Инфоурок География КонспектыТема: Быт и нравы Древней Руси.

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ быт и нравы. Древней Руси.ppt

Скачать материал "Тема: Быт и нравы Древней Руси."

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Быт и нравы Древней Руси

    2 слайд

    Быт и нравы Древней Руси

  • Цель урока:
Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жи...

    3 слайд

    Цель урока:

    Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищем, военным делом.

  • Быт - повседневная жизнь.
Нравы – повседневные отношения между людьми.

    4 слайд

    Быт - повседневная жизнь.
    Нравы – повседневные отношения между людьми.

  • Повседневная  жизнь  земледельцевРаспахивали новые земли, разводили скот, бор...

    5 слайд

    Повседневная жизнь земледельцев
    Распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге - от кочевников.
    Жили большими семьями, где старший из мужчин являлся главой семьи.
    Воспитание детей было трудовым.
    Рано вступали в брак.
    Сохранялись языческие праздники.

  • Древнерусский городАдминистративный центр      Ремесленный 
 центрТорговый 
ц...

    6 слайд

    Древнерусский город
    Административный центр
    Ремесленный
    центр
    Торговый
    центр
    Религиозный
    центр
    Культурный
    центр

  • Город – административный центр на РусиВ  городах селились князья и дружина....

    7 слайд

    Город – административный центр на Руси
    В городах селились князья и дружина.
    Князья:
    правили суд,
    управляли подвластными землями,
    принимали иностранных послов.
    На городских площадях собиралось вече – народное собрание.

  • Город – ремесленный центрИзготовление серебряной, отделанной чеканным узором...

    8 слайд

    Город –
    ремесленный центр
    Изготовление серебряной, отделанной чеканным узором посуды.
    Гончарные изделия - кувшины, черпаки, чаши.
    Украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали.
    Кожевенное ремесло
    Кузнечное
    Плотницкое
    Резьба по кости и дереву.

  • Город – торговый центр:Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи...

    9 слайд

    Город –
    торговый центр:
    Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи и куньи меха и ремесленные изделия.
    Иноземные гости (купцы) - греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.

  • Город – религиозный центрСооружались большие храмы. 
В городах жили и исполн...

    10 слайд

    Город –
    религиозный центр
    Сооружались большие храмы.
    В городах жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы.
    Стояли крупные монастыри.

    Митрополит Илларион – первый митрополит, выбранный из русских и поставленный русскими епископами в 1051 г.
    План
    Древнего Киева

  • Города - центры культурыВ городах организовывались школы, 
писались иконы, 
с...

    11 слайд

    Города - центры культуры
    В городах организовывались школы,
    писались иконы,
    создавались фрески и мозаики.

  • Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. 
Помимо ремесла и торгов...

    12 слайд

    Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.
    Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством.
    Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

  • На княжеском пиру

    13 слайд

    На княжеском пиру

  • Княжеские дружинники - профессиональные воины. 
Вооружены: мечами, копьями, с...

    14 слайд

    Княжеские дружинники - профессиональные воины.
    Вооружены: мечами, копьями, саблями.
    Снаряжены: шишаками - остроконечными шлемами, щитами, броней или кольчугой.
    Во время больших военных походов созывалось народное ополчение.
    Его члены - вои - вооружались попроще: лук, колчан, со стрелами, нож, копье либо тяжелый боевой топор.
    Броню не носили, кольчуга была редкостью, у каждого были щиты.
    Военное дело в Древней Руси

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • Гридница - большая парадная горница, где князь пировал со своей дружиной

    17 слайд

    Гридница - большая парадная горница, где князь пировал со своей дружиной

  • Сенями соединялись отапливаемая и летняя клети в избах  Дома горожан

    18 слайд

    Сенями соединялись отапливаемая и летняя клети в избах
    Дома горожан

  • Крестьяне жили в небольших домах. 
На юге, в лесостепной зоне, - в полуземлян...

    19 слайд

    Крестьяне жили в небольших домах.
    На юге, в лесостепной зоне, - в полуземлянках с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой опускались до самого низа.
    На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами.
    Печи, глинобитные или каменные, топились по-черному.
    Окна - маленькие, обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами -тонкими щепками сухого дерева.
    Дома земледельцев
    Полуземлянка
    Избы

  • КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ И ДВОР

    20 слайд

    КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ И ДВОР

  • Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быт...

    21 слайд

    Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян.
    Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
    Вывод:

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ оценочный лист.docx

                                                  Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

    Работа  в    группе

         Перфокарта

            Итог

 

 

 

 

 

 

                                                  Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

    Работа  в    группе

         Перфокарта

            Итог

 

 

 

 

 

 

                                                  Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

    Работа  в    группе

         Перфокарта

            Итог

 

 

 

 

 

 

                                                  Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

    Работа  в    группе

         Перфокарта

            Итог

 

 

 

 

 

 

                                                  Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

    Работа  в    группе

         Перфокарта

            Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Быт и нравы Древней Руси."

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ перфокарта.docx

                                     Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси  проживала  в

 

 

 

2.Воспитание детей в большинстве  семей было

 

 

3. Главой семьи являлся

 

 

4.Члены  народного ополчения назывались

 

 

5.Развлечением знати были

 

 

5.Холодные помещения жилища назывались

 

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли

 

5.Слово «город» в старину означало

 

 

 

 

                                     Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси  проживала  в

 

 

 

2.Воспитание детей в большинстве  семей было

 

 

 

3. Главой семьи являлся

 

 

4.Члены  народного ополчения назывались

 

 

 

5.Развлечением знати были

 

 

5.Холодные помещения жилища назывались

 

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли

 

5.Слово «город» в старину означало

 

 

 

                                     Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси  проживала  в

 

 

сельской местности

2.Воспитание детей в большинстве  семей было

 

трудовым

3. Главой семьи являлся

 

старший из мужчин

4.Члены  народного ополчения назывались

 

вои

5.Развлечением знати были

 

охота и пиры

5.Холодные помещения жилища назывались

 

горницы - повалуши

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли

 

«безлапотниками»

5.Слово «город» в старину означало

 

ограда, забор

 

 

                                     Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси  проживала  в

 

 

сельской местности

2.Воспитание детей в большинстве  семей было

 

 

трудовым

3. Главой семьи являлся

 

старший из мужчин

4.Члены  народного ополчения назывались

 

 

вои

5.Развлечением знати были

 

охота и пиры

5.Холодные помещения жилища назывались

 

горницы - повалуши

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли

 

«безлапотниками»

5.Слово «город» в старину означало

 

ограда, забор

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Быт и нравы Древней Руси."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

                             Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Разработка урока истории России с древнейших времён  до конца 16 века.

 6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Учитель истории: Назаренко Галина Васильевна

 

 

 

                                   г.Исилькуль 2014г

 

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Цель: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

 1) сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв.

2) развивать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, работать с текстом самостоятельно, слушать товарищей.

3) воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  компьютер с мультимедиумом, презентация, музыка Э.Грига «Утро», раздаточный материал.

Технология развития критического мышления.

                                          Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас.

«Вызов»

Урок мне хотелось бы начать со стихотворения, вы внимательно слушаете, смотрите на экран, а затем скажите о чём или о ком пойдёт речь на уроке. (слайд1). Учитель на фоне музыки читает стихотворение.

                  «Утро, пробуждается природа

                    Первые рассветные лучи

                    На воротах древнего посёлка

                  Отблески оставили свои.

                  Здесь живёт народ высокий и красивый-

                  Светлоокие и сильные мужи,

                  Женщины, изящные как ивы,

                   Дети словно крепкие дубки».

Ответы учащихся.

-правильно, мы будем говорить о повседневной жизни наших предков в те времена, когда наше государство как называлось? ( Древняя Русь)

-Итак, тема урока «Быт и нравы Древней Руси» (слайд 2)

-Какую цель мы поставим перед собой? (слайд3)

Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищем, военным делом.

-Ну, а чтобы нам совсем было понятно,  о чём пойдёт речь, давайте вспомним понятия «быт» и «нравы». (слайд 4)

«Быт» - повседневная жизнь людей.

«Нравы» - повседневные отношения между людьми.

На протяжении многих уроков мы говорим с вами о древнерусском государстве. Казалось бы, мы знаем практически всё. Но так ли это. Давайте проверим. Предлагаю вам выполнить задание «верно – неверно – затрудняюсь».

Учащиеся заполняют таблицу №1 на рабочем листе и сразу озвучивают ответ.

1Восточные славяне заселили большую часть Восточно – Европейской равнины. +

2.Основным занятием восточных славян было земледелие.+

3.Восточные славяне были язычниками.+

4.Первое государство восточных славян – Киевская Русь.+

5.988г. – крещение Руси.+

6.Первую реформу провела княгиня Ольга.+

7.Владимир положил начало созданию сборника законов.-

8.члены народного ополчения назывались вои.+

9.Мальчиков, не умеющих плести, называли «безлапотниками».+

10.Холдные помещения жилища назывались горницы – повалуши.+

Подсчитайте свои правильные ответы и заполните в оценочном листе графу №1.

-Оказывается, ещё не всё мы знаем о древнерусском государстве. Я предлагаю пополнить наш багаж знаний.

«Осмысление»  (работа в группах)

-Ребята, где вы узнаёте информацию по интересующему вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. И сегодня, благодаря книге, мы совершим путешествие в историю русского быта.

-Были ли книги у древних славян? Откуда мы знаем, как они жили?

-А сегодня книги только в бумажном варианте?

-Представьте, мы находимся в музее. Вы – экскурсоводы, а я – посетитель и хочу, чтобы вы рассказали мне о быте и нравах Древней Руси.

1-я группа – экскурсоводы зала №1 «Повседневная жизнь земледельцев».

2-я – «Повседневная жизнь горожан».

3-я – «Военное дело»

4-я – «Жилище».

Сейчас вы работаете 8 минут с текстом в учебниках и дополнительным материалом в ваших рабочих листах. Приём «Инсерт».

Отчёт групп, показ слайдов.

Оцените свою работу и заполните графу 2 в оценочном листе.

-Видите, как много нового вы узнали. Посмотрим, насколько вы были внимательны и хорошо ли слушали друг друга. Поработаем с перфокартами в течение 1 минуты.

Проверка (учащиеся называют вопрос и ответ).

Оцените свою работу и заполните графу 3 в оценочном листе.

- Образ жизни населения Древней Руси одинаков? А от чего  он зависел?

Вывод: быт и нравы жителей  Д. Руси определялись их занятиями и социальным положением.

Возвращение к «Верно – неверно – затрудняюсь».

-Какие утверждения вызвали затруднения? Давайте ответим.

Возвращение к цели урока.

- Всё ли мы сделали, что запланировали?

Рефлексия.

Я узнал(а)…..

Я хочу узнать…..

 Я считаю, что заработал(а)….

-Посмотрите на свои оценочные листы, как вы себя оценили? (учитель спрашивает несколько человек, а остальным предлагает сдать).

Домашнее задание.

Домашнее задание в ваших рабочих листах. Они остаются вам. Задания имеют разную степень сложности. Выберите задание сами на ту оценку, на которую вы себя оцениваете.

- п.8; составить понятийный словарь по теме урока; объяснить, в связи с чем возникли и что означают следующие  крылатые выражения: точить лясы, тянуть волокиту, бить баклуши, зарубить на носу.

«4» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока; пользуясь текстом учебника, составьте рассказ об одном дне из жизни: князя, ремесленника, крестьянина (по выбору).

«3» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока.

Дополнительное задание: подготовить сообщение «Одежда славян».

 

(учитель читает  финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Быт и нравы Древней Руси."

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Цель: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

 1) сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв.

2) развивать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, работать с текстом самостоятельно, слушать товарищей.

3) воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  компьютер с мультимедиумом, презентация, музыка Э.Грига «Утро», раздаточный материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Адаптированная образовательная программа по истории для обучающегося с РАС 5 класс
  • Учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.
Рейтинг: 1 из 5
  • 01.10.2020
  • 1193
  • 82
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.11.2014 1464
    • RAR 18.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирейто Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кирейто Наталья Михайловна
    Кирейто Наталья Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 101132
    • Всего материалов: 45

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 44 регионов

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 29 регионов

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов