Тема: «Цифровая фиксация
наблюдения и опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере
школьных переносных лабораторий)»
Хотела бы
поделиться с коллегами, как сделать уроки по окружающему миру в начальной школе
более интереснее и увлекательней, с помощью «Цифровой фиксации наблюдения и
опытов, проектная деятельность в начальной школе (на примере школьных
переносных лабораторий)», так как предмет «Окружающий мир» в начальной школе —
сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес
к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на
помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование
ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у
учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, общекультурные.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической
катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из
актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны
образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться
нами – учителями начальных классов. Мы должны постепенно повышать экологическое
сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, через данные
приспособления.
Экспериментирование – необходимая и весьма важная
часть изучения окружающего мира. Ведь именно опыт – источник первичных
представлений о природных явлениях, основа для выдвижения гипотез и критерий
истинности созданных теорий.
Самое главное, что дети сами открывают природные
явления и дают им объяснения, строя собственные предположения, формулируя идеи
и проверяя их. Они обосновывают свои предположения и разрабатывают
эксперименты, чтобы проверить свои утверждения. Идеи обсуждаются с партнером, в
малых группах или всем классом. Образовательное
пространство современной начальной школы должно включать в себя два контрастных
пространства: игровое и учебное. Образовательная среда должна создавать условия
для формирования ключевых компетентностей, стимулировать творчество учащихся и
повышать их мотивацию, а простота и доступность современных технологий
предоставлять возможность оперировать простыми в использовании мультимедийными
средствами как в межпредметной проектной деятельности и внеклассной работе, так
и на уроках по всем предметам учебного плана. Занятия по
экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог
оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной
деятельности. Я считаю, что дети лучше воспринимают материал наглядно, а не на
слух. Им больше интереснее принимать участие в процессе эксперимента, опыта. С
помощью данных оборудований уроки становятся более интересными, увлекательными. У младшего школьника лучше развито
непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда
ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у
школьника положительные эмоции.
По моему мнению, обучение с применением
информационных технологий эффективнее традиционных методов обучения.
С введением ФГОС
изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника,
но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов,
цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной
методики обучения. В образовательном стандарте, который введен для начального
образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и
практической деятельности учащегося, в том числе направленной на освоение
естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных
наук в средней и старшей школе. В современных условиях главной задачей
образования является не только получение учениками определенной суммы знаний,
но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке
информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Благодаря использованию данного
материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием
выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам,
активно работают, стараются показать свои знания на уроках.
Цель:
Создание условий для развития элементарных
естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; с
помощью цифрового оборудования создать мотивацию учебной деятельности детей; для
формирования экологической культуры детей.
Задачи:
1. Развивать у детей представление о
единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и
любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами
и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных
действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания
природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и
стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в
разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять наблюдаемое и
фиксировать результаты доступными методами.
Новизна разработки
В своем проекте я применяю новый
методический подход к организации поисково – исследовательской
деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и
явлений окружающего мира – метод экспериментирования, с помощью нового
оборудования:
1. Школьные переносные лаборатории
(«биология», «тон и звук», «наблюдение за погодой»)
2. Цифровой микроскоп
3. ЛабДиск
Мобильные лаборатории в чемодане – отличное средство,
с помощью которого ученики осваивают методики проведения простых и наглядных
опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к
исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков
экспериментальной работы.
Самый большой плюс данных лабораторий:
1.
Лаборатории легко
переносить из кабинета в кабинет, с этажа на этаж.
2.
В руководствах для учителя
– описание подготовки и проведения лабораторных исследований и практических
работ.
Школьные
переносные лаборатории «Биология» позволяет наблюдать процессы проращивания
растений, исследовать влияние на них света, тепла, воздуха и воды; изучать
процессы жизнедеятельности - движение, дыхание, питание и поведение мелких
животных; анализировать результаты экспериментов.
Школьные переносные лаборатории «Наблюдение за
погодой» изучают четыре составляющие погоды: температура, облачность,
осадки, сила ветра; с помощью простейших лабораторных приборов осваивают
способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик.
Школьные переносные лаборатории «Тон и звук» дает
возможность познакомить учащихся с физическими основами акустики, проведение
экспериментов по изучению характера звука, выявить особенности конструкций
музыкальных инструментов.
Мобильная цифровая лаборатория с
мультисенсорным регистратором данных предназначена для поддержки современных
тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном
образовании младших школьников.
Плюсы данного устройства:
§Прибор «все в одном» – беспроводная лаборатория с 13 полнодоступными
датчиками сокращает 90 предметов всего лишь до 15!
§Автоматическое тестирование и калибровка
датчиков – учителя экономят до
1,5 часов при настройке лаборатории!
§Беспроводной –
используется минимум подключений
§Портативный –
автономный и легкий
§Удобный в использовании – интуитивный интерфейс, большие цифры ЖК-дисплея
§Лучшие функциональные показатели – высокая скорость измерений, высокое
разрешение, продолжительное время работы без подзарядки
§Экономичный – стоимостные преимущества по сравнению с другими приборами
Основные учебные действия:
Школьники могут:
• Понимать окружающий мир
• Развивать свою речь
• Описывать явления окружающего мира на языке науки
• Использовать научные методы в решении учебных задач
С помощья лабДиска мы можем
Температура вокруг нас - измерение
температуры в различных средах
Измерение расстояния –
определение расстояний с помощью цифровых датчиков
Поглощение света –
измерение поглощения света в различных средах
Прогулка по парку –
измерение температуры и уровня шума в городе
Измерение уровня звука –
измерение уровня звука от различных источников на разных расстояниях
Инфракрасное излучение – измерение инфракрасного излучения от темных
и светлых предметов находящихся на Солнце
День и ночь – суточный ход температуры
Частота сердечных сокращений – измерение сердечных сокращений до и после
физической нагрузки
Оптический микроскоп, приспособленный для работы в школьных условиях.
Обеспечивает передачу в компьютер в реальном времени, а также их хранения, в
том числе в форме цифровой видеозаписи.
Цифровой микроскоп используется:
•
на уроках окружающего
мира, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных
технологий;
•
в начальном
профессиональном образовании при изучении структуры материалов, инструментов и
устройств.
Микроскоп
позволяет:
· превращать самые обычные
окружающие предметы в объекты исследования;
· формировать необычные изображения
различных предметов на экране компьютера;
· создавать презентации со
специальными эффектами и музыкальным сопровождением;
· просматривать изображение на
экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на
большой экран;
· делать видеозаписи;
· составлять коллекции различных
изображений и видеосюжетов.
Главное достоинство работы по данному
проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта. В этом проекте учитель и дети выполняют общее дело:
изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые
самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более
прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает
возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование – метод
практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется
собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего
мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние
с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически
ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и
пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и
т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным,
растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среде.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.