Инфоурок Литература КонспектыТема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок по литературе в 5.docx

 

                  Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Цель: продолжить работу над анализом басни как жанра; показать, что литература есть отражение жизни народа; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к его  произведениям, листы оценивания выразительного чтения (на каждого  учащегося).

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

1.  Проверка домашнего задания

1.  Презентация иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Каждый из учащихся комментирует  свою иллюстрацию и наизусть зачитывает мораль этой басни.

2.  Выразительное чтение басни «Свинья под дубом».  (читают подготовленные учащиеся)

 

 

2.  Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

 

- 1812год. Что вы знаете об этой дате?

- Кто такой Наполеон?

- Что такое  эзопов язык?

- Как вы считаете, как дата 1812 года и понятие из предыдущего вопроса будут связаны с сегодняшним уроком?

 

3.  Постановка цели и задач урока

4.  Работа над темой урока

1)  Выразительное чтение басни учителем

2)  Беседа о прочитанном

а)словарная работа

-Что такое псарня, овчарня?

- Кто такой забияка, ловчий?

2.Беседа

- Назовите героев данной басни.

- О какой волчьей натуре идет речь? Почему волка не любят?

- Как волк хотел избежать наказания?

- Какие черты характера он проявил?

- Определить. В чём проявилась аллегория в данной басне?

 

3.   Историческая справка

Практически в каждой басне И.А. Крылова изначально заложен определённый смысл, отражающий действительность, в которой жил баснописец. В большинстве случаев злободневность крыловских басен остаётся для нас неизвестной. «Крылов, - как пишет один из критиков, - никогда и никому не рассказывал, по какому случаю написана им какая басня, но когда близкий и приятный ему человек сообщал ему свою догадку, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже и не догадывались, читая её первый раз.

       В басне отражены события 1812 года, когда французский император Наполеон напал на Россию.

Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов смог разработать план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил М, Кутузов, а Наполеона вместе с его  войском с позором погнали из страны. Победа русских в Отечественной войне была неоспорима.

         Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия.

4.   Запись темы урока

- Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

5. Повторное выразительное чтение басни в ролях подготовленными учащимися. Заполнение листов оценивания выразительного чтения.

 

5.   Анализ басни с учётом полученных сведений

-  Какая часть речи в басне преобладает? (глагол)

- О чём это говорит? (о динамичности событий)

-  Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года7

- В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов?

- Как автор описывает волка? Зачитать.

- Какие синонимы автор подбирает к слову волк? (забияка, вор)

- Как автор относится к своим героям? Доказать  цитатами  из басни.

- Как вы считаете, с какой целью была написана басня?

 

5.Рефлексия

- Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством  И.А. Крылова?

- Какая басня вам особенно понравилась и почему?

- Какие афоризмы вы запомнили и что они выражают?

 Что на вас произвело самое яркое впечатление?

-Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?

 

6.Домашнее задание

Прочитать сказку «Спящая царевна».

 

 

6.   «На закуску»

Исторический анекдот об И.А. Крылове.

 

По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры:

- Туча идёт!

Крылов обернулся и сказал:

- И…  лягушки заквакали!

 

-  О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история?

 - Каким для вас запомнился великий баснописец?

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Патриотическая позиция И.pptx

Скачать материал "Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне»."

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 18...

    1 слайд

    Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне»

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Цель урока: показать, что литература есть отражение жизни народа; продолжить...

    2 слайд

    Цель урока: показать, что литература есть отражение жизни народа; продолжить работу над анализом басни как жанра; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма.
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации, листы оценивания  Тип урока:...

    3 слайд

    Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации, листы оценивания
    Тип урока: комбинированный
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Ход урока1. Опрос по домашнему заданию.1)Презентация иллюстраций к басням и...

    4 слайд

    Ход урока
    1. Опрос по домашнему заданию.
    1)Презентация иллюстраций к басням и комментарий к ним.
    Каждый ученик кратко рассказывает о том, что он изобразил на своём рисунке и какова мораль басни.
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовал
Савельев
Данил.


Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!Потапо...

    5 слайд


    Рисовал
    Савельев
    Данил.


    Ты всё пела? это дело:
    Так поди же, попляши!
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовал 
      	 Теплых  Данил	


Когда  в товарищрх  сргласья н...

    6 слайд


    Рисовал
    Теплых Данил


    Когда в товарищрх сргласья нет, на лад их дело не пойдёт.

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовал 
Юдаков  Артём 



Уж сколько раз 
твердили миру,  что лесть гнусна,...

    7 слайд

    Рисовал
    Юдаков Артём



    Уж сколько раз
    твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
    и в сердце льстец всегда
    отыщет уголок.
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовал 
Васильев  Степан




 У сильного всегда бессильный виноват.Потапова...

    8 слайд


    Рисовал
    Васильев Степан




    У сильного всегда бессильный виноват.
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовала 
Ниведомских 
Ангелина



Хоть видит око, 
Да зуб неймёт.




Потап...

    9 слайд


    Рисовала
    Ниведомских
    Ангелина



    Хоть видит око,
    Да зуб неймёт.





    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Рисовал
Мурашов Евгений



Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье...

    10 слайд



    Рисовал
    Мурашов Евгений



    Невежда также в ослепленье
    Бранит науки и ученье
    И все учёные труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 2) Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (инсценировка) Потапова Г....

    11 слайд

    2) Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (инсценировка)

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • Вопрос классу:  что в басне аллегоричного, иносказательного, а что могло про...

    12 слайд

    Вопрос классу: что в басне аллегоричного, иносказательного, а что могло произойти в жизни
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. - 1812 год....

    13 слайд

    2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
    - 1812 год. Что вы знаете об этой дате?
    - Кто такой Наполеон? А Кутузов?
    - Что такое эзопов язык? А кто такой Эзоп
    -
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 3. Постановка цели  и задач урока.4. Работа над темой урока.1. Выразительно...

    14 слайд

    3. Постановка цели и задач урока.
    4. Работа над темой урока.
    1. Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем.
    2.Беседа о прочитанном.
    Словарная работа
    - Что такое псарня, овчарня?
    - Кто такой забияка, ловчий?
    - Какие ещё слова вам непонятны?


    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 2) Беседа- Назовите героев данной басни - О какой волчьей натуре идёт речь?...

    15 слайд

    2) Беседа
    - Назовите героев данной басни
    - О какой волчьей натуре идёт речь? Почему волка не любят?
    - Как волк хотел избежать наказания?
    Какие черты характера он проявил?
    - Что означают слова ловчего «Ты сер, а я, приятель, сед»?
    - В чём проявилось иносказание в данной басне?

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 3. Историческая справка(сообщение подготовленного ученика)«Крылов никогда н...

    16 слайд

    3. Историческая справка
    (сообщение подготовленного ученика)
    «Крылов никогда никому не рассказывал, по какому случаю им написана какая басня, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже не догадывались, читая её первый раз.
    В басне отражены события 1812 года, когда французский император напал на Россию. Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов разработал план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире.
    Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года.
    И теперь уже условия ставил Кутузов, а Наполеона с его войсками с позором прогнали из страны.
    Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия.

  • «… и поднялась дубина народной войны…»Л.Н. ТолстойПотапова Г. И. учитель р...

    17 слайд

    «… и поднялась дубина народной войны…»

    Л.Н. Толстой

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы
    Бегство французов из России

  • -Что изображено на картине художника - Какими мы видим завоевателей? Расска...

    18 слайд

    -Что изображено на картине художника

    - Какими мы видим завоевателей? Расскажите о них подробнее.
    - Запишите в раздел «Картинная галерея» художника картины и её название.
    ?
    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 4. Запись темы урока - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриот...

    19 слайд


    4. Запись темы урока
    - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?
    Слово патриотизм записать в тетрадь.


    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 5. Анализ басни с учётом полученных сведений.Действие в басне развивается бы...

    20 слайд

    5. Анализ басни с учётом полученных сведений.
    Действие в басне развивается быстро, динамично.
    - Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года?
    - В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов?
    - Как автор описывает волка? Зачитайте.
    - Какие синонимы подбирает Крылов к слову волк? Как он его называет? (вор, забияка)
    - Какова портретная особенность ловчего? (седой)
    - Как вы считаете, с какой целью была написана эта басня?



  • 6. Повторное выразительное чтение басни (по ролям) Потапова Г. И. учитель рус...

    21 слайд

    6. Повторное выразительное чтение басни (по ролям)

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 7. Рефлексия - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Кр...

    22 слайд

    7. Рефлексия
    - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова?
    - Какая басня вам особенно понравилась?
    - Какие афоризмы вы запомнили? Что они выражают?
    - Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 8. Домашнее задание: Выучить наизусть одну из басен «Свинья под дубом» или «...

    23 слайд

    8. Домашнее задание:
    Выучить наизусть одну из басен «Свинья под дубом» или «Волк на псарне».

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

  • 9. «На закуску»Послушайте исторический анекдот об И.А. . Крылове.По улице...

    24 слайд

    9. «На закуску»
    Послушайте исторический анекдот об И.А. .
    Крылове.
    По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры:
    - Туча идёт!
    Крылов обернулся и сказал:
    - И… лягушки заквакали!
    О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история?

    Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по литературе в 5-м классе.Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».Цель: продолжить работу над анализом басни как жанра; показать, что литература есть отражение жизни народа; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к его произведениям, листы оценивания выразительного чтения (на каждого учащегося).Тип урока: комбинированный.Ход урока 1.Проверка домашнего задания 1.Презентация иллюстраций к басням И.А. Крылова. Каждый из учащихся комментирует свою иллюстрацию и наизусть зачитывает мораль этой басни. 2.Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (читают подготовленные учащиеся) 2.Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. - 1812год. Что вы знаете об этой дате? - Кто такой Наполеон? - Что такое эзопов язык? - Как вы считаете, как дата 1812 года и понятие из предыдущего вопроса будут связаны с сегодняшним уроком? 3.Постановка цели и задач урока 4.Работа над темой урока 1)Выразительное чтение басни учителем 2)Беседа о прочитанном а)словарная работа -Что такое псарня, овчарня? - Кто такой забияка, ловчий?2.Беседа- Назовите героев данной басни.- О какой волчьей натуре идет речь? Почему волка не любят?- Как волк хотел избежать наказания?- Какие черты характера он проявил?- Определить. В чём проявилась аллегория в данной басне? 3.Историческая справка Практически в каждой басне И.А. Крылова изначально заложен определённый смысл, отражающий действительность, в которой жил баснописец. В большинстве случаев злободневность крыловских басен остаётся для нас неизвестной. «Крылов, - как пишет один из критиков, - никогда и никому не рассказывал, по какому случаю написана им какая басня, но когда близкий и приятный ему человек сообщал ему свою догадку, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже и не догадывались, читая её первый раз. В басне отражены события 1812 года, когда французский император Наполеон напал на Россию. Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов смог разработать план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил М, Кутузов, а Наполеона вместе с его войском с позором погнали из страны. Победа русских в Отечественной войне была неоспорима. Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия. 4.Запись темы урока - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом? 5. Повторное выразительное чтение басни в ролях подготовленными учащимися. Заполнение листов оценивания выразительного чтения. 5.Анализ басни с учётом полученных сведений - Какая часть речи в басне преобладает? (глагол) - О чём это говорит? (о динамичности событий) - Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года7 - В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов? - Как автор описывает волка? Зачитать. - Какие синонимы автор подбирает к слову волк? (забияка, вор) - Как автор относится к своим героям? Доказать цитатами из басни. - Как вы считаете, с какой целью была написана басня? 5.Рефлексия - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова? - Какая басня вам особенно понравилась и почему? - Какие афоризмы вы запомнили и что они выражают? Что на вас произвело самое яркое впечатление? -Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним? 6.Домашнее задание Прочитать сказку «Спящая царевна». 6.«На закуску» Исторический анекдот об И.А. Крылове. По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры: - Туча идёт! Крылов обернулся и сказал: - И… лягушки заквакали! - О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история? - Каким для вас запомнился великий баснописец?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 207 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.02.2020 557
    • RAR 4.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чиркова Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чиркова Татьяна Сергеевна
    Чиркова Татьяна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73817
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек