Статья
МБОУ «Хаяхсытская СОШ имени
А.П.Илларионова»
Учитель математики Андреева Мотрена
Петровна
Тема исследование:
«Применение деловой игры, при обучении 9-го класса на уроках математики».
Как то
великий ученый Блез Паскаль сказал: «Предмет «математика» настолько серьёзный,
что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным».
Поэтому
одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается
проблема воспитания интереса к учению.
Надо позаботиться
о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и
использовать это как отправную точку для возникновения и развития
любознательности, познавательного интереса.
В процессе
игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям.
Этой
проблеме уделяли внимание исследователи как Г.И.Щукина, Е.А.Дышинский,
В.Я.Платов, и м.др.
Объект
исследования: Процесс обучения математике в 9 классе.
Предмет
исследования: Деловая игра как одна из форм проведения
уроков математики в 9 классе.
Цель
исследования: Разработка плана уроков в форме деловых
игр, для развития познавательного интереса учащихся к предмету «математика».
Гипотеза:
Проведение уроков в форме деловых игр на уроках математики будет способствовать
повышению познавательного интереса к математике
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по
развитию познавательного интереса.
2.
Выявить средства и пути развития познавательного интереса.
3.
Разработать планы уроков в форме деловых игр.
4.
Провести экспериментальное исследование.
Преимущества
деловых игр:
•
Цели игры в большой степени согласуются с
практическими потребностями обучающихся.
•
Игровая форма соответствует логике
деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к
профессиональному общению.
•
Игровой компонент способствует большей вовлеченности
обучаемых.
•
В игре формируются установки
профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется
самооценка.
•
Данный метод провоцирует включение
рефлектированных процессов, предоставляется возможность интерпретации, осмысления
полученных результатов
С большой пользой могут
быть использованы деловые игры, содержащие элементы соревнования. В деловых
играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в
рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы
и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на
производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и
комплексные.
Отличительными свойствами деловых игр
являются:
·
моделирование приближенные к реальной
жизненной ситуации;
·
поэтапное развитие игры, в результате чего
выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
·
наличие конфликтных ситуаций;
·
обязательная совместная деятельность
участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
·
использование описания объекта игрового
имитационного моделирования;
·
контроль игрового времени;
·
элементы состязательности;
·
правила, системы оценок хода и результатов
игры.
Организационные
формы игровой деятельности:
• Индивидуальную;
• Одиночную;
• Парную;
• Групповую;
• Коллективную;
• Массивную
форму игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие
этапы:
·
обоснование требований к проведению игры;
·
составление плана ее разработки;
·
написание сценария, включая правила и
рекомендации по организации игры;
·
подбор необходимой информации, средств
обучения, создающих игровую обстановку;
·
уточнение целей проведения игры,
составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный
подбор и оформление дидактических материалов;
·
разработка способов оценки результатов
игры в целом и ее участников в отдельности.
Нами
были разработаны планы уроков в форме деловых игр по темам: алгебры и геометрии
9 класса:
- «Строитель»
- «Площади многоугольников»
- «Лабиринт»
- «Арифметическая прогрессия»
- «Банкиры»
- «Действия над натуральными числами, проценты»
- «Корпоративная
вечеринка» - «Проценты»
- «The
firm»
- «Квадратичная функция, вектора»
- «Конструктор»
- «Квадратичная трех»
- «Конкурс
архитекторов» - «Графический способ решения систем уравнений»
- «Уравнения
в моей профессии» - «Уравнения с одной переменной».
После проведение
уроков беседа с учителем и учениками выявлено следующее:
·
наблюдается организованная работа в
группах
·
выявляются лидеры в процессе выполнения
заданий
·
форма урока вызывает интерес у учащихся
·
происходит осмысление и закрепление знаний
учащимися
экспериментальной
базой исследования является МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная
школа имени С.А.Новгородова Чурапчинского улуса.
На
констатирующем этапе исследования в результате наблюдения за учащимися выявлено
по методике И.М.Симоновой что познавательный интерес экспериментального класса
составляет:
1. Пассив:
8
2. Средний
пассив: 6
3. Актив:
7
На основе теоремы И.М. Смирновой «Об изменении интереса», составленной
формулой, проведен анализ эксперимента.
U =
Для подсчета интереса по
этой формуле достаточно определить три числа:
- число
пассивных учеников.
- число
активных учеников.
– количества
учеников в классе.
После формирующего этапа исследование по той же методике
познавательный интерес класса составляет
1. Пассив:
3
2. Средний
пассив: 6
3. Актив:
12
На основе теоремы И.М. Смирновой «Об изменении интереса», составленной
формулой, проведен анализ эксперимента.
U =
Для подсчета интереса по
этой формуле достаточно определить три числа:
- число
пассивных учеников.
- число
активных учеников.
– количества
учеников в классе.
Таким образом сравнительный анализ результатом показал что
позновательный интерес повыселся на 0,25
Интерес
|
До эксперимента
|
После
эксперимента
|
0,47
|
0,72
|
Проведение уроков в форме деловых игр вызывает интерес у учащихся,
повышается эффективность обучения.
Таким
образом, проведение уроков в форме деловых игр является целесообразным и имеет
место быть и сегодня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.