Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Цели:

- углубить знание учащихся к концу урока о видах словосочетаний по главному слову; выработать у них умение определять вид словосочетания по главному слову; научатся применять полученные знания на практике;

- учащиеся будут работать с новой информацией; готовить обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

- учащихся будут активно участвовать в практическую деятельности (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитывать чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, карточки с дополнительным материалом, кластер, смайлики.





Сабақ барысы

Ход урока:



  1. Ұйымдастыру кезеңі

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Деление на группы»Светофор» (3 группы по 3 человека)

2. Психологический настрой.

Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

  1. Повторение. За правильный ответ «+» группе.

1.Устная разминка по теоретическим вопросам, изученным в разделе «Синтаксис».

Что изучает синтаксис?

Что называется словосочетанием?

Какие виды словосочетаний вам известны ?

Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?

2. Практическая разминка. Тоже «+» за каждое правильное СС.

Задание: из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).

Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), именные (главное слово – имя существительное или имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие).

Виды СС по главному



Глагольные именные наречные



Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом параграфа 7 и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

2 группа рассматривает именные словосочетания

3 группа рассматривает наречные словосочетания

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

  1. Сначала выделяем грамматическую основу.

  2. Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.

  3. Словосочетания, связанные со сказуемым.



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.



Виды словосочетаний по составу.

По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречные

Глагольные 

Именные 

Наречные 

Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием 

Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением 

Главное слово – наречие 

смотреть фильм

гуляющий в парке

работая усердно

книги брата

синее небо

первый слева

мы с тобой

впереди всех

абсолютно верно



1 группа.

Именные словосочетания
Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
существительным (субстантивные словосочетания): 
майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным (адъективные словосочетания): 
полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным: 
три товарища, пятеро из нас;
местоимением: 
что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2 группа
Глагольные словосочетания
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом: 
выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием: 
сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
деепричастием: 
читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3 группа

Наречные словосочетания
Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: 
весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.



  1. Закрепление знаний.

Упражнение 50. ( у доски, по цепочке)

Упражнение 51. (самостоятельно, взаимопроверка)

Семейный очаг (сущ.+прилаг: именные), защищать отечество (гл.+сущ: глагольное), дарить на память (гл.+сущ.: глагольное), бежать вприпрыжку (гл.+нареч: глагольное), необходимая для учебы (прил.+сущ.: именная), приехать из далека (гл.+сущ.: глагольное), руководить фирмой (гл.+ сущ.: глагольное), сумка из кожи (сущ.+сущ.: именное), недалеко от дома ( нареч.+ сущ.: наречное), рисовать карандашом ( гл.+сущ.: именное), южный ветер ( сущ.+прил.: именное), наказ отца (сущ.+сущ.: именное), ехать лесом (гл.+сущ.: глагольное), серый от пыли ( прил.+сущ.: именное), пиала из фарфора (сущ.+сущ.: именное).

Упражнение 52 ( по группам)

Упражнение 54 (самостоятельно)

  1. Итог урока.

-Что узнали нового на уроке?

-В чем были трудности?

-Что показалось легким?

Рефлексия.

С каким смайликом вы покидаете урок?

ПОДСЧЕТ «+» НА ОЦЕНКУ.

  1. Домашнее задание.

§7 учить упражнение 55





  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Цели:

- углубить знание учащихся к концу урока о видах словосочетаний по главному слову; выработать у них умение определять вид словосочетания по главному слову; научатся применять полученные знания на практике;

- учащиеся будут работать с новой информацией; готовить обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

- учащихся будут активно участвовать в практическую деятельности (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитывать чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.

Тип урока:урок усвоение новых знаний

Оборудование:учебник, карточки с дополнительным материалом, кластер, смайлики.

Сабақ барысы

Ход урока:

I.Ұйымдастыру кезеңі

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Деление на группы»Светофор» (3 группы по 3 человека)

2. Психологический настрой.

Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

II.Повторение. За правильный ответ «+» группе.

1.Устная разминка по теоретическим вопросам, изученным в разделе «Синтаксис».

Что изучает синтаксис?

Что называется словосочетанием?

Какие виды словосочетаний вам известны ?

Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?

2. Практическая разминка. Тоже «+» за каждое правильное СС.

Задание:из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).

Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.

III.Изучение нового материала.

Слово учителя.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), именные (главное слово – имя существительное или имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие).

Виды СС по главному

Глагольные именные наречные

Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом параграфа 7 и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

2 группа рассматривает именные словосочетания

3 группа рассматривает наречные словосочетания

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

1.Сначала выделяем грамматическую основу.

2.Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.

3.Словосочетания, связанные со сказуемым.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Виды словосочетаний по составу.

По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречные

Глагольные

Именные

Наречные

Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием

Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением

Главное слово – наречие

смотреть фильм

гуляющий в парке

работая усердно

книги брата

синее небо

первый слева

мы с тобой

впереди всех

абсолютно верно

1 группа.

Именные словосочетания
Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
существительным(субстантивные словосочетания):
майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным(адъективные словосочетания):
полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным:
три товарища, пятеро из нас;
местоимением:
что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2 группа
Глагольные словосочетания
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом:
выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием:
сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
деепричастием:
читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3 группа

Наречные словосочетания
Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием:
весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

IV.Закрепление знаний.

Упражнение 50. ( у доски, по цепочке)

Упражнение 51. (самостоятельно, взаимопроверка)

Семейный очаг (сущ.+прилаг: именные), защищать отечество (гл.+сущ: глагольное), дарить на память (гл.+сущ.: глагольное), бежать вприпрыжку (гл.+нареч: глагольное), необходимая для учебы (прил.+сущ.: именная), приехать из далека (гл.+сущ.: глагольное), руководить фирмой (гл.+ сущ.: глагольное), сумка из кожи (сущ.+сущ.: именное), недалеко от дома ( нареч.+ сущ.: наречное), рисовать карандашом ( гл.+сущ.: именное), южный ветер ( сущ.+прил.: именное), наказ отца (сущ.+сущ.: именное), ехать лесом (гл.+сущ.: глагольное), серый от пыли ( прил.+сущ.: именное), пиала из фарфора (сущ.+сущ.: именное).

Упражнение 52 ( по группам)

Упражнение 54 (самостоятельно)

V.Итог урока.

-Что узнали нового на уроке?

-В чем были трудности?

-Что показалось легким?

Рефлексия.

С каким смайликом вы покидаете урок?

ПОДСЧЕТ «+» НА ОЦЕНКУ.

VI.Домашнее задание.

§7 учить упражнение 55

Автор Сыздыкова Раушан Газизовна
Дата добавления 21.12.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1023
Номер материала MA-069112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы