Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Тема исследование: «Применение деловой игры, при обучении 9-го класса на уроках математики».

Тема исследование: «Применение деловой игры, при обучении 9-го класса на уроках математики».

Статья

МБОУ «Хаяхсытская СОШ имени А.П.Илларионова»

Учитель математики Андреева Мотрена Петровна


Тема исследование: «Применение деловой игры, при обучении 9-го класса на уроках математики».

Как то великий ученый Блез Паскаль сказал: «Предмет «математика» настолько серьёзный, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным».

Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Этой проблеме уделяли внимание исследователи как Г.И.Щукина, Е.А.Дышинский, В.Я.Платов, и м.др.



Объект исследования: Процесс обучения математике в 9 классе.

Предмет исследования: Деловая игра как одна из форм проведения уроков математики в 9 классе.

Цель исследования: Разработка плана уроков в форме деловых игр, для развития познавательного интереса учащихся к предмету «математика».

Гипотеза: Проведение уроков в форме деловых игр на уроках математики будет способствовать повышению познавательного интереса к математике

Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по развитию познавательного интереса.

2. Выявить средства и пути развития познавательного интереса.

3. Разработать планы уроков в форме деловых игр.

4. Провести экспериментальное исследование.

Преимущества деловых игр:

  • Цели игры в большой степени согласуются с практическими потребностями обучающихся.

  • Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

  • Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

  • В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

  • Данный метод провоцирует включение рефлектированных процессов, предоставляется возможность интерпретации, осмысления полученных результатов

С большой пользой могут быть использованы деловые игры, содержащие элементы соревнования. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличительными свойствами деловых игр являются:

  • моделирование приближенные к реальной жизненной ситуации;

  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

  • наличие конфликтных ситуаций;

  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

  • контроль игрового времени;

  • элементы состязательности;

  • правила, системы оценок хода и результатов игры.

Организационные формы игровой деятельности:

  • Индивидуальную;

  • Одиночную;

  • Парную;

  • Групповую;

  • Коллективную;

  • Массивную форму игры.


Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:

  • обоснование требований к проведению игры;

  • составление плана ее разработки;

  • написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

  • подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

  • уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

  • разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Нами были разработаны планы уроков в форме деловых игр по темам: алгебры и геометрии 9 класса:

  1. «Строитель» - «Площади многоугольников»

  2. «Лабиринт» - «Арифметическая прогрессия»

  3. «Банкиры» - «Действия над натуральными числами, проценты»

  4. «Корпоративная вечеринка» - «Проценты»

  5. «The firm» - «Квадратичная функция, вектора»

  6. «Конструктор» - «Квадратичная трех»

  7. «Конкурс архитекторов» - «Графический способ решения систем уравнений»

  8. «Уравнения в моей профессии» - «Уравнения с одной переменной».



После проведение уроков беседа с учителем и учениками выявлено следующее:

  • наблюдается организованная работа в группах

  • выявляются лидеры в процессе выполнения заданий

  • форма урока вызывает интерес у учащихся

  • происходит осмысление и закрепление знаний учащимися

экспериментальной базой исследования является МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова Чурапчинского улуса.

На констатирующем этапе исследования в результате наблюдения за учащимися выявлено по методике И.М.Симоновой что познавательный интерес экспериментального класса составляет:



  1. Пассив: 8

  2. Средний пассив: 6

  3. Актив: 7







На основе теоремы И.М. Смирновой «Об изменении интереса», составленной формулой, проведен анализ эксперимента.

U =

Для подсчета интереса по этой формуле достаточно определить три числа:

- число пассивных учеников.

- число активных учеников.

количества учеников в классе.



После формирующего этапа исследование по той же методике познавательный интерес класса составляет

  1. Пассив: 3

  2. Средний пассив: 6

  3. Актив: 12





На основе теоремы И.М. Смирновой «Об изменении интереса», составленной формулой, проведен анализ эксперимента.

U =

Для подсчета интереса по этой формуле достаточно определить три числа:

- число пассивных учеников.

- число активных учеников.

количества учеников в классе.









Таким образом сравнительный анализ результатом показал что позновательный интерес повыселся на 0,25



Проведение уроков в форме деловых игр вызывает интерес у учащихся, повышается эффективность обучения.

Таким образом, проведение уроков в форме деловых игр является целесообразным и имеет место быть и сегодня.

  • Другое
Скачать материал
Автор Андреева Мотрена Петровна
Дата добавления 14.05.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 31
Номер материала MA-086177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы