Валентин
Савич Пикуль (1928–1990) – российский писатель.
ТЕКСТ
5
(1) Не один год восемнадцатого
столетия тянулась война с персами, и в этих-то войнах и прославил себя Петр
Степанович Котляревский...
(2) Впервые был ранен в чине
штабс-капитанском при штурме Ганджи; тогда ему было двадцать лет, но слава еще
не пришла к нему. (3)
Она коснулась его в ранге уже майорском. (4)
Многотысячная армия персов, во главе с Аббас-мирзою, ринулась в пределы
Карабаха. (5)
Котляревский вел батальон егерей, когда Аббас-мирза насел на него всей армией.
(6) Герои
заняли горушку кладбища, укрываясь за плитами мусульманских могил. (7) Вспыхнула битва – непохожая на
все: батальон против целой армии! (8)
К утру не стало половины солдат, сам Котляревский был ранен, и Аббас замкнул их
в жестокой осаде.
(9) – Подождем, – сказал принц, – пока
они сами не сдохнут...
(10) 150 человек стояли против 40 000
персов. (11)
Легендарно!
(12) Ночью Котляревский отдал приказ:
(13) – Ребята! (14) Землю над могилами павших
сровняйте, чтобы враг не надругался над товарищами нашими. (15) Колеса пушечные обмотайте
шинелями. (16)
Поход будет страшен и... поцелуемся!
(17) Легенда продолжалась: бесшумные,
как барсы, егеря из кольца осады устремились в сторону Шах-Булахского замка. (18) Котляревский решил взять эту
крепость, чтобы засесть в ней, иначе в голом поле их перебьют. (19) Они уже подходили к замку, когда
Аббас-мирза поднял свою армию по тревоге – в погоню.
(20) – Пушки вперед! – призвал
Котляревский к штурму.
(21) Шарахнули ядрами по воротам замка,
и они сорвались с петель. (22)
Выбили оттуда гарнизон и сами там сели. (23)
Закрылись. (24)
Двух лошадей егеря съели в осаде, потом рвали на дворе сухую траву...
(25) Аббас-мирза прислал к
Котляревскому парламентера:
(26) – О львы, кормящиеся травой! (27) Наш принц Аббас предлагает вам
всем высокое положение и богатство на службе персидской. (28) Сдавайтесь, и обещание это да
будет свято именем светлейшего шаха.
(29) – Четыре дня, – отвечал
Котляревский, – и дадим ответ...
(30) Стихли выстрелы. (31) А невдалеке, средь неприступных
гор, стояла еще одна крепость – Мухрат. (32)
Вот если бы проскочить туда! (33)
Срок перемирия подходил к концу, Котляревский поднялся на башню.
(34) – Мы согласны сдаться! – прокричал
он. (35)
– Но завтра утром!
(36) Всю ночь в лагере Аббас-мирзы шло
ликование. (37)
Котляревский слово сдержал: утром
персы
вошли в крепость, но она была уже пуста – русские тихо ушли. (38) Аббас-мирза настиг их в пяти
верстах от Мухрата. (39)
На горных тропах началась жестокая битва. (40)
Персы скопом лезли на пушки, егеря пушек им не отдавали. (41) Батальон шел к замку «на пробой»! (42) И вдруг... ров, дальше не
пройти. (43)
Тогда егеря стали ложиться в ров, умащивая его своими телами. (44) «Идите!» – кричали они. (45) И по живым телам прошел батальон и
протащил даже пушки. (46)
Лишь двое встали изо рва. (47)
Затворясь в Мухрате, еще восемь суток держались они в осаде, пока из Тифлиса не
подошла подмога. (48)
Знамена кавказских полков, овеянные славой, склонились до земли перед таким
героизмом...
(49) – В чем секрет ваших побед? –
спрашивали Котляревского.
(50) – Обдумываю холодно, а действую горячо...
(B.C. Пикуль)
1. Какая мысль не
соответствует содержанию текста?
1) Аббас-мирза был восхищен мужеством
русских солдат.
2) Русские егеря сражались до
последнего защитника, но так и не сдали Шах-Булахскую крепость.
3) Петр Степанович Котляревский
обладал замечательным даром военачальника.
4) Петр Степанович Котляревский
прославился в войнах с персами.
2. Какое из перечисленных утверждений является
ошибочным?
1) В предложениях 4–8 перечисляются факты.
2) Предложения 39– 43 содержат элемент описания.
3) В предложениях 25–29 представлено рассуждение.
4) Предложения 20–24 передают последовательность
событий.
3. Какое слово использовано в тексте в переносном
значении?
1) Тянулась (предложение 1),
2) неприступных (предложение 31),
3) кольцо (предложение 17),
4) крепость (предложение 37).
4. Из предложений 1–2 выпишите слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложений 36–38 выпишите все прилагательные.
6. Из предложения 24 выпишите подчинительное
словосочетание со связью примыкание.
7. Среди предложений 13–20 найдите сложное, в состав которого входит
односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений
43–48 найдите предложение с обособленным
распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 13–19
найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Напишите номер этого
предложения.
10. Среди предложений
34–40 найдите такое, которое связано с
предыдущим предложением с помощью личного местоимения. Напишите номер этого
предложения.
11. Прочитайте
фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали,
выполняя задания 1–10.
В
этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка.
Соблюдайте
последовательность цифр при ответе.
«Автор
не скрывает своего отношения к описываемым историческим событиям, сочувствия к
их участникам. Восхищение ратным подвигом русских егерей передано благодаря
использованию таких тропов, как ______ «жестокая осада», «жестокая битва»,
«неприступных гор» и ______ (предложение 17), и такого синтаксического
средства, как ______ (предложения 7, 11, 32, 41). Оживить рассказ, приблизить
прошлое к читателю автору помогает такое синтаксическое средство, как _______
(предложения 26–29, 49–50)».
Список терминов:
1) эпитеты,
2) метафоры,
3) фразеологизмы,
4) инверсия,
5) парцелляция,
6) ряды однородных членов,
7) диалог,
8) сравнительный оборот,
9) восклицательные предложения.
12. Напишите
сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ
аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем
сочинения – не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем
баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
К ТЕКСТУ 5
1. Какой (-ие) тип
(-ы) речи представлен в предложениях 17– 24?
1) Рассуждение и повествование,
2) рассуждение,
3) описание,
4) повествование.
2. В каких предложениях использованы языковые
синонимы?
1) 4 и 5;
2) 18 и 19;
3) 36 и 37;
4) 39 и 40.
3. В каком предложении использованы антонимы?
1) 2;
2) 14;
3) 37;
4) 50.
4. Укажите способ образования слова укрываясь (предложение 6).
5. Укажите способ образования слова осада (предложение 8).
6. Из предложений 7–8 выпишите все предлоги.
7. Из предложений 31–33 выпишите все предлоги.
8. Из предложений 42–46 выпишите все частицы.
9. Из предложений 37–39 выпишите субстантивированное прилагательное.
10. Из предложений 12–16 выпишите имя существительное, образованное
путем перехода из одной части речи в другую.
11. Из предложения 5 выпишите словосочетание со
связью согласование.
12. Из предложения 40 выпишите словосочетание со
связью примыкание.
13. Из предложений 36–37 выпишите словосочетание со связью согласование.
14. Из предложения 39 выпишите словосочетание со
связью управление.
15. Среди предложений 14–19 найдите односоставное неопределенно-личное,
являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного
предложения.
16. Среди предложений 21–28 найдите односоставное определенно-личное,
являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного
предложения.
17. Среди предложений 40–47 найдите односоставное безличное, являющееся
частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
18. Среди предложений 42–48 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 26–32 найдите предложение с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
20. Среди предложений 17–24 найдите сложное предложение с
союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.