Управление образования
муниципального образования
Абинский район.
МОУ
СОШ №42
ТЕМА: « Формирование
у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».
Автор опыта: Кулиш Ирина Владимировна
п.
Ахтырский
2009
год.
Директору ИМЦ
Марукян
Е.Г.
Директора МОУ СОШ №42
Бойкова
М.Е.
ЗАЯВКА
Прошу внести в
банк данных передового педагогического опыта опыт работы Кулиш Ирины
Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №42
По теме: Формирование
у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».
Дата________ Директор
МОУ СОШ №42_________________/Бойкова М.Е./
Кулиш
Ирина Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информация
об опыте……………………………..с. 4
2.
Технология опыта………………………………….с.6
3.
Результативность опыта………………………….. с.14
4.
Библиографический список……………………… с.15
5.
Рецензия на опыт работы………………………….с.17
6. Приложение
к опыту………………………………с.18
Кулиш
Ирина Владимировна
1. СВЕДЕНИЯ
ОБ АВТОРЕ:
Кулиш Ирина Владимировна.
2. Место
работы МОУ СОШ №42,п. Ахтырский, Абинский район, Краснодарского края.
3. Педагогический
стаж 27 лет.
4. Преподаваемые
предметы: учитель начальных классов.
5. Контактный
телефон: 8-918-49-038-45
ТЕМА ОПЫТА: «Формирование
у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА:
Необходимость организации создания
пособия возникла в связи с тем, что в 2004 г. по приказу департамента об
организации по введению «Кубановедение» во всех общеобразовательных учреждениях
края. Это связано в целях более широкого изучения учащимися общеобразовательных
учреждений истории и культурных традиций Кубани, её этнографических, природно -
климатических особенностей. В связи с этим возникла необходимость создания
пособия о малой родине «Абиноведение».
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:
Актуальность определена потребностью практики в
дополнительных учебно-методических материалах, которые в конкретной местности
большого Краснодарского края могут послужить на уроках кубановедения для
формирования у младших школьников системных знаний о малой родине. Отсюда
вытекает проблема исследования: каковы методические условия эффективного
формирования у младших школьников знаний о своей малой родине на уроках
кубановедения? Какие средства, методы и формы работы помогут реализовать курс
кубановедения с большей результативностью? На основании актуальности и проблемы
исследования нами была определена тема исследования: «Формирование у младших
школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение».
Объект исследования: педагогические и методические
условия формирования краеведческих знаний у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические средства
формирования знаний о малой родине на уроках кубановедения в начальной школе.
Цель исследования: создать учебно-методический
комплекс «Абиноведение» и применить его на уроках кубановедения для
формирования у младших школьников знаний о своем районе как о Малой Родине.
Гипотеза исследования: создание и систематическое
использование пособия «Абиноведение» на уроках кубановедения будет
способствовать формированию у младших школьников знаний о малой родине и
повысит их интерес к краеведению.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА:
Одним
из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является
школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам
необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной
край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство
патриотизма – чувство глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь
одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного,
интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины,
особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий
способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены
осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость
за это.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
Новизна
исследования: впервые разработано комплексное мультимедийное учебное пособие «Абиноведение»
как дополнение к учебно- методическому комплексу по курсу «Кубановедение».
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Содержанием
экспериментальной работы я выбрала создание и апробацию учебно-методического
пособия «Абиноведение». За многие годы работы по направлению «Краеведение» мной
накоплен дидактический материал и практический опыт, позволивший создать
учебное пособие «Абиноведение - моя Малая Родина», предназначенные для
дополнения регионального учебного курса «Кубановедение».
Приступая
к работе по созданию пособия, я поставила перед собой следующие задачи:
1.
Изучить историю возникновения и развития Абинского района. Использовать
материал краеведческого районного музея.
2.
Заинтересовать учащихся изучением родного района через общение с выдающимися
личностями нашего района, самостоятельный поиск информации о своей малой
родине.
3.
Отобрать материал, способствующий развитию чувства патриотизма,
гражданственности у младших школьников.
4.Обобщить
полученный дидактический материал и представить его в печатном и электронном
(цифровом) виде.
Предлагаемое
пособие предназначено для совершенствования воспитательно-образовательной
работы школы за счет тесного взаимодействия с ближним природным, социальным
окружением и за счет краеведческой туристической деятельности. Использование
пособия основано на развитии сотрудничества ребенка со взрослым и нацеливает на
последовательное введение ребенка в природный и социальный мир, предполагает
формирование основ патриотизма:
·
привязанность
к своему родному краю;
·
преданность
своей “малой Родине”;
·
ответственности
за нее;
·
желание
трудиться на ее благо;
·
беречь
и умножать ее богатства.
Я
наметила основные направления по социальному развитию детей:
·
знакомство
с окружающим миром;
·
нравственно-патриотическое
воспитание;
·
физическое
развитие и оздоровление.
Стержнем
развития ребенка является нравственно-патриотическое воспитание, которое
пронизывает все основные направления социального развития ребенка.
Материал
пособия позволяет, используя средства краеведения, знакомить детей с отдельными
страницами истории и культуры Абинского района, т.к. мы убеждена в том, что
любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – тому месту, где
человек родился, растет и постигает премудрости жизни. Поэтому считаю, что
базовым этапом воспитания у детей любви к Родине следует считать накопление ими
социального опыта жизни в своем районе, усвоение принятых норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. А какой патриотический потенциал
заключен в природном краеведении? В качестве объектов познания природного
краеведения я использую природу родного края, ее почву, особенности рельефа,
растительный и животный мир, климат, местные природные достопримечательности.
С
помощью природного краеведения мои воспитанники начинают понимать, что
природный мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого
зависит от отношения к нему. Мы понимаем, что только от нас, взрослых -
педагогов, родителей - зависит элементарное осознание маленьким кубанцам
беззащитного мира природы и величия человека, любящего, уважающего свое
Отечество и живущего в нем.
Таким
образом, организация деятельности, начиная с ближайшего социального и
природного окружения - это введение маленького человека в мир малой и большой
Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью,
имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же
происходит в этом загадочном мире Родины».
Всё
выше сказанное побудило меня к созданию специального планирования по
«Абиноведению». Разделы соответствуют программе курса «Кубановедение», так как
«Абиноведение» является частью этого основного предмета.
Модель
содержания программы «Абиноведение»
Блок
«Человек и природа»
-географическое
положение
-рельеф
-полезные
ископаемые
-климат
-водоемы
-почва
-флора
и фауна
Блок
«Человек и общество»
-герб
города, песня о городе (станице, селе)
-населенные
пункты района
-достопримечательности
-особенности
быта и труда
-промыслы
и ремесла
-национальный
состав
-местное
самоуправление
Блок
«История отечества»
-история
образования населенного пункта, района
-история
названия района, населенного пункта, улиц
-исторические,
общественные, спортивные события
Блок
«Литературное чтение»
-биография
писателей
-произведения
-устное
народное творчество
-поэты
и писатели – гости района
Блок
«Русский язык»
-диалектизмы
-словарное
богатство (с точки зрения лексики)
-фразеологические
обороты
Блок
«Культура и искусство»
-биография
и портреты художников и мастеров
-культурные
события
-учреждения
культуры: театры, музеи
-учреждения
дополнительного образования
Как
это содержание будет реализоваться в учебном процессе?
На
уроки кубановедения выделяется один час в неделю, и предлагаемый материал будет
входить в урок частично. Предлагаю примерное календарно-тематическое
распределение часов «Абиноведения».
Календарно
– тематическое планирование по кубановедению 2 класс
Тема
1. «Человек и природа» (14 ч.)
№
|
Тема
урока:
Элементы
повышенного уровня изучаемого материала
|
Технологии
|
Оборудование
(оснащенность урока)
|
Пособие
«Абиноведение»
|
1
|
Природа
родного края
|
Проблемно-поиск.
|
Карта
кр. края.
|
фильм
|
|
2
|
Природа
Абинского района
|
Исследовательский
|
мультимедиа
|
Пособие
слайд 4,5
|
|
3
|
Формы и
поверхности
|
Проблемно-поисковая
|
Карта
краснодарского края, муляжи.
|
Пособие,
слайд 3
|
|
4
|
Особенности
времён года и погоды своей местности.
|
Проблемно-поисковая
|
Плакат.
|
Пособие
слайд 7,8
|
|
5
|
Водоёмы
Краснодарского края: моря, реки.
|
Проблемно-поисковая.
|
Карта
краснодарского края.
|
Пособие,
слайд 46
|
|
6
|
Водоёмы
Абинского района.
|
Проблемно-поиск.
|
Фильм.
|
Пособие
слайд 9,7
|
|
7
|
Разнообразие
растительного мира Краснодарского края.
|
Проблемно-поиск.
|
Карта
краснодарского края.
|
Пособие,
слайд 21-25
|
|
8
|
Растительный
мир Абинского района
|
Исследовательский.
|
Набор
гербарий.
|
Пособие
слайд 12,14
|
|
9
|
Разнообразие
животного мира Краснодарского края. Его охрана.
|
Проблемно-поисковая.
|
Карта
растительного мира.
|
Пособие,
слайд 29-31
|
|
10
|
Животный
мир Абинского района
|
Деятельностный
|
Фильм.
|
Пособие
слайд 15,17
|
|
11
|
Домашние
животные.
|
Проблемно-поиск.
|
Плакат.
|
Пособие,
слайд 23
|
|
12
|
Дикие
животные.
|
Проблемно-поиск.
|
Набор
карточек.
|
Библиотека
|
|
13
|
«Красная
книга» Кубани.
|
Проблемно-поиск.
|
Мультимедиа.
|
Мультимедиа,
слайд 35-42
|
|
14
|
Экскурсия
в краеведческий музей.
|
Исследовательский.
|
Мультимедиа.
|
Абинский
исторический музей
|
|
Основная
цель курса «Абиноведение» – приобщение учеников начальных классов к истории и
культуре родного района через освоение систематизированных, хронологически
выстроенных и ориентированных на личность самого ученика краеведческих знаний,
через личностно значимую деятельность в ближнем природном и социальном
окружении.
Задачи
курса - воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и
любознательности, активизации исследовательских навыков, воплощение духа
научного изыскания, исследования и творчества.
Материал
пособия помогает не только в учебной работе, но и при подготовке к внеклассным
мероприятиям по изучению малой родины - Абинского района. Кроме того,
разработанное мною пособие «Абиноведение» могут быть использованы не только в
учебной работе по кубановедению, но и как самостоятельный факультативный курс
для младших школьников.
Главной
особенностью курса является его приближение к повседневной жизни ученика:
хронологическое построение тем и обращение к семейным традициям. Деятельность
краеведа определяется его личностью, собственными склонностями и интересами и в
то же время влияет на его личность, помогает человеку самоопределяться.
Формы
и методы: курс рассчитан на один урок в неделю. Предусмотрено несколько
экскурсий: по району (ознакомление с достопримечательностями), в станичном
музее, наблюдение за особенностями местного ландшафта, посещение одного из
предприятий станицы, знакомство с сельскохозяйственным трудом земляков.
Планируются
следующие формы проведения уроков: урок-игра, урок-викторина, урок-встреча,
урок-концерт и т.д.
Основной
метод обучения – поисковый, эвристический.
Структуру
программы составляют три раздела, которые тесно взаимосвязаны: экология,
история, культура. Каждый раздел условно подразделяется на темы, которые также
переплетаются по своему содержанию. Так, например, тема «Мой посёлок»
предполагает знакомство с историей возникновения поселка, станицы, природными
рукотворными достопримечательностями, людьми, которыми мы гордимся.
Деятельность
по реализации программы предусматривает следующие направления:
-
экскурсоводческое (т.е. на основе поисковой работы учеников создаются тексты и
учащиеся проводят экскурсии по музею, поселку, станице);
-
туристическое (проводятся тематические походы и выездные экскурсии по району,
краю).
Краеведческая работа с использованием пособия
«Абиноведение» помогает разрешить многие воспитательные проблемы, дает
возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.
Работа над созданием регионального пособия «Абиноведение»
проходила в течение двух лет. Надо отметить, что текущая его апробация показала
целесообразность не единого пособия, а целого комплекса пособий, который
включает в себя: программу, учебное мультимедийное пособие для учеников,
методическое пособие для учителей, рабочая тетрадь с печатной основой для
учащихся, где систематизирован и обобщен большой краеведческий материал.
«Творчество
- это всякая деятельность человека, который создаёт нечто новое, все равно,
будет ли это создание какой-нибудь вещи внешнего мира или построение ума, или
чувства, живущего в самом человеке». Изучение обычаев, традиций и культуры
Кубанского народа создает благоприятную почву для становления и формирования
личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре
своего края, района. Важнейшее условие работы – сочетание аудиторных и
экскурсионных занятий, введение творческих работ.
Деятельность
учащихся обеспечивалась за счет следующих условий:
·
создание
атмосферы значимости и важности работы, осуществляемой учащимися;
·
целенаправленная
деятельность учителя;
·
обеспечение
нормальной внешней обстановки для работы и психологической подготовки учащихся
к общению и предстоящему занятию, последовательность и постоянство в
предъявлении требований;
·
актуализация
эмоционального и нравственного опыта учащихся;
·
максимально
творческое участие детей;
·
широкое
использование различных способов активизации мыслительной деятельности
учащихся, включение их в коллективно-творческую деятельность.
Постоянная
опора на краеведческий материал создавала условия для развития способности к
самостоятельной познавательной деятельности, потребности в творческой
деятельности, в достижении практически значимых результатов (личностных и
социальных). Изучение обычаев, традиций и культуры Кубанского народа заставляет
учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой
гражданский долг и полюбить свой родной район.
Залог
успеха нашей работы состоит в том, что учебные и внеклассные занятия были
пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом,
эмоциональным накалом. Важно, что ученики обращались к справочной литературе,
могли обсуждать события прошлого и настоящего, учились извлекать уроки, выгоды
из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении
прогрессивных культурных традиций народов Кубани.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОПЫТА.
Результатом
нашей работы по пособию «Абиноведение» является конкретизация факторов истории
Кубани и России, углубление знаний, повышение интереса к культурным традициям
своего и других народов. Вызывание чувства сопричастности с историей края,
развитие душевных потребностей, воспитание нравственных качеств личности:
патриотизма, любви к своей малой Родине, чувство гордости за героическое
прошлое своих предков. Работа по пособию будет продолжаться и дальше, а сейчас
мы гордимся своими успехами.
Результаты
опроса родителей показывают, что большинство родителей младших школьников
положительно относятся к пособию «Абиноведение» и только 12 % не считают
его создание необходимостью; 56 % родителей готовы сотрудничать, т.е.
оказывать помощь, 15 % - не желают, очевидно, возлагая эту работу на учителей;
29 % родителей равнодушны к организации и работе в школе или, возможно,
относятся недоверчиво. Большинство родителей понимает, что школе нужно такое
пособие и нам необходима их помощь. Ученик сделает в будущем свой профессиональный
выбор, поэтому к краеведческой работе надо привлекать как можно больше
школьников.
В
результате работы по пособию «Абиноведение»:
-
уровень успеваемости и качества знаний в экспериментальном классе по предмету
«Кубановедение» составил 100%;
-
дети занимают призовые места в школьных олимпиадах по «Кубановедению» (1-2
места среди 2-ых классов), участвовали в районной олимпиаде;
-
повысился уровень познавательной активности детей (выполнение творческих
заданий, участие в школьных и районных конкурсах, участие в МАНе: «Пасха в
Кубанской семье», «Рождество», «Абинское – значит качественное» и др.);
-
дети стали бережнее относится к природе, задумываться о последствиях своего
обращения с ней (по результатам наблюдений в походах, на экскурсиях, высказывания
на уроках и в свободном общении).
Опыт
работы по кубановедению с использованием пособия «Абиноведение» рассматривался
на краевом, районном и школьном уровнях:
•
2006-2007
учебный год - участие в краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск –
2006», выступление по теме «Воспитательная среда классов казачьей
направленности: педагогические подходы и приоритеты»;
•
2006-2007
учебный год - участие в районном этапе краевого смотра-конкурса на лучшую
постановку экологического образования и воспитания учащихся Краснодарского края;
•
2006-2007
учебный год – выступление на ШМО «Развитие познавательных интересов на уроках
кубановедения»;
•
2006-2007
учебный год - выступление на ШМО «Опыт работы по программе «Край наш
Кубанский».
•
2007год
- обобщение опыта в школе (выступление на Экспертном совете);
•
2007-2008
учебный год - участие в районных педагогических чтениях «Изучение регионального
курса «Кубановедение»;
•
страница
на сайте школы с разработками уроков и внеклассных мероприятий, описанием
работы.
Из
опыта работы становится ясно: краеведение в школьных образовательных
учреждениях - это полезно и интересно не только детям, но и педагогам.
Хочется
выразить уверенность, что планомерное и систематическое изучение краеведения в
школе будет способствовать укреплению «корней», воспитанию патриотов родной
земли, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и
будущему как Кубани, так и России. Не случайно Ф.А. Щербина, один из крупнейших
ученых досоветской Кубани, писал, что «знание родного края - сила и величие
Родины».
Успех использования пособия зависит от того, как
учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной
среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью пособия
«Абиноведения» является природоведческая составляющая с исследовательской
направленностью.
Кружковая и факультативная работа позволяет
использовать большое многообразие форм и методов работы с пособием
«Абиноведение». Одним из важнейших средств обучения в начальной школе является
дидактическая игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически
готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к
природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности,
овладевает приемами общения со сверстниками.
Так
ребятами была изготовлена карта-схема станицы, поселка. В процессе изготовления
этой схемы проходили экскурсии и прогулки по различным поселковым и станичным
объектам, дети знакомились с улицами и их названиями, повторяли правила
дорожного движения. Такая работа несет в себе большую познавательную и
воспитательную функцию. Не менее интересны путешествия по карте следующего
плана:
-
найди свою улицу, свой дом;
-
покажи дорогу от дома до школы и обратно;
-
назови улицы, по которым ты идешь в школу;
-
определи, где находятся разные станичные объекты: детский сад, поликлиника,
церковь, почта, Дом культуры, магазины, фермы и т. д.;
-
покажи знакомые экологические маршруты: «Школа - парк», «Школа - водоем», «Вокруг
школы»;
-
найди на карте реку, пруд, поле и др.
Следующее
направление творческой деятельности при использовании пособия «Абиноведение» -
шефское.
Оно
включает: встречи с ветеранами, интересными людьми (поэтами, музыкантами
станицы, района, края, проводятся беседы с младшими школьниками;)
осуществляется «Тимуровская работа» - установлена связь с ветеранами,
старожилами станицы, им оказывается посильная помощь, организуются праздники,
мероприятия военно-патриотического характера, проводятся конференции;
-
творческое направление деятельности (осуществляется в выполнении учащимися
творческих работ: рефератов, стихов, сценариев выступлений, рисунков, картины,
изготовление поделок, иллюстрированных альбомов (Цветы Кубани. Птицы зимующие и
перелетные. Дикие животные. Обитатели водоемов. Домашние животные.
Лекарственные растения. Ядовитые растения. Деревья Краснодарского края.)
-
создание гербариев (листьев деревьев, цветов, семян и т. п.), коллекций
(камней, ракушек, образцов полезных ископаемых и т. п.);
-
создание фотоальбомов (Моя станица. Моя школа. Мой край.) и летописи школы;
-
создание стендов «Наши ветераны» (ветераны педагогического труда, войны);
-
собирание предметов кубанского быта (костюмы, посуда и др.).
В
результате использования пособия:
- у детей
повысился уровень познавательной активности, они стали интересоваться жизнью
своих предков;
- дети стали
бережнее относиться к природе, задумываться о последствиях своего общения с
ней;
- родители стали
уделять больше внимания формированию патриотических чувств своих детей.
Целесообразно
проведение практических занятий, экскурсий и осмотра памятников истории и
культуры, ученических конференций, круглых столов и т.п. Как учебные, так и
внеурочные занятия могут проводиться на базе музеев, архивов и книгохранилищ с
привлечением специалистов, краеведов. Особое внимание уделяется организации и
развитию школьных музеев, которые являются главной базой практической
деятельности школьников, изучающих кубановедение.
В
целом принципиальная схема поисковой деятельности младших школьников по
краеведению выглядит следующим образом:
-
изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных
источников, воспоминаний;
-
сбор экспедиционными группами нового материала на местах, в ходе экспедиции;
-
изучение и систематизация собранного материала;
-
практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов,
оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для
местной газеты, выступлений и т.д. В процессе поиска составляются именные,
исторические, экологические и географические указатели, карты, схемы и т.п.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.
1. Афанасьева
Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.
2. Бабанова Т.А.
Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993.
- №9. – С. 16-17.
3. Барабанщикова
Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.
4. Барковская
О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания
// Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
5. Бобылева
Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников
// Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов
школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.
6. Бобылева
Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. –
1996. - №3. – С. 57-59.
7. Большакова
М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями //
Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.
8. Виноградова
Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы//
Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
9. Голубев
И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.:
Просвещение, 1985. – 192с.
10. Гробова Т.
Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.
11. Данилов В.И.
Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.
12. Дерим-Олгу Е.Н.
Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.
13. Дерим-Олгу Е.Н.,
Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. –
1994. - №4. – С.34-38.
14. Дерим-Олгу Е.Н.,
Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная
школа. – 1992. - №3 – С.36-40.
15. Дуденко И.Б.
Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников //
Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.
16. Желтов Н.М. Край
родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.
17. Запартович Б.Б.,
Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. –
232с.
18. Захлебный А.Н.
Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации //
Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.
19. Захлебный А.Н.
Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.
20. Захлебный А.Н.
Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении
// Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976.
С.20-28.
21. Захлебный А.Н.,
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.:
Просвещение, 1977. – 206с.
22. Захлебный А.Н.,
Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование //
Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.
23. Зверев И.Д.
Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.
24. Зверев И.Д.
Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.
25. Зверев И.Д. Цели
природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М.,
1974. – С.3-10.
26. Иванов П.В.
Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С.
27-30.
27. Камышев Н.С.,
Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.
28. Лихачев Б.Т.
Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
29. Мазуренко М. Где
пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.
30. Медведев В.А.
Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.
31. Моисеева Л.В.,
Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности
экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской
Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.
32. Непомнящий Н.
Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.
33. Отношение
школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.:
Педагогика, 1988. – 128с.
34. Печко Л.П.
Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика.
– 1987. - №3. – С.29-32.
35. Пыльнева Т.Г.
Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96.
36. Райков Б.Е.,
Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.
37. Рахилин В.К.
Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.
38. Рыжова Н.А.
Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.
39. Сайдакова Л.А. Мир
вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42.
40. Салеева Л.П.
Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью
формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в
средней школе – М., 1977. – С.14-39.
41. Салеева Л.П.
Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. –
49с.
42. Семенов Д.
Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-3. – С.36-41.
43. Сенкевич В.М.
Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений
// Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.
44. Сосновский И.П.
Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с.
45. Сотник В.Ф.
Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.
46. Суравегина И.Т.
Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988.
- №9. – С.31-34.
47. Суравегина И.Т.,
Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. –
126с.
48. Суравегина И.Т.,
Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская
педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.
49. Филатова Л.М. По
страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.
50. Харитонов Н. Ловя
дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-28.
51. Хохрякова О. Яд
для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-43.
52.Шкарбан И.В. Экологические проблемы в
системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. –
С. 83-85.
РЕЦЕНЗИЯ
на целостное описание опыта Кулиш Ирины Владимировны,
учителя МОУ СОШ №42, поселка Ахтырского, Абинского района на тему
:
«Формирование у младших школьников знаний о малой родине средства пособия
«Абиноведение»».
Опыт обобщен и представлен Кулиш Ириной Владимировной.
Актуальность определена потребностью практики в дополнительных
учебно-методических материалах, которые в конкретной местности большого
Краснодарского края могут послужить на уроках кубановедения для формирования у
младших школьников системных знаний о малой родине, создание и систематическое
использование пособия «Абиноведение» на уроках кубановедения способствет формированию
у младших школьников знаний о малой родине и повышает их интерес к краеведению.
Автор использует систему дидактических
принципов:
-создание образовательной среды, снимающей стрессообразующие факторы учебного
процесса;
-введение нового знания на основе деятельности; -обеспечение
дифференцированного обучения;
-взаимосвязь нового знания с предметами и явлениями окружающего
мира; -формирование умений
осуществлять собственный выбор на основании некоторого
критерия;
-приобретение
детьми собственного опыта творческой
деятельности;
-обеспечение преемственности между всеми ступенями обучения.
Успех использования пособия зависит от того, как
учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной
среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью пособия
«Абиноведения» является природоведческая составляющая с исследовательской
направленностью.
Новизна опыта заключается в
использовании психологического обследования детей и построении
дифференцированного обучения на основе его результатов. Уровень новизны –
творческо-репродуктивный.
Опыт обобщён на высоком научном и методическом уровне, соответствующем
критериям передового педагогического опыта. К
опыту имеются приложения, отражающие систему работы учителя и её результативность.
Перспективой
применения актуального опыта является его дальнейшее использование на практике,
для успешного обучения учащихся по курсу «Кубановедения».
В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что внесение рецензируемого
опыта целесообразно внести в районный банк данных передового педагогического
опыта.
Рецензент: заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МОУ СОШ №42 Вечеря Е.В. _________________________
Кулиш
Ирина Владимировна
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Приложение
№1 - Исторический материал «Моя малая родина».
2. Приложение
№2 – Опыт организации кружка «Юный эколог».
3. Приложение
№3 – Видеоматериалы ( компьютерная презентация опыта)
4. Приложение
№4 – Компьютерное обеспечение занятий.
5. Приложение
№5 – Участие в районной научной конференции.
6. Приложение
№6 – Материалы, подтверждающие результативность опыта.
7. Приложение
№7 - Диплом
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.