Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа № 11 г. Томска.
Региональный конкурс методических разработок
учителей истории и обществознания по теме:
«Современный урок истории и обществознания»
Номинация: лучший сценарий современного урока
по истории России для основной средней школы
Тема. Особенности политического развития
Российского государства в XVII веке
Автор:Лобанов Александр Павлович,
учитель истории и обществознания
Томск, 2013 г.
Урок истории в 7 классе
Тип урока:
проблемный урок
Форма урока:
изучение нового материала
Тема. Особенности политического развития Российского государства в XVII веке
Цель: сформировать представление об особенностях политического развития Российского
государства в XVII в.
Задачи.
Обучающие:
1)
охарактеризовать систему управления и
самоуправления России в XVII в.;
2)
показать, что при первых Романовых происходит
укрепление самодержавной власти;
3)
выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской
думы в XVII в.;
4)
определить актуальность реформы приказной системы;
Развивающие:
1)
развивать навыки самостоятельной работы с
учебником, схемой и документальным материалом;
2)
развивать умения устанавливать
причинно-следственные связи, анализировать исторические события;
Воспитательные:
1) прививать
интерес к истории своей страны.
План урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового
материала.
2.1. Первые
Романовы.
2.2. Земские
соборы.
2.3. Боярская дума
2.4. Приказы
2.5. Местное
управление
2.6. Соборное
уложение
- Закрепление изученного материала. Подведение
итогов
- Рефлексия
- Домашнее задание
Продолжительность
занятия (время реализации): 45минут
Учебно-методическое
обеспечение:
1.
Данилов А.А. История России: конец XVI – XVIII век: учебник для 7 кл. общеобразоват.
учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд.: М.: Просвещение, 2006.
2.
История России. Конец XVI – XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г.
Косулиной / авт.-сост. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.
Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по
истории России: конец XVI – XVIII
век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал: схема государственного устройства России в XVI в., схема государственного устройства России в XVII в.
Понятия и
термины: Боярская дума, Земский собор, приказы, Соборное Уложение, земские
и губные избы, уезд, стан, волость.
Дополнительные
материалы: О крестьянах. - История государства Российского. Хрестоматия. XVII век. Кн. 2. М., 2000; Соловьев С.М. Приказы. Чтения и рассказы по
истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Заседание Боярской думы. Чтения и
рассказы по истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Земские соборы. Чтения и
рассказы по истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Местная администрация.
Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989;
Карта
урока
Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Время
реализации
|
I..
Организационный момент
|
Приветствует, организует учащихся на работу, проверяет их
готовность к уроку
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
1 минута
|
II.
Изучение нового материала
|
|
|
25 минут
|
1. Стадия
«Вызов»
|
1. Задает
вопросы учащимся, подводит их к теме урока.
2. Объявляет тему, цель и задачи урока
|
1. Отвечают на
вопросы, вспоминают ранее изученный материал.
2. Открывают тетради, записывают тему урока.
|
3 минуты
|
2. Стадия
«осмысления»
|
|
|
22 минуты
|
1. Сообщения
учащихся
|
Корректирует
при необходимости выступления учащихся, концентрирует внимание на важных
моментах.
|
1. Двое
учащихся выступают у доски с сообщениями.
2. Остальные слушают, записывают основные
моменты, задают вопросы.
|
5 минут
|
2.
Самостоятельная работа в группах.
|
1. Организует
работу учащихся в группах, распределяет задания, объясняет задачи для каждой
группы.
2. Направляет работу учащихся, при
необходимости подсказывает наводящими вопросами.
|
1. Работают
самостоятельно в группах, изучают текст в учебнике, дополнительный материал,
обсуждают, делают выводы, совместно находят правильное решение.
2. Делают необходимые записи на доске и у
себя в тетрадях.
|
15 минут
|
3. Подведение
итогов второго этапа урока
|
1.Корректирует
записи на доске.
2. Комментирует при необходимости.
|
Осмысливают
записи на доске, записывают у себя в тетради.
|
2 минуты
|
3.
Рефлексия
|
|
|
12 минут
|
1. Осмысление
полученных знаний
|
1.Организует
работу по вопросам, направляет учащихся.
2. При необходимости задает дополнительные
вопросы.
|
1. Составляют
«тонкие» (простые) и «толстые» (проблемные) вопросы.
2. Задают вопросы той группе, которая
работала по заданному вопросу.
3. Отвечают на поставленные вопросы,
привлекая дополнительный материал.
4. Уточняют, обсуждают, выдвигают различные
версии, дискутируют.
|
7 минут
|
2. Работа со
схемами
|
Организует
работу со схемами государственного управления в России в XVI-XVII веках.
|
Проводят
сравнительную характеристику между системой государственного управления в XVI и XVII веках, выясняют что изменилось.
|
3 минуты
|
3. Подведение
итогов третьего этапа урока
|
Подводит
учащихся к пониманию того, что в XVII в. при первых Романовых происходит укрепление
самодержавной власти царя, окончательное оформление крепостничества, выросли
права и привилегии дворянства.
|
Формулирую
вывод, записывают его в тетради.
|
2 минута
|
III.
Закрепление
|
1. Организует
учащихся на выполнение задания.
2. Проверяет степень усвоения материала.
|
Формулируют
свою точку зрения на особенности политического развития России в XVII в., используя ПОПС-формулу.
|
5 минут
|
Домашнее
задание
|
Задает
домашнее задание, дает инструкции по его выполнению
|
Открывают
дневники, записывают домашнее задание.
|
2 минуты
|
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
II. Изучение
нового материала.
1. Стадия
«вызов»
- Какое
событие потрясло нашу страну в начале XVII в.? (Смута)
- Чем оно
закончилось? (Воцарением династии Романовых)
- Какая задача
стояла перед первыми царями новой династии? (Восстановить хозяйство страны,
упорядочить государственное управление)
- Каковы были
особенности политической системы в России в XVI в.?
(Схема1)
- Сегодня вам
предстоит охарактеризовать особенности политического развития Российского
государства в XVII в.
2. Стадия
«осмысления»
А) Сообщение
учащегося о личности Михаила Федоровича Романова
Б) Сообщение
учащегося о личности Алексея Михайловича Романова
В)
Самостоятельная работа в группах
Класс делится
на 5 групп, каждая группа изучает текст в учебнике и раздаточный материал
(Приложение 1), находит главную мысль, затем один учащийся выходит и записывает
ее на доске.
1-я группа
изучает текст в учебнике «Земские соборы» на с. 49-50 и документ «Земские
соборы».
2-я группа
изучает текст в учебнике «Боярская дума» на с. 50-51 и документ «Заседание
Боярской думы».
3-я группа
изучает текст в учебнике «Приказы» на с. 51-52 и документ «Приказы».
4-я группа
изучает текст в учебнике «Местное управление» на с. 52-53 и документ «Местная
администрация».
5-я группа
изучает текст в учебнике «Законы. Соборное уложение 1649 г.» на с. 53 и
документ «О крестьянах».
В результате
проделанной работы на доске появляются следующие записи.
Особенности
политического развития Российского в XVII в.:
1) По мере
укрепления царской власти Земские соборы в стране собирались все реже.
2) Боярская
дума постепенно утрачивает свое прежнее значение.
3) Рост числа
приказов превращал власть царя в абсолютную, не ограниченную другими органами
управления.
4) С введением
воеводской власти на местах происходит значительное ограничение полномочий
органов местного самоуправления.
5) В 1649 г.
был принят новый свод законов – Соборное уложение, которое отразило возросшую
роль царя в жизни страны и окончательно утвердило полное право феодала на землю
и зависимых крестьян.
3.
Рефлексия
А) Беседа по
изученному материалу.
Учащиеся
составляют «тонкие» и «толстые» вопросы, которые возникли при работе над
материалом, и задают их той группе, которая работала по данному вопросу.
Примерные
вопросы.
- Когда
впервые в Росси стали собираться Земские соборы? (В XVI в. при Иване Грозном)
- Какую роль
они играли в XVI в.? (Роль законосовещательного органа)
- Как часто собирались Земские соборы в правление Михаила Федоровича?
Какие вопросы они решали? (Земские соборы созывались регулярно по случаю
любого принципиального общегосударственного решения)
- Почему при
Михаиле Федоровиче роль Земских соборов резко возросла? (Новая династия
нуждалась в укреплении своего авторитета)
- Почему уже
при Алексее Михайловиче Земские соборы собираются все реже? (Окрепшая
царская власть больше не нуждалась в поддержке «всей земли»)
- Какие
функции выполняли члены Боярской думы? (Боярская дума имела исключительно
совещательный голос)
- Насколько
велико было ее влияние? (Степень влияния Боярской думы определялась
авторитетностью бояр, входивших в ее состав)
- Почему
Боярская дума постепенно утрачивает свое значение? (Царь все чаще принимал
самостоятельные решения, опираясь на систему приказов)
- Что такое
приказы? (Органы центральной власти)
- Какие приказы существовали в стране?
- Какие вопросы они решали?
- Почему с
увеличением численности приказов усиливается и царская власть в стране? (Приказы
подчинялись непосредственно царю и выполняли все его поручения, в том числе и
тайные)
- Какой
недостаток имела приказная система в России в XVII в.? Как
это сказывалось на системе управления? (Большое количество приказов
отрицательно влияло на систему управления, запутывало и без того довольно
нечеткие обязанности их служащих, усиливало бюрократическую волокиту и
злоупотребление служебным положением)
- Какие административные единицы
существовали в стране? (Уезды, станы, волости)
- Кто осуществлял управление на местах? (Органы
местного самоуправления – земские и губные избы, воеводы)
- Почему возникла необходимость в принятии
нового свода законов? (Для преодоления последствий смуты)
Б) Работа со схемами (Приложение 2)
- Как изменилась система органов
управления в Российском государстве по сравнению с XVI в.?
Вывод: в XVII в. при первых Романовых происходит укрепление самодержавной власти
царя, окончательное оформление крепостничества, выросли права и привилегии
дворянства.
III. Закрепление.
Выскажите свое
отношение к особенностям политической системы Российского государства в XVII в., ориентируясь на ПОПС-формулу.
П-позиция (я
считаю)
О-обоснование
(потому что)
П-пример
С-следствие (вывод)
Домашнее задание:
прочитать §-6, напишите мини-сочинение от лица одного из чиновников XVII века.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.