Экскурсия
Тема урока: «Весенняя
экскурсия».
4 класс
Цели, задачи урока:
повторить
и закрепить понятие фенология и методах изучения природы, методом наблюдения
установить особенности весеннего этапа развития живой природы, сравнить его с
осенними признаками;
формировать
внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и
помощи природе от негативного влияния природного и антропогенного воздействия;
выработать
навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий
подхода к выполнению работ, формировать умения определять причинно-следственные
связи природных и антропогенных явлений и их последствий.
Оборудование: блокноты для
записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный
материал на группу.
План урока:
1.
Постановка целей и задач для экскурсии, оформление выставки работ
(творческие работы по результатам осенней экскурсии).
2. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
3. Организация и проведение экскурсии на пришкольный участок.
4. Домашнее задание по итогам урока.
ХОД УРОКА
1. Постановка целей и задач для экскурсии (висят на
доске в печатном варианте)
Цели экскурсии:
изучить
территорию пришкольного участка, определить количество деревьев и кустарников
на
территории пришкольного участка;
выявить
пострадавшие растения, обозначить их на плане;
объяснить
причины бедственного состояния растений на территории;
разработать
программу помощи пострадавшим растениям;
подготовить
и защитить творческую работу «Экологический паспорт пришкольного участка».
2. Проведение вводного инструктажа по ТБ
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс
разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать ответственных. На группу выдать
листы с инструкциями, приложениями и заданиями и план пришкольного участка, с
обозначенным на нем маршрутом экскурсии, а так же вывесить на доске под
рубрикой творческие работы учащихся по результатам осенней экскурсии, для
восстановления знаний.
Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, напоминает
называния растения деревьев и кустарников, произрастающие во дворе школы,
вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в
весенний период, обращает внимание на повреждения изучаемых растений после
зимы. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают
растения и поврежденные участки, определяют степень и причины повреждений,
собирают растения для гербария.
4. Домашнее задание
Домашнее
задание прописано в раздаточном материале, который выдается на группу. Учителю
необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии
оценок для их проверки, для удобства рассмотрения раздаточного материала на
доске вывешиваются материалы листа подсказок и критерии оценки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект:
«Экологический паспорт пришкольного участка».
Основные критерии оценки (висят на
доске и выдаются бригадирам):
правильность
и четкость отображения собранной информации – 1 балл;
образность
создания творческого проекта – 1 балл;
уверенная,
интересная и яркая защита выполненной работы – 1 балл;
творческий
подход к презентации групповой работы (проекта) – 1 балл;
высказывание
собственных мнений и суждений по оценке и перспективам изучаемых объектов – 1
балл.
Итого: максимально – 5 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал:
1.
Информационный лист (из материалов осенней экскурсии) и основные критерии
оценки.
2. Лист подсказок (из материалов осенней экскурсии)
3. Задания для группы.
4. Требования к созданию творческого проекта.
Задания для группы:
1.
Вспомнить маршрут осенней экскурсии, места стоянок, названия растений.
2. Собрать максимум информации о пострадавших растениях, которые встретятся во
время экскурсии (названия научные и народные, их характеристики, использование
человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта, возможные способы
поддержки растений и устранение обнаруженных травм на растениях), определить
фенологический сезон.
3. Собрать материалы для весеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома
или коллажа.
4. В произвольной форме подготовить и защитить творческую работу группы: «Экологический
паспорт пришкольного участка».
Требования к созданию творческого проекта:
1.
Информация о месте нахождения территории.
2. Информация об объектах территории (описание объектов).
3. Задачи исследования.
4. Результаты исследования (что выявлено в результате исследования и изучения
территории и объектов).
5. Предложения по выявленным результатам исследований, личное мнение и отношение
к полученным сведениям (программа посильной помощи пострадавшим объектам).
6. Творческий подход.
7. Аккуратность и эстетичность оформления работы
8. Список использованной литературы и источников.
Итогом
работы является творческая защита проекта «Экологический паспорт пришкольного
участка», который заслушивается на следующем учебном занятии. Особо
заинтересованные ученики продолжают работу в летний период, где могут
реализовать свой план помощи пострадавшим растениям. Для некоторых эта работа является
своеобразным этапом в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.