Инфоурок Литература КонспектыТема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Скачать материал

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Цели:

- углубить знание учащихся к концу урока о видах словосочетаний по главному слову; выработать у них умение определять вид словосочетания по главному слову; научатся применять полученные знания на практике;

- учащиеся будут работать с новой информацией; готовить обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

- учащихся будут активно участвовать в практическую деятельности (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитывать чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, карточки с дополнительным материалом, кластер, смайлики.

 

 

Сабақ барысы

Ход урока:

 

      I.        Ұйымдастыру кезеңі

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Деление на группы»Светофор» (3 группы по 3 человека)

2. Психологический настрой.

Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

    II.        Повторение. За правильный ответ «+» группе.

1.Устная разминка по теоретическим вопросам, изученным в разделе «Синтаксис».

Что изучает синтаксис?

Что называется словосочетанием?

Какие виды словосочетаний вам известны ?

Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?

2. Практическая разминка. Тоже «+» за каждое правильное СС.

Задание: из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).

Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.

   III.        Изучение нового материала.

Слово учителя.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), именные (главное слово – имя существительное или имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие).

Виды СС по главному

 

Глагольные именные наречные

 

Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом параграфа 7 и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

2 группа рассматривает именные словосочетания

3 группа рассматривает наречные словосочетания

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

1.     Сначала выделяем грамматическую основу.

2.     Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.

3.     Словосочетания, связанные со сказуемым.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

 

Виды словосочетаний по составу.

По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречные

Глагольные 

Именные 

Наречные 

Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием 

Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением 

Главное слово – наречие 

смотреть фильм

гуляющий в парке

работая усердно

книги брата

синее небо

первый слева

мы с тобой

впереди всех

абсолютно верно

 

1 группа.

Именные словосочетания
Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
существительным (субстантивные словосочетания): 
майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным (адъективные словосочетания): 
полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным: 
три товарища, пятеро из нас;
местоимением: 
что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2 группа
Глагольные словосочетания
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом: 
выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием: 
сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
деепричастием: 
читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3 группа

Наречные словосочетания
Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: 
весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

 

   IV.        Закрепление знаний.

Упражнение 50. ( у доски, по цепочке)

Упражнение 51. (самостоятельно, взаимопроверка)

Семейный очаг (сущ.+прилаг: именные), защищать отечество (гл.+сущ: глагольное), дарить на память (гл.+сущ.: глагольное), бежать вприпрыжку (гл.+нареч: глагольное), необходимая для учебы (прил.+сущ.: именная), приехать из далека (гл.+сущ.: глагольное), руководить фирмой (гл.+ сущ.: глагольное), сумка из кожи (сущ.+сущ.: именное), недалеко от дома ( нареч.+ сущ.: наречное), рисовать карандашом ( гл.+сущ.: именное), южный ветер ( сущ.+прил.: именное), наказ отца (сущ.+сущ.: именное), ехать лесом (гл.+сущ.: глагольное), серый от пыли ( прил.+сущ.: именное), пиала из фарфора (сущ.+сущ.: именное).

Упражнение 52 ( по группам)

Упражнение 54 (самостоятельно)

     V.        Итог урока.

-Что узнали нового на уроке?

-В чем были трудности?

-Что показалось легким?

Рефлексия.

С каким смайликом вы покидаете урок?

ПОДСЧЕТ «+» НА ОЦЕНКУ.

   VI.        Домашнее задание.

§7 учить упражнение 55

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.Цели:- углубить знание учащихся к концу урока о видах словосочетаний по главному слову; выработать у них умение определять вид словосочетания по главному слову; научатся применять полученные знания на практике;- учащиеся будут работать с новой информацией; готовить обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.- учащихся будут активно участвовать в практическую деятельности (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитывать чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.Тип урока:урок усвоение новых знанийОборудование:учебник, карточки с дополнительным материалом, кластер, смайлики.Сабақ барысыХод урока:I.Ұйымдастыру кезеңі1.Организационный момент.Сообщение темы и цели урока.Деление на группы»Светофор» (3 группы по 3 человека)2. Психологический настрой.Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.II.Повторение. За правильный ответ «+» группе.1.Устная разминка по теоретическим вопросам, изученным в разделе «Синтаксис».Что изучает синтаксис?Что называется словосочетанием?Какие виды словосочетаний вам известны ?Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?2. Практическая разминка. Тоже «+» за каждое правильное СС.Задание:из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.III.Изучение нового материала.Слово учителя.В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), именные (главное слово – имя существительное или имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие).Виды СС по главномуГлагольные именные наречныеУчитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом параграфа 7 и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.1 группа рассматривает глагольные словосочетания.2 группа рассматривает именные словосочетания3 группа рассматривает наречные словосочетанияВспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.1.Сначала выделяем грамматическую основу.2.Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.3.Словосочетания, связанные со сказуемым.РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.Виды словосочетаний по составу.По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречныеГлагольные Именные Наречные Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением Главное слово – наречие смотреть фильмгуляющий в паркеработая усерднокниги братасинее небопервый слевамы с тобойвпереди всехабсолютно верно1 группа.Именные словосочетания Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выраженосуществительным(субстантивные словосочетания): майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;прилагательным(адъективные словосочетания): полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;числительным: три товарища, пятеро из нас;местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.2 группа Глагольные словосочетания Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выраженоглаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.3 группаНаречные словосочетания Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.IV.Закрепление знаний.Упражнение 50. ( у доски, по цепочке)Упражнение 51. (самостоятельно, взаимопроверка)Семейный очаг (сущ.+прилаг: именные), защищать отечество (гл.+сущ: глагольное), дарить на память (гл.+сущ.: глагольное), бежать вприпрыжку (гл.+нареч: глагольное), необходимая для учебы (прил.+сущ.: именная), приехать из далека (гл.+сущ.: глагольное), руководить фирмой (гл.+ сущ.: глагольное), сумка из кожи (сущ.+сущ.: именное), недалеко от дома ( нареч.+ сущ.: наречное), рисовать карандашом ( гл.+сущ.: именное), южный ветер ( сущ.+прил.: именное), наказ отца (сущ.+сущ.: именное), ехать лесом (гл.+сущ.: глагольное), серый от пыли ( прил.+сущ.: именное), пиала из фарфора (сущ.+сущ.: именное).Упражнение 52 ( по группам)Упражнение 54 (самостоятельно)V.Итог урока.-Что узнали нового на уроке?-В чем были трудности?-Что показалось легким?Рефлексия.С каким смайликом вы покидаете урок?ПОДСЧЕТ «+» НА ОЦЕНКУ.VI.Домашнее задание.§7 учить упражнение 55

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 016 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.04.2020 3005
    • DOCX 31.3 кбайт
    • 25 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аверкина Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аверкина Светлана Алексеевна
    Аверкина Светлана Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83164
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов