Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТема: «Цифровая фиксация наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных переносных лабораторий)»

Тема: «Цифровая фиксация наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных переносных лабораторий)»

Скачать материал

Тема:  «Цифровая фиксация наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных переносных лабораторий)»

 

 

Хотела бы поделиться с коллегами, как сделать уроки по окружающему миру в начальной школе более интереснее и увлекательней, с помощью «Цифровой фиксации наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных переносных лабораторий)», так как предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный,   но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии.  Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – учителями начальных классов. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, через данные приспособления.

Экспериментирование – необходимая и весьма важная часть изучения окружающего мира. Ведь именно опыт – источник первичных представлений о природных явлениях, основа для выдвижения гипотез и критерий истинности созданных теорий.

Самое главное, что дети сами открывают природные явления и дают им объяснения, строя собственные предположения, формулируя идеи и проверяя их. Они обосновывают свои предположения и разрабатывают эксперименты, чтобы проверить свои утверждения. Идеи обсуждаются с партнером, в малых группах или всем классом. Образовательное пространство современной начальной школы должно включать в себя два контрастных пространства: игровое и учебное. Образовательная среда должна создавать условия для формирования ключевых компетентностей, стимулировать творчество учащихся и повышать их мотивацию, а простота и доступность современных технологий предоставлять возможность оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами как в межпредметной проектной деятельности и внеклассной работе, так и на уроках по всем предметам учебного плана. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Я считаю, что дети лучше воспринимают материал наглядно, а не на слух. Им больше интереснее принимать участие в процессе эксперимента, опыта.  С помощью данных оборудований уроки становятся более интересными, увлекательными. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

 По моему мнению, обучение с применением информационных технологий эффективнее традиционных методов обучения.  

 С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащегося, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в средней и старшей школе. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к   урокам, активно работают, стараются показать свои знания на  уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:        

Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; с помощью цифрового оборудования создать мотивацию учебной деятельности детей; для формирования экологической культуры детей.

Задачи:

1.      Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2.      Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

3.      Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4.      Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5.      Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6.      Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

 

Новизна разработки

В своем проекте я применяю новый  методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности,  использую творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, с помощью нового оборудования:

1. Школьные переносные лаборатории («биология», «тон и звук», «наблюдение за погодой»)

2. Цифровой микроскоп

3. ЛабДиск

Мобильные лаборатории в чемодане – отличное средство, с помощью которого ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

 Самый большой плюс данных лабораторий:

1.                     Лаборатории легко переносить из кабинета в кабинет, с этажа на этаж.

2.                     В руководствах для учителя – описание подготовки и проведения лабораторных исследований и практических работ.

Школьные переносные лаборатории «Биология» позволяет наблюдать процессы проращивания растений, исследовать влияние на них света, тепла, воздуха и воды; изучать процессы жизнедеятельности - движение, дыхание, питание и поведение мелких животных; анализировать результаты экспериментов.

Школьные переносные лаборатории «Наблюдение за погодой» изучают четыре составляющие погоды: температура, облачность, осадки, сила ветра; с помощью простейших лабораторных приборов осваивают способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик.

Школьные переносные лаборатории «Тон и звук» дает возможность познакомить учащихся с физическими основами акустики, проведение экспериментов по изучению характера звука, выявить особенности конструкций музыкальных инструментов.

Мобильная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников.

Плюсы данного устройства:

§Прибор «все в одном» – беспроводная лаборатория с 13 полнодоступными датчиками сокращает 90 предметов всего лишь до 15!

§Автоматическое тестирование и калибровка датчиков – учителя экономят до 1,5 часов при настройке лаборатории!

§Беспроводной – используется минимум подключений

§Портативный – автономный и легкий

§Удобный в использовании – интуитивный интерфейс, большие цифры ЖК-дисплея

§Лучшие функциональные показатели – высокая скорость измерений, высокое разрешение, продолжительное время работы без подзарядки

§Экономичный – стоимостные преимущества по сравнению с другими приборами

 

Основные учебные действия:

Школьники могут:

Понимать окружающий мир

Развивать свою речь

Описывать явления окружающего мира на языке науки

Использовать научные методы в решении учебных задач

С помощья лабДиска мы можем

Температура вокруг нас - измерение температуры в различных средах

Измерение расстояния – определение расстояний с помощью цифровых датчиков

Поглощение света – измерение поглощения света в различных средах

Прогулка по парку – измерение температуры и уровня шума в городе

Измерение уровня звука – измерение уровня звука от различных источников на разных расстояниях

Инфракрасное излучение – измерение инфракрасного излучения от темных и светлых предметов находящихся на Солнце

День и ночь – суточный ход температуры

Частота сердечных сокращений – измерение сердечных сокращений до и после физической нагрузки

 

Оптический микроскоп, приспособленный для работы в школьных условиях. Обеспечивает передачу в компьютер в реальном времени, а также их хранения, в том числе в форме цифровой видеозаписи.
  Цифровой микроскоп используется:

на уроках окружающего мира, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий;

в начальном профессиональном образовании при изучении структуры материалов, инструментов и устройств.

Микроскоп позволяет:

· превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования;

· формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера;

· создавать презентации со специальными эффектами и музыкальным сопровождением;

· просматривать изображение на экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на большой экран;

· делать видеозаписи;

· составлять коллекции различных изображений и видеосюжетов.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте учитель и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: «Цифровая фиксация наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных переносных лабораторий)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения требуют от учителя использование новых подходов к работе.

“Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов”, - планируемые результаты в разделе “Человек и природа” курса окружающего мира в начальной школе.

Использование переносной лаборатории “Наблюдение за погодой” Cornelsen эффективно при проведении уроков с натуральными предметами в разделе “Человек и природа”. Переносная лаборатория “Наблюдение за погодой” удобна для использования на уроках окружающего мира, так как она компактна (в чемоданчике сложены практически все приборы, необходимые для наблюдений за погодой); имеет небольшой вес, что позволяет выносить лабораторию на школьную площадку; для организации работы в группах – достаточное количество термометров, мензурок для сбора осадков. Использование лабораторного полотна и карточек позволяет давать характеристику погоды на каждый день.

На данных уроках учащиеся знакомятся с устройством приборов, регистрирующих погоду, и упражняются в применении их на практике. Дети работают с различными видами термометров, измерителем осадков, прибором, определяющим силу ветра. Результаты измерений учащиеся записывают на карточки с магнитной основой. Данные характеристики погоды используются в теме “Погода и наблюдение ее изменений” в любом учебно-методическом комплекте. В программе курса запланированы экскурсии наблюдений за природой по сезонам года. Во время экскурсий учащиеся выполняют инструкции учителя по регистрации температуры, различных видов осадков, состоянию облачности, наблюдали за изменением силы ветра.

Наличие прибора в руках каждого ученика обеспечивает возможность детального ознакомления с ним, восприятие его различными органами чувств, исследование его свойств.

Освоение навыков наблюдения за погодой может осуществляться практически на каждом уроке окружающего мира. Измерение температуры, сбор осадков проводится на школьной площадке. Анализ, сравнения, выводы, обработка полученной информации осуществляется в учебном кабинете. На магнитной доске с помощью карточек с условными знаками фиксируется состояние погоды на данный момент времени в разные сезоны года.

Таким образом, использование переносной лаборатории “Наблюдение за погодой” соответствует основной цели изучения курса “Окружающий мир” в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание в нем места человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 523
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Варламова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Варламова Олеся Сергеевна
    Варламова Олеся Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8531
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1179 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 576 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 524 человека

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек