Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад № 80» г. Чебоксары
Семинар-практикум
для педагогов
Тема: «Шаги навстречу.
Эмоциональное благополучие детей в период адаптации»
Подговила:
Педагог-психолог
Кириллова П.В.
Чебоксары
2016
Цель —
расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2—3
лет в период адаптации.
Материалы:
·
5—6
теннисных мячиков для каждого участника.
Корзина.
·
метафорические
карты
·
мяч
·
игрушки
из киндер
сюрприза
·
музыка
медленная.
·
Видеосюжет
«Игры с детьми в период адаптации».
Ход
семинара-практикума.
Ведущий
семинара: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас
всех сегодня видеть. Надеюсь, что время, проведенное вами, будет интересным и
полезным. Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало
учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период
адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой,
приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих
людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда
жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут,
цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по
режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика
новенького.
Адаптационный период — серьезное испытание
для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают
эмоциональное состояние детей. Между тем период адаптации настолько серьезен
в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых.
Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов и психологов ДОУ.
Именно, поэтому тема сегодняшней
встречи «Эмоциональное благополучие детей в период адаптации». Сегодня
мы с вами попробуем расширить и структурировать наши знания о работе с детьми
раннего возраста.
Предлагаю для этого
выполнить первый блок упражнений, которые помогут нам получше узнать друг
друга и настроиться на дальнейшую работу. Поскольку сегодня мы поговорим о
раннем детстве, попробуем вспомнить самих себя в этот период.
Для этого я предлагаю
познакомиться с таким инструментом психолога как метафорические карты. Чем они
отличаются от игральных и гадальных карт? В отличии от гадальных карт
метафорические карты не дают однозначного ответа, что будет с вопрошающим. Они
помогают человеку работать с собой.
1.
Упражнение:
« Погружение в детство».
Материалы:
колода метафорических карт «Диксит».
Ведущий семинара: Выберите
1 карточку, которая вызывает у вас ассоциации с вашим детством, вызывает
эмоциональный отклик в вашей душе. Какие чувства вызывают у вас возникают,
когда смотрите на эту карточку? Почему вы выбрали ее, а не другие карты?
·
Если
на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни
мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек
– ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас
донести? Какова её точка зрения на проблему?
·
Если
на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто
остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие
событий?
·
Если
на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим
этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт?
Что происходит за границами видимого на картинке?
·
Если
на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли
их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких
вещей?
·
Для
чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой
урок вам следует извлечь?
2. Упражнение
«Представьте себя ребенком».
Материалы:
листа альбомные, ручка.
Ведущий семинара: В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом
тех суждений, которые слышали детьми. Основа нашего жизненного сценария – то,
как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и составьте на левой
его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя,
родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам
говорили о вас родные и учителя.
Обсуждение:
·
Какой из этих списков длиннее?
·
Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?
3.Упражнение
«Игрушка из детства».
Материалы: игрушки
(киндер-сюрприз).
Ведущий
семинара: Сегодня на нашу встречу я принесла «Мешочек детства». Ведущий
высыпает из мешка различные игрушки. Пусть каждый из вас возьмет ту игрушку,
которая понравилась вам больше всего, и расскажет о самом радостном дне своего
детства.
4. Упражнение
«Я иду в детский сад».
Материалы:
медленная музыка
Ведущий
семинара: Теперь
закройте глаза. Попробуйте представить, как мама ведет вас первый раз
в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых
мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит
девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь,
чтобы взять маму за руку... А мамы нет...
Обсуждение:
·
Что
вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
5. Упражнение «Теннисные
мячики».
Материалы:
теннисные мячики. Корзина.
Ведущий
семинара: Перейдем
к выполнению следующего упражнения. Посмотрите на шарики в моей
корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский
сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю
вам такие трудности:
—
ощущение
одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и
«неизвестно, заберут ли меня домой»;
—
незнакомая
обстановка;
—
незнакомые
взрослые, мальчики и девочки;
—
недостаточно
развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют
или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
—
новый
режим дня.
Обсуждение:
·
Удобно
ли вам держать в руках столько шариков?
·
Что
вы чувствуете, если они падают?
·
Что
вам хочется сделать?
6.
Упражнение «Игры с детьми в адаптационный период».
Ведущий
семинара: Теперь поговорим о
создании эмоционального благополучия в период адаптации для детей нашего
детского сада. Для этого предлагаю выполнить следующее упражнение. Пусть
каждый из вас возьмет в руку мяч и назовет ту игру, которую он использует для
создания теплой атмосферы в группе.
(Ответы участников.) А теперь пусть каждый из вас назовет тот
прием, метод, который на ваш взгляд помогает облегчить период адаптации.
7.
Просмотр
видеосюжета «Игры с детьми в период адаптации». Материалы:
видеосюжет.
Ведущий семинара: Предлагаю посмотреть видеосюжет о том,
какие игры можно использовать с детьми в период адаптации.
8.Ритуал завершения «Спасибо за
общение». Ведущий семинара: Благодарю вас за внимание. Наш семинар
подходит к концу. Предлагаю завершить наш семинар необычным способом. Пусть
сейчас один из вас подойдет к любому из остальных, пожмет ему руку со словами: «Спасибо тебе
за сегодняшнее общение» и остается с ним держаться за руку. Затем второй
участник вместе с первым (за руку) подойдет к любому из остальных и тоже пожмет
руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся
«связанными» рукопожатиями. Спасибо вам за вашу работу уважаемые коллеги. Вместе мы
преодолеем любые сложности и решим любые задачи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.