Инфоурок Начальные классы КонспектыТема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Тема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального          образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 17 имени героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку

в первом классе

Тема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Подготовила учитель начальных классов:

Кулагина Светлана Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


тЕМА: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
».

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приёмами письменной речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Введение  ситуации,  мотивирующей  изучение  родного языка.

– Когда вы научились говорить?

– Почему человек испытывает необходимость в овладении родной речью, родным языком?

- Ученые подсчитали, что к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

– Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте высказывание о русском языке.

Запись на доске:

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». (Л. Н. Толстой.)

II. Сообщение темы урока.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно,

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

               Л. Квитко

− Рассмотрите рисунки в учебнике. Давайте подумаем, кто из ребят и что может сказать о своей бабушке? Как они с ней могут общаться? Почему?

− А ваша бабушка живёт рядом с вами или в другом городе?

− Девочка может поговорить, поиграть со своей бабушкой. Она всегда рядом. А как мальчик общается со своей бабушкой, которая живёт далеко?

− «Речь» – тема нашего урока. Сегодня предстоит выяснить (вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают, чем они отличаются.

III. Актуализация опорных знаний.

Как вы понимаете, что такое речь? Для чего она нужна? В народе говорят:

- Доброе слово лечит, а худое – калечит.

- Ласковое слово что солнышко.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь – средство воздействия.

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

– Речь бывает устной и письменной. Устной называется речь, которая произносится, потому что мы при этом пользуемся ртом. Точнее, мы произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ, а губы раньше назывались «уста», поэтому речь стала называется «устной». Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся. Кроме устной речи есть другая, которая обозначается специальными знаками – буквами. Такая речь называется письменной.

− Посмотрите на рисунки. Кто из ребят пользуется устной речью? А кто письменной? Почему вы так решили? Приведите свои примеры использования устной речи, письменной.

 В жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Почему вы так думаете? Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.              (Книга.)

− Зачем люди читают книги? (Хотят узнать что-то новое.)

Учитель читает из книги.

− В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов. Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Интересно? М. Горький сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга».

− Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 9.

Снаружи смотришь –

Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют этот дом?

Попробуй угадай!

(библиотека)

 

 

            

Задание «Речевое общение» (упражнение 1, с. 8 в учебнике).

− Прочитайте разговор. Какие книги хотели прочитать ребята? (О жизни людей в прошлом.)

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображён стеллаж с книгами. Хорошо читающие учащиеся зачитывают небольшие отрывки из статей исторических энциклопедий.

− Авторы книг поделились с нами своими знаниями. Какую форму речи они для этого использовали? (Письменную.)

− Книги могут рассказать обо всём на свете. Можно ли утверждать, что писатель и читатель общаются друг с другом? (Высказывания учащихся.)

− Прочитайте сведения о языке и речи в учебнике – «Обрати внимание».

Самостоятельное чтение.

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

Далеко живёт твой друг

Но его услышал вдруг

Звук бежит по проводам -

Скажешь здесь, а слышно там…     

                                                                                       (Телефон.)

Острым клювиком, как птичка,

Водит ровно по страничке.

И в твоей тетрадке

Должны быть строчки гладки.

                                                 (Ручка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.

                              (Газета.)

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь.

 

                              (Радиоприемник.)

– Прочитайте пословицы. Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».) Как вы догадались?

– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».) О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда участники общения отдалены друг от друга во времени и пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает её доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

Подготовка руки к письму (Р.).

– На каком уроке мы будем узнавать что-то новое о том, как устроен наш язык? Вспомните порядок действий при списывании.

Списывание пословицы по выбору учеников. Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.

Знакомство с  условными обозначениями, принятыми в учебнике (Р.).

Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

− Прочитайте текст. Как отделяются предложения друг от друга в устной и письменной речи? (В устной речи – паузой, в письменной речи – знаками препинания.)

Изогнулся коромыслом,

Вечно думая над смыслом.

Наклонился, чтобы сесть,

И подмигнул: «Вопросы есть?».

Подчеркните предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Подсказывает ли вопросительный знак, как следует читать вопросительные предложения? Прочитайте.

− Спишите предложение: Тебе интересно изучать родной язык?. Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Содержит вопрос.)

– Это предложение содержит вопросительную интонацию. Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)

На странице я стою, всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу – разогнуться не могу.

В народе говорят:

1. Сначала подумай – потом говори!

2. Красна речь слушанием.

3. Бог дал два уха, а язык – один.

− О чём эти пословицы? Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами в общении друг с другом, что мы пишем или читаем.)

– Объясните смысл этих половиц.

– Рассмотрите изображения технических средств. (На доске изображены телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)

– Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)

2. Работа в тетради.

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены знаки препинания.

На строке поставлен знак –

Обрати внимание.

Наш урок зовется так:

«Знаки препинания»!

Точки, палочки, крючки –

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют прочтения.

А. Шибаев

Упражнение 1 «Дорисуй» (с. 5, учебник).

− Отгадайте  загадку:

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

               (Утёнок.)

Упражнение 2 «Напиши красиво» (с. 6, учебник).

− Прочитайте слова, записанные на доске. (Книга, слово, школа.) Какое слово невозможно проиллюстрировать? (Слово.) Почему?

– Приведите свои примеры похожих слов. (Доброта, скука, прелесть и др.) Каждое слово можно представить в виде звуковой модели. Запишите слова в заданной последовательности (упражнение 3).

Выполнение задания.

− В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики – синтаксис. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве вы могли бы чётко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений. Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

− Какие знаки препинания ставят в конце предложений? Послушайте рассказ о знаках препинания.

  Точка – это станция, где отдыхает мысль.

* * *

 

 

 

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

А если в предложении

Радость, раздражение?

Тогда в конце не кстати ли

Наш славный восклицательный?

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца!

                                  А. Шибаев

 

− Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.) Приведите примеры таких предложений.

– А если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

– Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление, вопрос.)

− Прочитайте в рабочей тетради предложения из упражнения 4, цель которых – сообщить о чём-нибудь. С какой интонацией их надо читать?

− Прочитайте предложения, цель которых – спросить о чём-нибудь. Какая интонация будет у этих предложений?

− Какие предложения выражают восторг?

Списывание в рабочей тетради (Р.).

− Вспомните порядок действий при списывании. Укажите правильную последовательность действий.

− Прочитайте предложения. О чём они? Какие знаки препинания стоят в конце данных предложений? Какие знаки препинания вам ещё известны?

V. Итог урока.

– Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)

− Разгадайте загадки «буква + картинка». (Коса, стол.)

Игра «Угадай-ка!».

У учащихся карточки со знаками    На табличках записаны предложения.

Задание: прочитайте предложения в соответствии с указанными знаками препинания.

1. Ура, друзья (!)

2. Сколько умных у нас (?)

3. Стойте (!)

4. В школу (?)

5. Сегодня три урока (.)

− Что полезного вы узнали на уроке? Попробуйте определить, какая речь – устная или письменная – самая главная?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.02.2020 223
    • DOCX 33.9 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приз Марина Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приз Марина Геннадиевна
    Приз Марина Геннадиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72243
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2668 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 466 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 155 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек