Инфоурок Литература Рабочие программыТема урока: Разделительные Ъ и Ь.

Тема урока: Разделительные Ъ и Ь.

Скачать материал

                Тема урока: Разделительные Ъ и  Ь.

Цель урока:

1.     Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;

2.     Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;

3.     Привитие любви к животным, привитие самостоятельности;

Наглядности: схемы, плакаты,учебник

                                     Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/.

3.Новая тема.

  - Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки?

А рано утром натощак

Пошли мы к букве «твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак,

Ни мыгкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти,

И после размышления

В печать

Решили мы послать

Такое объявление:

«Пропала

Не собака,

А два

Печатных знака.

Найти их рядом мудрено.

Но, может быть, однако,

Словцо отыщется одно,

Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет

Мы через день прочли ответ

От школьника Петрова

Из города Тамбова.

Илья Петров ответил так:

«И твердый знак , и мягкий знак

Найдешь в одно мгновенье.

Ты их найдешь,

Когда прочтешь

Свое же объявленье!»

Мы объявленье перечли

И оба знака в нем нашли.

И написали мы в Тамбов:

«Благодарим, Илья Петров!»

                                        !   ПРАВИЛО

   В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно.

  Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е,е,я: подъезд, съемка, объявление.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 2

             ! СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, ДАННЫМИ В РАМКАХ.

ОБЪЯВЛЕНИЕ                    СЪЕСТЬ                           ОБЪЯСНИТЬ

ПОДЪЕЗД                            ПОДЪЕХАТЬ

упражнение 3

 Запишите слова с указанными приставками. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.

  Отъехать от дома, подъехать к школе, объехать машину, уехать в город, въехать в гараж.

Изъездить страну, съездить в район.

Ø Хорошо спрятанная котлета.  / устно/.

  Прочитайте рассказ Г.Остера. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.

Ø Развитие связной речи.  Серый козленок.

-         Прочитайте стихотворение А.Тажибаева.

-         Подумайте, какие рисунки можно нарисовать к этому стихотворению. Передайте их словами.

-         Какие стихотворения о птицах, домашних и диких животных вы знаете?

                                 ! ПРАВИЛО

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но вслово часто просится.

   Разделительный мягкий (ь) пишется в корне или перед окончанием слова между согласной и гласной е,е,и,ю,я: бьет, шьет, воробьи, льют, семья.

Функции ъ и ь знака.

-         В разделительном значении используются для обозначения звука [й], например,подъезд (под[йэ]ст),(ш[йу].

-         Ъ и Ь употребляются перед буквами е, е, ю, я а ь еще и перед и.

-         После приставок на согласные для изображения звука [й] перед буквами е,е,ю,я используется разделительный Ъ.

-         Перед теми же буквами, а также перед буквой и используется разделительный Ь.

Употребление Ъ

 Разделительный Ъ пишется перед буквами е, е, ю, я:

1.                После приставки, оканчивающейся на согласную букву, например: подъезд, съемка, объявление.

2.                В иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную: ад-,об-, суб-, интер-, контр-. Например: объект, субъект, адъютант.

3.                В сложных словах. Например: трехъязычный, двухъярусный.

 

Употребление Ь

Разделительный Ь пишется:

1.                Перед буквами е, е, ю, я внутри слова не полсе приставки. Например: вьюга, серьезный, соловьиный.

2.                В некоторых иноязычных словах перед о, например: медальон, почтальон, бульон.

4. Класс делится на две команды: «Твердый знак», «Мягкий знак».

- «Полиглот».

1. Лъсе /съел/, ятслиь /листья/, ддъеопз /подъезд/, отьалп /пальто/.

- Составьте слова из слогов.

  поль  то,  ки   конь,   ги   день,  мо пись

-         Как превратить:

Сел – в стихию?                           Сель

Галку  - в мелкие камешки?       Гальку

Мел –в мелководное место?     Мель

-         Мы можем писать диктант на «4» и «5»!

Пять, съел, осень, съела, варенье, отъехать, учитель, съехал, подъехал, деревья.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 6

  Соловей-соловья-соловьи

Муравей - муравья – муравьи

Воробей – воробья – воробьи

Лист – листья

Колос – колосья

Перо – перья

Собачий – собачье – собачья

Заячий- заячье – заячья

Медвежий – медвежье – медвежья

Разбить – разобью – разобьет

Налить – налью – нальет

Зашить – зашью –зашьет

упражнение 7

  Спишите,  вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительные ъ и ь знаки.

 Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный.                                                                    (Е.Благинина)

 

Вьюга  хлешет  так и  сяк,

Бьёт  в  лице  крупой  сыпучей,

Очень  жёсткой  и колючей,

Несмотря  на  мягкий  знак.

                                      ( Я.Аким)

 упражнение 8

Подберите однокоренные слова с ъ. Выделите корень и приставку.

ехать-объехать                               езда - объездить

ясный – объяснить                         есть - съесть

единый- объединить

 упражнение 9

 Измените слово по образцу:

лить – льет, льют                                 пить – пьет, пьют

вить- вьет, вьют                                   шить – шьет, шьют

бить –бьет, бьют

Словарная работа:

ломаться (ломается)                                         подружиться (-жусь, -жишься)

сломаться (сломается)                                     подружиться с новыми ребятами

Карандаш сломался.                                            быстро подружиться

Машина сломалась.                                             Они подружились давно.

Часы сломались.

Сухие ветки сломались.

Не сломались бы копытца!

 

 

Домашнее задание: упражнение 4, упражнение 5

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Разделительные Ъ и Ь."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:1.Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;2.Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;3.Привитие любви к животным, привитие самостоятельности;Наглядности: схемы, плакаты,учебник Ход урока:1. Организационный момент:2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/.3.Новая тема. - Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки?А рано утром натощакПошли мы к букве «твердый знак».Но не могли найти никакНи твердый знак,Ни мыгкий знак.Мы долго думали в пути,Где эти знаки нам найти,И после размышленияВ печатьРешили мы послать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 026 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.08.2020 292
    • DOCX 22 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевченко Наталья Владимировна
    Шевченко Наталья Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88333
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе