Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Тема: Категория падежа имён существительных

Тема: Категория падежа имён существительных

Класс: 5 Д

Тема: Категория падежа имён существительных

Цель:  1) актуализировать знания об  имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить орфографию имен существительных; 4) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении.

Ход урока

1. Оргмомент Урок-соревнование. Деление на команды. 2. Выполнение заданий

3. Переход к новой теме (проблемная ситуация)

 Конкурс № 1 Определить части речи.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало покрывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс №3. Слово - змейка".

За 1 - 2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого: адрес - салют - тетради и т. д.

 Конкурс № 2. " Наборщики". Даётся слово, задача играющих составить из имеющихся букв наибольшее количество слов( им. сущ в имен. падеже). Например: активность (акт, кисть, кость, кит, кот кино).

Конкурс № 3. "Собери слова". Дети должны из слов составить новые слова.

 Конкурс № 4. Крылатые выражения. Раскрыть смысл выражений:

Рукой подать (Близко). Через час по чайной ложке. ( Медленно)

Во весь дух. ( Быстро) Прикусить язык ( Замолчать).

Конкурс № 5. " Предмет - признак". Записать однокоренное прилагательное от существительного.

Река - …. Радость - ….

вкус - …. рука - …. .

грусть - … ужас - …

звук - …  удача - …

Конкурс № 6. "Переставь буквы". Образовать новые, переставляя буквы (не изменяя их количество).

Ложа - (жало)  трепак - ( паркет)

Вобла - ( обвал) пион - ( пони)

Числа - (силач)  планка - ( клапан)

Конус - ( сукно) шпала - ( лапша)

 7. Игра «Кто лучше знает падежи?» (Заранее на перемене, учащимся без предупреждения раздают яркие, цветные карточки с названием падежа. Учитель читает словосочетания, встаёт тот «ПАДЕЖ», чья карточка совпадает)

  1. Сорвать с ветки -  РОДИТЕЛЬНЫЙ

  2. Улетела злая вьюга – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

  3. Побежали за другом - ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

  4. Рассказать о доме - ПРЕДЛОЖНЫЙ

  5. Вижу портрет ВИНИТЕЛЬНЫЙ

  6. Маше повезло ДАТЕЛЬНЫЙ

- Какие стихотворения, помогающие запомнить падежи, вам известны?

Синтаксическая роль существительного в предложении; РАБОТА НА КАРТОЧКАХ ПО ГРУППАМ–на столах розданы карточки с порядковыми номерами, номер группы совпадает с цифрой на карточке – 1,2,3,4

Задание. Найдите все имена существительные, определите, КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

1.      Чистый источник вытекал из расщелины горы (1 группа).

2.      Учёные открыли новые источники минеральной воды(2 группа).

3.      Стремительные потоки воды неслись по улицам(3группа).

4.      Книга – источник знаний(4группа).

- Каждая группа выписывает предложение и определяет, каким членом предложения является имя существительное. Взаимопроверка. Итак, мы пришли к выводу:  в предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Но мы знаем еще о том, что оно может быть и сказуемым.

Итог




  • Другое
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 173
Номер материала MA-073647

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»