сохранить.

1.       Размягчить пластилин и слепить однородный  комок. Разделить его на куски, для юбки, туловища, головы и для отделки мелким деталями.

2.       Раскатать первый кусок для юбки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан /туловище/, ручки, головку и украсить налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" растереть, чтобы при всем желании не могли заметить: стекой нужно ловко обрезает лишние кусочки пластилина, пальцами  все время нужно „оглаживать" игрушку, чтобы она  получилась  ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова.

3.       После лепки, ее несколько дней нужно будет посушить.

Практическое выполнение задания.

- А теперь можете приступать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются.

Заключительный этап работы этого урока, характерный только для Дымкова, - „обеливание". Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. (Для своих игрушек мы будем  использо­вать белую гуашь или клеевую побелку).

 

Ход урока 3

Постановка задачи.

-  Ребята! Сегодня мы будем расписывать свои иг­рушки.

Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте и о цветовой гамме.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымков­ской игрушки? Какие?

- Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий „потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Выполнение задания.

Дымковская роспись

Подведение итогов.

В конце урока проводиться выставка детских работ. Все работы вместе  рассматриваем  и анализируем, чем отличаются друг от друга «барышни».

 

Литература:

-Сокольникова Н.М; Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Академия;. М.1999

- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Просвещение., М. 2003

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 895 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по ИЗО 7 класс.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
  • 04.10.2020
  • 217
  • 2
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 445
    • DOCX 49 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусельников Игорь Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусельников Игорь Петрович
    Гусельников Игорь Петрович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 33759
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 424 человека

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 545 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов