Тема
урока: Разделительные Ъ и Ь.
Цель урока:
1. Научить
детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;
2. Умение
логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;
3. Привитие
любви к животным, привитие самостоятельности;
Наглядности: схемы,
плакаты,учебник
Ход урока:
1. Организационный
момент:
2. Опрос домашнего
задания. / Тест из 9 вопросов/.
3.Новая тема.
- Есть
в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?
- Сейчас я
прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята
нашли и твердый, и мягкий знаки?
А рано утром
натощак
Пошли мы к букве
«твердый знак».
Но не могли найти
никак
Ни твердый знак,
Ни мыгкий знак.
Мы долго думали в
пути,
Где эти знаки нам
найти,
И после
размышления
В печать
Решили мы послать
Такое объявление:
«Пропала
Не собака,
А два
Печатных знака.
Найти их рядом
мудрено.
Но, может быть,
однако,
Словцо отыщется
одно,
Где будут оба
знака?»
В одной из утренних
газет
Мы через день
прочли ответ
От школьника
Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров
ответил так:
«И твердый знак ,
и мягкий знак
Найдешь в одно
мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же
объявленье!»
Мы объявленье
перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в
Тамбов:
«Благодарим, Илья
Петров!»
! ПРАВИЛО
В русском языке
есть слова, в которых звуки произносятся раздельно.
Разделительный твердый
знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную,
перед буквами е,е,я: подъезд, съемка, объявление.
4.Закрепительные
упражнения.
упражнение 2
!
СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, ДАННЫМИ В РАМКАХ.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
СЪЕСТЬ ОБЪЯСНИТЬ
ПОДЪЕЗД
ПОДЪЕХАТЬ
упражнение 3
Запишите
слова с указанными приставками. Подберите к ним подходящие по смыслу
существительные.
Отъехать от
дома, подъехать к школе, объехать машину, уехать в город, въехать в гараж.
Изъездить страну,
съездить в район.
Ø Хорошо
спрятанная котлета. / устно/.
Прочитайте
рассказ Г.Остера. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.
Ø Развитие
связной речи. Серый козленок.
-
Прочитайте
стихотворение А.Тажибаева.
-
Подумайте,
какие рисунки можно нарисовать к этому стихотворению. Передайте их словами.
-
Какие
стихотворения о птицах, домашних и диких животных вы знаете?
! ПРАВИЛО
Мягкий
знак – хитрый знак.
Не
назвать его никак.
Он
не произносится,
Но
вслово часто просится.
Разделительный
мягкий (ь) пишется в корне или перед окончанием слова между согласной и гласной
е,е,и,ю,я: бьет, шьет, воробьи, льют, семья.
Функции ъ и ь
знака.
-
В
разделительном значении используются для обозначения звука [й], например,подъезд
(под[йэ]ст),(ш[йу].
-
Ъ
и Ь употребляются перед буквами е, е, ю, я а ь еще и перед и.
-
После
приставок на согласные для изображения звука [й] перед буквами е,е,ю,я используется
разделительный Ъ.
-
Перед
теми же буквами, а также перед буквой и используется разделительный Ь.
Разделительный Ъ
пишется перед буквами е, е, ю, я:
1.
После
приставки, оканчивающейся на согласную букву, например: подъезд, съемка,
объявление.
2.
В иноязычных
словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную: ад-,об-,
суб-, интер-, контр-. Например: объект, субъект, адъютант.
3.
В сложных
словах. Например: трехъязычный, двухъярусный.
Разделительный Ь
пишется:
1.
Перед буквами е,
е, ю, я внутри слова не полсе приставки. Например: вьюга, серьезный,
соловьиный.
2.
В некоторых
иноязычных словах перед о, например: медальон, почтальон,
бульон.
4. Класс делится
на две команды: «Твердый знак», «Мягкий знак».
- «Полиглот».
1. Лъсе /съел/,
ятслиь /листья/, ддъеопз /подъезд/, отьалп /пальто/.
- Составьте
слова из слогов.
поль то, ки
конь, ги день, мо пись
-
Как превратить:
Сел
– в стихию? Сель
Галку -
в мелкие камешки? Гальку
Мел –в мелководное
место? Мель
-
Мы можем писать диктант на «4» и «5»!
Пять, съел, осень,
съела, варенье, отъехать, учитель, съехал, подъехал, деревья.
4.Закрепительные
упражнения.
упражнение 6
Соловей-соловья-соловьи
Муравей - муравья
– муравьи
Воробей – воробья
– воробьи
Лист – листья
Колос – колосья
Перо – перья
Собачий – собачье
– собачья
Заячий- заячье –
заячья
Медвежий –
медвежье – медвежья
Разбить – разобью
– разобьет
Налить – налью –
нальет
Зашить – зашью
–зашьет
упражнение 7
Спишите,
вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительные ъ и ь знаки.
Подъехал к
стройке
Кран подъемный.
Подъемный
кран –
Силач
огромный.
(Е.Благинина)
Вьюга
хлешет так и сяк,
Бьёт в
лице крупой сыпучей,
Очень жёсткой и
колючей,
Несмотря на
мягкий знак.
( Я.Аким)
упражнение 8
Подберите
однокоренные слова с ъ. Выделите корень и приставку.
ехать-объехать
езда - объездить
ясный –
объяснить есть - съесть
единый- объединить
упражнение 9
Измените слово по
образцу:
лить – льет,
льют пить – пьет, пьют
вить- вьет,
вьют шить – шьет, шьют
бить –бьет, бьют
Словарная работа:
ломаться
(ломается) подружиться (-жусь, -жишься)
сломаться
(сломается) подружиться
с новыми ребятами
Карандаш
сломался. быстро подружиться
Машина
сломалась. Они подружились давно.
Часы сломались.
Сухие ветки
сломались.
Не сломались бы
копытца!
Домашнее задание: упражнение
4, упражнение 5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.