Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Название документа Сидорина В.Н. презентация.ppt

Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Мака...
"Людей неинтересных в мире нет…"
Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуме...
Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин
Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, доб...
"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том ж...
Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Како...
Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как...
Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нес...
Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проя...
‹‹
1 из 10
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Мака
Описание слайда:

Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина Составила: Сидорина В.Н., учитель русского языка и литературы, МКОУ Лаптево-Логовская СОШ

№ слайда 2 "Людей неинтересных в мире нет…"
Описание слайда:

"Людей неинтересных в мире нет…"

№ слайда 3 Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуме
Описание слайда:

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека будет расти, облик его будет в годах все более благороден и светел… Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. Виктор Астафьев слайд

№ слайда 4 Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин
Описание слайда:

Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин

№ слайда 5 Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, доб
Описание слайда:

Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Культурный человек…это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

№ слайда 6 "…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том ж
Описание слайда:

"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том же" Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек .

№ слайда 7 Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Како
Описание слайда:

Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Какой фильм и почему понравился вам? 3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?

№ слайда 8 Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как
Описание слайда:

Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как автор относится к своему герою? К изображенным ситуациям? К людям и жизни в целом? Что ему дорого? Чего он не принимает? 4. Какие очевидные приметы писательского мастерства бросились вам в глаза? Назовите их

№ слайда 9 Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нес
Описание слайда:

Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остро конфликтны, как в рассказе «Обида.» Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что «людей неинтересных в мире нет».

№ слайда 10 Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проя
Описание слайда:

Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проявляется «разумная душа?»

Название документа еКДМ╨КбЕ ╢.╓. ╥МбдЛЖИХ в╨МИЕ.doc

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

  • Познакомить учащихся с биографией писателя.

  • Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

  • Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2). Приложение. Выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вызов эмоционального настроения учащихся на восприятие рассказа.

  • Обращение к эпиграфу.

Сегодня мы будем читать рассказ « Обида».

­­1. Как вы понимаете значение слова «обида?»

А вот что говорит нам словарь Ожегова:

Обида – 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувством.

2. О досадном обидном случае ( разговорное)

2. Ребята, что чувствуете и предпринимаете, если вас кто-то обидел?

- От чего зависит эта реакция?

(Чувств, возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются, замыкаются в себе, кто-то старается доказать свою правоту, кто-то перестает разговаривать с человеком, который его обидел, кто-то хамит).

3. Как, по-вашему, следует вести, если тебя кто-то несправедливо обидел?

Мhello_html_m1b776da3.gifhello_html_m310a7244.gifНЕНИЯ


Восстановить справедливость , Ответить тем же , прекратить с этим

разобраться, почему с тобой так человеком отношения.

поступили.

4. Можете ли вы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

III. Вступительное слово учителя о писателе

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве. Невозможно понять В.М.Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую любил невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину в Сростки.

1.Чтение стихотворения ученицей

В своем признании В.М.Шукшин говорил: « Как где скажут Алтай, так вздрогнешь. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последней момент успею подумать о матери, о детях, родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет». Он похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона. Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4)

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

2. Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа после услышанного? ( Очевидно герой рассказа необычно поведет себя, будет выяснять, что обидчики не правы, или простит обиду, или побьет обидчика).

Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Мы с вами разделили рассказ « Обида» на 6 частей.

IV. Чтение и осмысление рассказа.

  • Чтение I части

  1. Найдите и зачитайте «ключевые» слова в этой части.

  2. Какой литературный герой вспоминается, когда читаешь эти слова?

  3. Какая проблема поставлена во вступительной части рассказа?

  4. К чему готовит нас такое вступление?

Вывод: Итак, героя обидели. Пока мы не знаем, кто? Где? Почему?, но герой назван Сашка Ермолаев.

- Почему автор назвал его просто Сашка?

- Кто мог обидеть Сашку?

(Кто угодно: одноклассники, родители, на улице, врач, жена и др.).

  • Чтение II части

Ребята, подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа?

  1. Почему действие рассказа происходит именно в магазине?

  2. Как автор показывает остроту Сашкиной обиды?

  3. Как, скорее всего, поступит наш герой? Почему вы так думаете?

Вывод: В этом эпизоде завязка. Развитие действия будет связано с нравственным выбором героя. ( Визит к директору проблемы не решит).

  • Чтение III части

Подтвердились ли ваши предположения ?

1.Что не подтвердилось? Почему?

2.Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде?

3. Почему заведующая отделом и продавщица не понимают Сашку? (В круг их жизненных ценностей не входят такие понятия, как честь, достоинство, уважение к человеку. Таким людям он ничего не докажет).

4.Как следовало бы поступить герою?

- Как он поступит?

- Почему вы так думаете?

Вывод: Сашка продолжает верить в то, что будут свидетели.

  • Чтение IV части

Скажите, пожалуйста, какие ваши предположения подтвердились?

1. Зачем автор вводит в рассказ очередь?

- человека в плаще?

2.Что чувствует Сашка, оказавшись перед враждебной ему очередью

3. Почему в рассказе несколько раз повторяются слова Сашкиной маленькой дочки?

Вывод: Единственное существо, чувствующее состояние Сашки. Она по-своему, по-детски, готова защитить , посочувствовать , поддержать словами, нравственную оценку происходящему дает ребенок, но что можно объяснить людям, которые тебя не слышат.

4. Какие возможны дальнейшие варианты в поведении героя? ( Уйти, поколотить человека в плаще, поговорить с ним).

  • Самостоятельное чтение V части

- работа в парах

Сформулируйте вопросы к этому эпизоду, чтобы лучше понять характер героя?

  1. Почему Сашка решил поговорить с «человеком в плаще?»

  2. Какие чувства испытывает к этому человеку?

  3. Почему ничего не сказал жене?

  4. Почему Сашка решил сходить к этому человеку?

Вывод: В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Способность болеть душой за других людей, за все человечество.

  • Чтение VI части

Скажите, какое впечатление производит этот эпизод?

  1. Как изображен Чукалов?

  2. Почему Чукалов не заметил «спокойного, интеллигентного» настроя Сашки?

Вывод: Герой только что переживал за все человечество, а теперь готов поднять руку на человека. Сильна обида, страшная злоба бессилия. Что же делать, если тебя не понимают по-хорошему?

- самостоятельная работа

Попробуйте написать возможное окончание рассказа. Постарайтесь при этом учесть логику героев, авторскую позицию. ( обсуждение).

  • Чтение учителем финала

  1. Какое впечатление от финала?

  2. Смирился ли Сашка с хамством , несправедливостью?

  3. Найдите в тексте вопрос, который больше всего волнует Сашку?

- Важен ли этот вопрос сегодня?

Ребята, вернемся к эпиграфу, как он соотносится с нашим рассказом? (слайд №7)

V. Обобщение учителя

В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Наш герой беспокойный, с обостренным чувством справедливости, он прост, открыт, он незаметный «маленький» человек, но задумывается над большими проблемами, но ему не по силам решить все проблемы: «мне интересен исследовательский характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения, такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен, но у него всегда разумная душа»,- писал В.М.Шукшин. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?” Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10). Приложение

  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

·         Познакомить учащихся с биографией писателя.

·         Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

·         Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2). Приложение.  Выставка произведений писателя.

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве.

Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

 

Автор Сидорина Валентина Николаевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1753
Номер материала 9597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы