Тема Повторение « Грамматическая основа предложения»
Цели урока:
1. Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом
как главных членах предложения.
2. Обобщить материал по теме «Словосочетание».
3. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное"
предложение.
4. Научить детей различать двусоставные предложения от
односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями
речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.
5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ,
Учебник Русский язык 7 класс.
Ход урока:
l. Орг.
класса.
ll. Группа
учащихся индивидуально работает по карточкам:
lll. Кроссвордный диктант по теме
«Повторение».
1. К какой
группе славянских языков относится русский язык?
(Восточнославянской)
2. Раздел
русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.
(Синтаксис)
3. Раздел
науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.
(Пунктуация)
4. Наука о
звуках речи
(Фонетика)
5. Устойчивые
словосочетания
(Фразеология)
6. Наука,
изучающая богатый словарный запас, толкование слов.
(Лексика)
7. Слова,
близкие по
значению
(Синонимы)
8. Слова с
противоположным
значением
(Антонимы)
9. Слова,
использующиеся среди определенных народностей.
(Диалектные)
10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически,
интонационно составляют
что?
(Текст)
ІV . Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и обобщим все
знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по
структуре простого и сложного предложения.
Эти знания вам будут необходимы при
написании итоговой контрольной работы
за этот учебный год и при сдаче Государственной итоговой
аттестации.
V.
Синтаксическая пятиминутка.
*** У доски. Запись на
доске!
· Вставьте пропущенные орфограммы,
произведите синтаксический разбор предложения.
Прик..сновение к природ..
неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т мысли .
· Выписать
словосочетания:
на доске
(сущ. + сущ.) прикосновение к природе
(гл. + сущ. ) возбуждает
чувства
(гл. + нар. )
возбуждает неизбежно
- Что такое словосочетание?
( Словосочетание – это соединение двух и более
самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).
-
Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /
глагольные, именные, наречечные. /
-
Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
/сочинительная
и подчинительная/
- Какие способы подчинительной связи вы знаете?
/согласование, управление, примыкание/.
Vl. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
***
У доски .
(Учащиеся
выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)
1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л.
Романов).
2.На перевале караван
задержался.
3. Присаживаемся к костру.
4. Густой туман. Изморось.
5. Дождь гонит ветер с гор.
6. С утра морозит.
7.Полярники прислали в зоопарк двух
медведей.
8.К вечеру похолодало.
Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в
данных предложениях?
/Двусоставные
и односоставные/
Vll .
У доски.
Запись предложений под
диктовку учителя.
Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел
все сделать сам.
2. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.
3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.
5. Язык – душа нации.(А.Н.Толстой).
6. Читать – значит вырабатывать вкус,
постигая прекрасное.(К.Федин).
7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.
Что вы знаете о постановке тире между
подлежащим и сказуемым?
Vlll. После проведения синтаксического
разбора учитель делает важный вывод:
Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации,
по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или
осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая
основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие
его от любого другого сочетания слов.
1).
Чтение теоретического материала
2).
Письмо по памяти. (В) зарослях зеленых отзвенели трели,
И
березы тронуты желтой акварелью. (Н.Рыленков).
-
Какая картина возникает?
Поработайте
волшебниками и превратите задание в человека
Больница – больной
Художество
– художник
Живопись
- живописец
Школа – школьник
Дача – дачник
Удача - удачник
lX. Работа с учебником.
***
упр.4,5 - устно.
Дайте
толкование слов: комментировать,орфоэпия,морфология.
X . Проверка знаний,закрепление
изученного.
Мы в стране вопросов
1. Что называется
подлежащим?
2. Что
называется сказуемым?
3. Как
называется подлежащее и сказуемое?
( Главные члены предложения,грамматическая основа )
4.. Что такое предложение?
( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении
оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать)
слушающему или
читающему.
Предложение содержит высказывание о ком – то (о
чем-то).
5.
Чем предложения отличаются от словосочетаний?
- - А это значит, что тема урока вами усвоена.
(Сообщение оценок за урок.)
- Xl . Домашнее задание: закончить работу по
карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4
предложения, разобрать.Повторить.
Xll. Итог урока.
Урок окончен. Спасибо.
·
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.