Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»
Цели:
1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём
главное
2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный
запас, расширять кругозор новыми сведениями
3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое
воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей
среде, научить бережному отношению к природе).
Тип:
урок-анализ художественного текста
Метод:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с
опережающими заданиями).
Приём:
слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с
жизнью, с казахской литературой
Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и
М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула
и проблематика по повести «Белый пароход»)
Ход урока:
І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся
на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.
ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного
текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть
произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.
ІІІ.
Опрос домашнего задания: 1
путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.
Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова
и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)
Моя родина – аил Шекер... С вершин Манасских гор, стекаясь капля к
капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она
Куркуреу...река, вскормившая всё в округе...
2 путь – использование эпиграфа.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:
Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» - «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали
понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою
ближнюю и дальнюю родню…
3 путь – высказывание своих мыслей, мнений:
Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?
Какой смысл таится здесь?
Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа»,
«Природа и цивилизация»…
«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии
повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая,
светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод:
Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к
нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос,
которого он ни разу не видел.
Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)
Разве мальчик не должен жить с родителями?
И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и
осмысление).
4 путь – краткие пересказы содержания повести
Фабула повести:
1.
Мальчик (с дедом и
бабушкой) в лесном кордоне.
2.
Первая радость – портфель
с автолавки. Разговор с Сейдахметом.
3.
Расторопный Момун. Роль
народной традиции в повести.
4.
Отношения деда и внука.
Взаимосвязь поколений.
5.
Белый пароход – мечта
мальчика.
Словарная работа:
Кордон-место
малолюдное
Расторопный-елпек, елгезек
Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела
ІҮ.Подробный анализ текста
Проблематика повести:
1.
Экологическая проблема.
Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.
2.
Философская проблема.
Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
3.
Нравственная проблема.
Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества
Ү. Выводы
и закрепление:
1.Поднимая
экологическую проблему, мы убеждаемся:
Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен
жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к
природе-матери.
2. Решая философскую проблему, мы говорим:
Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти
вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:
Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних –
любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное
времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших,
заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.
ҮІ. На дом: анализ повести, чтение других произведений писателя.
ҮІ.
Комментирование и выставление оценок учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.