Тема: «Звук и буква Ч»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- знакомство со
звуком «Ч» и буквой Ч;
-
совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
-
совершенствование навыка послогового чтения.
Коррекционные:
-
автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- воспитание
интереса к познанию; активности, усидчивости, сплочённости, стремления к
преодолению дефекта.
Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), ноутбук, указка- пчёлка, ручки, соломки
для коктейля, таблицы 3х3, салфетки, разноцветные фишки, сенсорная черепаха,
мячик- ёжик, массажные кольца, карточки с гласными «О, И, У, Э, А, Ы»,
мнемодорожка.
Ход
занятия
1.
Организационный момент.
Приветствие гостей и друг друга «Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Здравствуй,
Катя, …, здравствуйте, Светлана Владимировна». Садитесь, ребята.
Назовите какое
сегодня число, день недели (вчера, завтра), время года (что было до…, что
наступит после…), весенние месяцы. Вспомните поговорку про весенние
месяцы (с опорой на мнемодорожку). Март с водой, апрель с травой, май с
цветами.
2. Прислушайтесь, что это за
звук? Кто к нам пришел в гости?
Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе.
С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и
многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел
сегодня к вам, чтобы помочь и вам овладеть этими навыками и даже принес свой
собственный учебник, который специально для вас придумал.
- Ребята, вспомните, с какого звука начинается
имя Чебурашка?
- Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с
этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все
вместе произнесем: ч, ч, ч…
Попробуйте изобразить с помощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
-поезд едет: чух- чух-чух;
-так говорят, когда просят помолчать: чччччч
(жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии? Верно, звук и буква Ч.
2.
Подготовительная работа
- А помогут нам в этом наши помощники.
Подготовим их к занятию:
1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).
Гимнастика для глаз:
Не поворачивая головы, проследите за полетом
Пчелки. И отгадайте, что «написала в воздухе Пчёлка»
2. Если б не было его, не сказал бы ничего.
Это - … (язык, рот…)
- Поможем речевым органам стать сильными и
послушными.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 2)
Погулять
язык собрался (открываем рот)
Он
умылся (облизать верхнюю губу),
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На
прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),
Влево,
вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз
упал (вытащить язык вперед-вниз),
Наверх
залез (потянуть язык к носу),
Раз
и в ротике исчез (закрыть рот)!
Чебурашке очень понравились наши упражнения,
он обязательно научит своих друзей делать такие же.
3. Уточнение
артикуляции звука, характеристика звука.
Вам, наверное,
хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается
буквой Че.
Произнесите звук еще несколько раз и
расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.
На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает
поиграть вам в игры:
4.
Развитие фонематического слуха
Первая игра - «Хлопни, когда
услышишь звук Ч»
Слова: повар, врач, водитель, учитель,
пограничник, фотограф, лётчик, воспитатель, почтальон, сторож, учитель.
-А как назвать одним словом всё, что я
называла? –Профессии.
5. Образование
уменьшительно- ласкательной формы имени существительного
Вторая игра - Игра «Как меняет слово
буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем
появляется буква ч? (слайд 3)
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить
букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?
Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко -
моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.
Третья игра
-«Назови ласково соседа», передавая мячи- ёжик соседу
Жора- Жорочка, Ваня- Ванечка, Даник- Даничек,
т.д.
Скажите, а какой звук нам помогал
обращаться друг к другу ласково? Звук Ч.
6.
Уточнение характеристики звука.
Дайте полную характеристику звуку. Какой
он? (слайды 4- 7)
Звук Ч- согласный,
глухой, мягкий.
7. Определение
позиции буквы Ч в слове.
Что изображено на картинках в учебнике?
Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где
находится звук «Ч».
Засиделся Чебурашка с нами и захотел
размяться. Ребята, давайте научим его нашей разминке.
8. Координация речи с
движением
Скажем громко, дружно «О»-руки тянем высоко.
Скажем все мы тихо «И»- руки в стороны тяни.
«У»- вперед протянем руки, «Э»- за спину
заведем.
А на «А» мы их опустим, по дорожке в лес
пойдем.
А в лесу мы крикнем «Ы»! Эхо, звуки повтори: «О,
И, У, Э, А, Ы»
9. Выделение
звука на фоне слога, слова.
Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами: (слайд 8)
Вот и курочка вышла погулять, свежей
травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И, прочитали
дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е, прочитали
дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё,
прочитали дети… ЧЁ
10.
Дыхательное упражнение (задержка дыхания)
Наша курочка захотела покормить
голодных цыпляток. Я буду называть геометрическую фигуру (представьте, что
это зёрнышки), а вы должны найти её среди разноцветных фишек и с помощью
соломки, втянув воздух, перенести на то место на полянке, которое я
назову.
Красный кружочек –слева вверху.
Синий прямоугольник –справа посерединке .
Жёлтый квадрат – в центр.
Красная трапеция- справа вверху. Жёлтый прямоугольник-
слева посерединке.
Синий кружочек- справа внизу. Какая буква
получилась? Верно Ч.
11. Динамическая
пауза. Чебурашка
предлагает отдохнуть и поиграть.
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами …
(дружить)!
Самомассаж
пальцев правой руки массажным кольцом (по тексту)
Девочки и
мальчики!
Посчитаем
пальчики!
Первый,
толстенький,- большой,
Указательный-
второй.
Третий пальчик-
просто средний,
У него по два
соседних.
|
А четвертый-
безымянный:
Так его назвали
странно.
Пятый пальчик
очень мал –
И мизинчиком он
стал.
Каждый пальчик
посчитали
И по имени
назвали!
|
12. Игра «Предмет
уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте
мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет.
А само слово уменьшается или увеличивается? Мы это сейчас проверим.
Приготовьте свои ручки.
Дети (считают хлопками).
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 9-16)
13. Работа с текстом.
Чебурашка
приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст. Вместо рисунков в
предложения необходимо вставить слова. (слайд 17)
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днём греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ
(слайд 18)
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.
14. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он
находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.
Какие задания показались вам интересными? Какое
задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами (слайд
19) и оставляет для вас учебник с интересными заданиями.
РЕКА - РЕ…КА
РУКА - РУ…КА
МОЛОКО – МОЛО…КО
ЯБЛОКО – ЯБЛО…КО
Определии место
буквы Ч в слове
Обведение буквы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.