Инфоурок Литература КонспектыТема урока:Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Тема урока:Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Скачать материал

рок русского языка в 3-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

·          

 

 

Цели:

1. Умение определить имя существительное в тексте.
2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей.
5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.
6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Оборудование:

  • иллюстрация разрезного домика,
  • карточки со словами,
  • рисунок гномика,
  • карточки с домашними заданием.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Сегодня мы пойдем в гости.

Жителей г. Гулькевичи – называют гулькевичане, жителей Краснодара – краснодарцы, жителей Москвы – москвичи, жителей города Речь – части речи.

Догадайтесь к какой именно мы пойдем в гости?

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

(На доске появляется рисунок – знакомый гномик – Имя Существительное).

Гномик Имя Существительное, маленький, он просит нас помочь построить для него домик.

Как изменяются и не изменяются существительные.

А признаки существительного бывают постоянные и непостоянные.

Так кто мне сформулирует тему урока?

(учитель называет цель урока)

Прежде, чем начать строительство домика для им. Существительного, проведём минутку чистописания.

II. Минутка чистописания.

Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

В данных словах эта буква обозначает твёрдый согласный звук:

Весы, лес, соль. (Какая часть речи?)

Сс – дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква в данных словах.

[c] – согласный, твёрдый, глухой, парный.

Гимнастика “Пальчики”

Запишите, продолжив закономерность:

С // сс // С // ссс //

- Когда так говорят?

Слово не в* робей: выл *тит – не поймаешь.

Запишите правильно и красиво!

III. Словарно-орфографическая работа.

1). Игра “Путаница”

Расшифруйте словарные слова, запишите, выделите в них орфограммы:

Что в них общего?

Где лишнее слово?

гисапо

сапоги

кангста

стакан

версеный

северный (прил.)

цалисто

столица

басока

собака (одуш.)

2).

Что нужно взять с собой, когда идёте в гости?

Да, нужно не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово. Догадайтесь, какое?

Маша слов знала немало
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят, если вас благодарят…

(спасибо)

Как вы думаете, что обозначает слово “спасибо” ?

Из словаря: когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трёх слов: “Спаси тебя Бог”, как исполненное благодарности пожелание.

(на доске: спаси бог – г убрать, остальное соединить)

Запишите в тетрадь новое словарное слово, запомните его правописание.

Устно составьте предложение с этим словом.

Какие ещё волшебные слова вы знаете? Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.

IV. Актуализация знаний.

Ну что, поможем им. Существительному построить домик?

Любой дом начинают строить с чего?

(На доске появляется фундамент с надписью Имя Существительное)

http://festival.1september.ru/articles/501436/Image1757.gif

Что вы знаете об им. Существительном? (Дети отвечают правила и приводят примеры)

Прочитайте, сто написано на доске:

В, охотник, домике, ночевал, лесника.

Он, в, услышал, жалобный, полночь, плач.

Кричит, это, ночью, сыч.

Можно назвать эту запись текстом? (Это деформированные предложения, в них нарушена связь слов)

Составьте предложения правильно и запишите их.

Разберите 1-е предложение по членам предложения и частям речи.(с места объяснить)

Поставьте существительные из 1-го предложения в начальную форму.

Почему эта часть речи получила такое название?

(1. Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.

2.Самая представительная, существенная часть речи.

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное)

Какую роль в нашей речи выполняют имена существительные?

(Они называют предметы, явления, действия, признаки, вещи. В предложении могут быть главными и второстепенными членами.)

Физминутка “Егорки” - дыхательная гимнастика.

V. Работа по теме урока.

Какие признаки имени Существительного вы знаете?

1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянныйпризнак имён существительных.

Почему?

Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?

2 ученика работают у доски:

Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.

Объясните орфограммы.

КТО?

ЧТО?

Мышь

берёза

щука

погрузка

котёнок

чашка

петух

море

сова

самолёт.

Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.

Проверка.

Слово погрузка разберём по составу.

Какая основа в этом слове? (твёрдая)

А какая основа называется мягкой?

Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?

Это постоянный признак или непостоянный?

Спасибо!

2. Собственные или нарицательные имена существительные.

Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

Под диктовку запишите предложение

(Ученик работает у доски).

Мой друг Вася гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки Быстринки.

Назовите имена собственные.

Найдите главные члены предложения и подпишите части речи. Все существительные устно поставьте в начальную форму и назовите их.

Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?

Это постоянный или непостоянный признак существительных?

Спасибо!

Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именами

собственными на тему “Наш класс”

3. Число имён существительных.

Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.

Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов

Существительные изменяются по числам?

Значит это признак непостоянный!

Самостоятельная работа

Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.

Утёнок –

звено –

тополь –

поросёнок –

перо –

Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.

Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,

а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…)

Сделать звуко- буквенный анализ слова:

Перо – 2слога

П – [п] – согл., мягк., глух., парн.,

е – [ и] –гласн., безуд.,

р –[ р] – согл., твёрд., звонк., непарн.,

о –[о] – гласн.,ударн.,

4б.,4зв.

Это постоянный или непостоянный признак? Чем отличаются

существительные мн.ч. от существительных в ед.ч.? Спасибо!

4. Род имён существительных.

1) Существительные изменяются по родам? (Нет)

Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

Сколько родов имеет имя существительное? Какие?

Какой знаете секрет запоминания родов?

Женский род - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Спасибо!

2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:

ж.р. м.р. ср.р.

Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?

3) Запишите слова: Родина, конь, поле к словам соответствующего рода.

Почему слово Родина ж.р.?

Обратите внимание на то, с каким существительным слово Родинаоказалось в одном столбике?

О Родине есть пословица, запишите её:

Родина – мать, умей за неё постоять!

Как вы её понимаете?

Вывод: Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся человеку единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять, оберегать и защищать.

4) Самостоятельно запишите по рядам:

1 ряд – сущ. ж. р.

2ряд - сущ. м. р.

слова на тему “Школа”

3 ряд - сущ. ср. р.

Все вместе составить распространённое предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.

5)Запишите существительные и определите их род:

рёва, врач, коллекционер.

Это существительные общего рода

Вывод: - Ну что, дом готов? Можно ставить крышу?

Все признаки имён существительных мы назвали?

А какой признак мы только начали изучать?

5. Изменение существительных по вопросам падежей.

- Завтра мы с вами рассмотрим этот вопрос более подробно. А сегодня может быть кто-нибудь назовёт вопросы падежей?

Выводы по всем признакам.

VI. Итог урока.

Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.

Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме:

  • мне понравилось…
  • я даже на думал(а)…
  • я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)…
  • Спасибо!

Имя Существительное, наш гномик, очень доволен вашими ответами, рад, что вы ему построили такой замечательный домик. И как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и имя Существительное вас угощает фруктами: мальчики возьмите фрукт м.р. (банан), девочки – ж. р. (груша), а гостям какого рода достанется фрукт (яблоко)?

Все скажем: Спасибо!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока:Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:1. Умение определить имя существительное в тексте. 2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные. 3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных. 4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей. 5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать. 6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.Оборудование: иллюстрация разрезного домика, карточки со словами, рисунок гномика, карточки с домашними заданием. Ход урокаI. Организация начала урока.Сегодня мы пойдем в гости.Жителей г. Гулькевичи – называют гулькевичане, жителей Краснодара – краснодарцы, жителей Москвы – москвичи, жителей города Речь – части речи.Догадайтесь к какой именно мы пойдем в гости?Давно живу я в мире этомДаю названия предметам.(На доске появляется рисунок – знакомый гномик – Имя Существительное).Гномик Имя Существительное, маленький, он просит нас помочь построить для него домик.Как изменяются и не изменяются существительные.А признаки существительного бывают постоянные и непостоянные.Так кто мне сформулирует тему урока?(учитель называет цель урока)Прежде, чем начать строительство домика для им. Существительного, проведём минутку чистописания.II. Минутка чистописания.Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.В данных словах эта буква обозначает твёрдый согласный звук:Весы, лес, соль. (Какая часть речи?)Сс – дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква в данных словах.[c] – согласный, твёрдый, глухой, парный.Гимнастика “Пальчики”Запишите, продолжив закономерность:С // сс // С // ссс //- Когда так говорят?Слово не в* робей: выл *тит – не поймаешь.Запишите правильно и красиво!III. Словарно-орфографическая работа.1). Игра “Путаница”Расшифруйте словарные слова, запишите, выделите в них орфограммы:Что в них общего?Где лишнее слово? гисапо сапоги кангста стакан версеный северный (прил.) цалисто столица басока собака (одуш.) 2).Что нужно взять с собой, когда идёте в гости?Да, нужно не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово. Догадайтесь, какое?Маша слов знала немало Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, если вас благодарят…(спасибо)Как вы думаете, что обозначает слово “спасибо” ?Из словаря: когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трёх слов: “Спаси тебя Бог”, как исполненное благодарности пожелание.(на доске: спаси бог – г убрать, остальное соединить)Запишите в тетрадь новое словарное слово, запомните его правописание.Устно составьте предложение с этим словом.Какие ещё волшебные слова вы знаете? Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.IV. Актуализация знаний.Ну что, поможем им. Существительному построить домик?Любой дом начинают строить с чего?(На доске появляется фундамент с надписью Имя Существительное)Что вы знаете об им. Существительном? (Дети отвечают правила и приводят примеры)Прочитайте, сто написано на доске:В, охотник, домике, ночевал, лесника.Он, в, услышал, жалобный, полночь, плач.Кричит, это, ночью, сыч.Можно назвать эту запись текстом? (Это деформированные предложения, в них нарушена связь слов)Составьте предложения правильно и запишите их.Разберите 1-е предложение по членам предложения и частям речи.(с места объяснить)Поставьте существительные из 1-го предложения в начальную форму.Почему эта часть речи получила такое название?(1. Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.2.Самая представительная, существенная часть речи.Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное)Какую роль в нашей речи выполняют имена существительные?(Они называют предметы, явления, действия, признаки, вещи. В предложении могут быть главными и второстепенными членами.)Физминутка “Егорки” - дыхательная гимнастика.V. Работа по теме урока.Какие признаки имени Существительного вы знаете?1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянныйпризнак имён существительных.Почему?Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?2 ученика работают у доски:Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.Объясните орфограммы. КТО? ЧТО? Мышь берёза щука погрузка котёнок чашка петух море сова самолёт. Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.Проверка.Слово погрузка разберём по составу.Какая основа в этом слове? (твёрдая)А какая основа называется мягкой?Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?Это постоянный признак или непостоянный?Спасибо!2. Собственные или нарицательные имена существительные.Какие существительные называются собственными?Какие существительные называются нарицательными?Под диктовку запишите предложение(Ученик работает у доски).Мой друг Вася гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки Быстринки.Назовите имена собственные.Найдите главные члены предложения и подпишите части речи. Все существительные устно поставьте в начальную форму и назовите их.Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?Это постоянный или непостоянный признак существительных?Спасибо!Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именамисобственными на тему “Наш класс”3. Число имён существительных.Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметовСуществительные изменяются по числам?Значит это признак непостоянный!Самостоятельная работаОбразуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.Утёнок –звено –тополь –поросёнок –перо –Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…)Сделать звуко- буквенный анализ слова:Перо – 2слогаП – [п] – согл., мягк., глух., парн.,е – [ и] –гласн., безуд.,р –[ р] – согл., твёрд., звонк., непарн.,о –[о] – гласн.,ударн.,4б.,4зв.Это постоянный или непостоянный признак? Чем отличаютсясуществительные мн.ч. от существительных в ед.ч.? Спасибо!4. Род имён существительных.1) Существительные изменяются по родам? (Нет)Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.Сколько родов имеет имя существительное? Какие?Какой знаете секрет запоминания родов?Женский род - запомню я И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё! Спасибо!2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:ж.р. м.р. ср.р.Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?3) Запишите слова: Родина, конь, поле к словам соответствующего рода.Почему слово Родина ж.р.?Обратите внимание на то, с каким существительным слово Родинаоказалось в одном столбике?О Родине есть пословица, запишите её:Родина – мать, умей за неё постоять!Как вы её понимаете?Вывод: Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся человеку единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять, оберегать и защищать.4) Самостоятельно запишите по рядам: 1 ряд – сущ. ж. р. 2ряд - сущ. м. р. слова на тему “Школа” 3 ряд - сущ. ср. р. Все вместе составить распространённое предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.5)Запишите существительные и определите их род:рёва, врач, коллекционер.Это существительные общего родаВывод: - Ну что, дом готов? Можно ставить крышу?Все признаки имён существительных мы назвали?А какой признак мы только начали изучать?5. Изменение существительных по вопросам падежей.- Завтра мы с вами рассмотрим этот вопрос более подробно. А сегодня может быть кто-нибудь назовёт вопросы падежей?Выводы по всем признакам.VI. Итог урока.Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме: мне понравилось… я даже на думал(а)… я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)… Спасибо! Имя Существительное, наш гномик, очень доволен вашими ответами, рад, что вы ему построили такой замечательный домик. И как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и имя Существительное вас угощает фруктами: мальчики возьмите фрукт м.р. (банан), девочки – ж. р. (груша), а гостям какого рода достанется фрукт (яблоко)?Все скажем: Спасибо!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.08.2020 154
    • DOCX 30.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матвеева Анастасия Андреевна
    Матвеева Анастасия Андреевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100558
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов