ИДМ-6
Дата______________
Тема: Древняя
Бактрия
Цели урока:
Образовательные:
Рассказать учащимся о существовании в Средней Азии крупного государства с
развитым хозяйством и политическим устройством.
Развивающие:
Донести до учащихся сведения о влиянии на развитие Древней Бактрии древних
персов и саков и об образовании на стыке соседства оседлых и кочевых народов
нового государства.
Воспитательные:
Характеризуя государство саков, являющихся одними из прапредков казахского
народа, воспитывать учащихся в духе патриотизма.
Метод
проведения урока: Изложение и диалог (вопросы-ответы).
Тип урока: Комбинированный урок.
Наглядность
урока: Рисунки учебника, предметный атлас, настенная
карта
Ход урока.
1. Организационный
момент. Определить готовность учащихся к уроку, направить их интерес и внимание
к изучению новой темы.
2. Опрос
домашнего задания и оценка ответов учащихся.
1.
Союз персидских племён возглавили вожди
племени: ахемен
2.
Персидское царство образовалось в: VI в. до
н.э
3.
Основатель Персидского царства: Кир
4.
Персидское царство при царе Дарий I в конце VI
- начале V вв. до н.э.: было самым могущественным царством
5.
Могущественный правитель Дарий I разделил свою
державу на 20: сатрапий
6.
В Персидском царстве сатрап: наместник царя
7.
Основной валютой в международной торговле была
персидская золотая монета: дарик
8.
Первые в мире деньги из чистого золота
появились в: Персии во времена царя Дария
9.
Поднял восстание персов против мидийского царя
и, разгромив его, стал владыкой обширного государства: Кир
10.
Древнее произведение на языке фарси: «Авеста»
11.
Самое высокохудожественное произведение Древней
Персии: «Авеста»
12.
Религиозное учение, возникшее в Древней Персии:
учение Заратуштры
Опрос:
1.Что вы знаете об
Александре Македонском?
2. Как называли
Александра македонского в Средней Азии?
3.Кто такой
Спитамен?
4.Почему
А.Македонский был вынужден вернуться обратно?
5.В чем проявился
героизм борьбы народов Средней Азии за свою независимость?
3. Новая темы .
Время существования: Середина I тыс.
до н.э. в составе
Персидского царства (один из 12 сатрапий).
Древняя
Бактрия была известна многим народам благодаря богатым залежам лазурита.
Находясь во владении Персии, Бактрия сумела сохранить национальные особенности. В III в. до
н.э. страна
обрела независимость.
Географическое положение: Территория современного Таджикистана и Афганистана.
Природно-климатические условия: Климат сухой. Высокогорная страна в предгорьях –
скотоводство; лазурит – поделочный камень; в верхнем течении Амударьи, а также
на равнинах её притоков Сухандарьи, Кафирнига – сеяли зерновые культуры,
растили фруктовые сады.
Основные занятия: Земледелие (пшеница, ячмень); садоводство
(фруктовые сады); плодоводство (дыни, арбузы, зелень, виноград). Кочевое
скотоводство. Ремесленничество: строительное дело, ткачество, гончарное дело,
кузнечное дело, добыча поделочного камня (лазурит, Бадахшан), ювелирное
дело. Торговля. Военное дело (воины, боевые слоны, колесницы).
Столица – г. Бактра.
Правители, время правления: Цари Персии, царь Диодот, царь Евтидем – повелитель «тысячи
городов».
Основные задачи государства:
1.
Развитие основных видов хозяйственной деятельности.
2.
Борьба за независимость (Спитамен).
3.
Расширение государства.
Войны:
Стремясь
не допустить усиления Бактрии, правитель Сирийского государства на западе – АнтиохIII – решил захватить земли. Бактрия
доказала необходимость прийти к мирному соглашению.
Во II в. до н.э. сыновья Евтидема совершили военный поход в Индию и
расширили свою территорию в направлении на юг, но в это время их стали теснить
с севера кочевые племена.
Культура, религиозные представления: Исторические источники, где упоминается Бактрия:
«Авеста» (персид.) – «высокогорная страна», поэма «Шахнаме» - Фирдоуси
(персид.), Геродот, китайский путешественник Чжан Цзянь и в труде «Исторические
записки» Сыма Цяня.
Деньги
(1 талант – 26,2 кг. Серебра); Строительство городов («Страна тысяча городов»).
Города окружали высокие дувалы – укрепления. В городе Бактры имелся крупный
базар, куда приезжали купцы из Греции, Египта, Индии и Китая. Аулы (10-15
семей) Ювелирное искусство. Ткачество. Национальные особенности: длинные
рубашки, пояс, тюбетейка. Влияние персидской культуры.
4.Закрепление Работа с тестами
1. В «Авесте»
ее характеризуют как «высокогорную страну»
А) Урарту. В)Бактрию.
C) Элам. D) Парфию. E) Ассирию.
2. Редкий поделочный камень назывался:
A) Малахит B)
Лазурит C) Гранит. D)
Известняк E) Кремний.
3. Сатрапия в Персидском царстве- это:
A) Система правления. B) Название страны. С) Название провинции. D)
Воинское соединение. E) Город-государство.
4. Кого называли «повелителем тысячи городов»?
A) Царя Персии. B) Царя Вавилона. C) Царя Урарту. D) Царя Бактрии. E) Царя Парфии.
5. Правитель Бактрии, который выпустил свои деньги:
А)Антиох. В)Евтидем. С) Птолемей. D)Heapx. Е)
Диодот.
6. На территории современных Таджикистана и Афганистана
находилась: А) Бактрия В) Парфия С) Кушан D) Палестина Е) Ассирия.
7. Земли Бактрии стали самостоятельными: А) В V в. до н.э. В) В IV в. до н. э. С)
В III в. до
н.э. D) Во II в. до
н.э. Е) В I в. до
н.э.
8. Древняя Бактрия входила в состав: А) Ассирийской державы
В) Персидского государства С) ФиникииD) Египта Е) Римской империи
9. В каких источниках характеризуют Бактрию как
«высокогорную страну» А) В китайских В) В арабских С) В греческих D) В славянских Е) В персидских
10. Правитель, отстоявший независимость Бактрии в
борьбе с Сирийским государством: А)Антиох.В)Евтидем. С) Птолемей.
D)Heapx. Е) Диодот.
Б) Вставьте вместо пропусков.
Дворцы и дома строились из ________и __________. Город
________ был известен миру как столица Бактрийского государства. Здесь имелся
крупный _________. Сюда прибывали караваны со своим _________ со всех концов
страны. Купцы приезжали и из далёких стран: _________, _________, _________,
_________.
Ответ: камня и кирпича, Бактра,
базар, товаром, Греции, Египта, Индии и Китая.
В) Вписать недостающие буквы и слова в
предложенные тексты по теме «Древняя Бактрия»:
-
Стремясь не допустить усиления Бактрии, правитель сильного Сирийского
государства на западе __________решил захватить её земли.
- В
годы завоевания Бактрии П…..й л…..т стал распространяться во все страны Средней
Азии.
-
Национальные особенности бактрийцев : длинные р…..и, п..с, т…….а.
-
Сведения о Бактрии имеются в труде «И……….е з…..и».
5.Задание на
дом: параграф 11
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.