Примерные
тексты для изложений (4 класс)
***
Война. Мать
прощалась с сыном. Он уезжал на фронт. У края просёлочной дороги росло одинокое
старое дерево. Сын остановился. Дерево было покрыто влажными и блестящими
листьями. Это дерево в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей – лишние
увядшие листья. Дерево любили птицы. Они там вили гнёзда. Сын сорвал один лист
и положил за пазуху. Мать смахнула слезу.
Подготовительные
вопросы:
- Куда уезжал сын?
- Что привлекло
его внимание?
- Какое это было
дерево ?
- Зачем сын сорвал
со старого дерева лист и положил за пазуху ?
О Бородино,
Бородино ! Кто из русских людей… не мечтал постоять посреди твоего поля?!
1812 год и 1941 год сочетаются
здесь в трепетном и величественном соответствии : оба раза люди стояли грудью
перед Москвой. Оба раза защищали Родину.
Поле русской славы – Бородинское
поле !
Дважды измерила тобою Россия
самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.
(О.
Берггольц)
Задание
: выпишите имена существительные собственные
После
боя.
Шёл бой. Со всех
сторон гудели, свистели, рвались снаряды. На носилках несли раненого. Это был
почти мальчик с блестящими глазами и тонкими губами. Он стонал, по щекам текли
слёзы.
Мы устали и остановились на
берегу лесного ручья. Ручей извивался, булькал, звенел и пел свою лесную песню.
В косых лучах солнца светились водяные лилии. Раненый прислушался к песне
ручья. Вот он увидел стрекозу. На лице появилась улыбка. Он успокоился и следил
глазами за стрекозой.
Врачи спасли бойца. Но я крепко
верю, что им помогли песня ручья и голубая стрекоза.
Подготовительные вопросы:
- Каким вынесли бойца с поля битвы ?
- Почему автор считал, что спасти бойца
врачам помогли песня ручья и голубая стрекоза ?
- Каким был ручей ?
-Отчего
на лице раненого появилась улыбка ?
Два
охотника.
Среди тайги в селе
живут два друга, два старых охотника - дед Егор и дед Иван.
Дед Иван –
великан. И зверя ему подавай побольше : медведя, кабана, рысь. Дед Егор
поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.
Дом у деда Ивана
большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка
маленькая. И дымок над ней, как белый хвостик, подымается. Оба охотника
известные.
Задание
: выписать антонимы.
Сапог
великана.
Великий сказочник Андерсен
родился и жил в простой семье. Отец его всю жизнь шил сапоги. На одном из
праздников знатные господа решили посмеяться над сказочником:
- Великий Андерсен, вы тоже
умеете шить сапоги?
Андерсен гордился своим отцом, но
сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Он загрустил.
Три месяца Андерсен сидел дома.
Около скамейки на полу лежали обрывки кожи, нитки, иглы. Наступил Новый год. Он
пригласил ребятишек. У входа гостей встречало чудо. Большой блестящий сапог им
кланялся.
Люди поняли, что писатель три
месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее Дании.
Подготовительные вопросы:
- Зачем Андерсен сшил этот сапог?
- Что этим он хотел доказать насмешникам?
- Почему этот сапог хранится в музее ?
***
Нюрка.
Вера Васильевна Чаплина воспитала
многих животных. Моржонок Нюрка очень привязалась к ней.
Зимой толстого, курносого
моржонка перевели в закрытое помещение. Он неуклюже ходил на своих четырёх
ластах.
Через месяц Вера Васильевна
пришла к своей воспитаннице. Нюрка была в бассейне. Женщина тихо окликнула её.
Нюрка мигом очутилась на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами
обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто
сбегали струйки воды.
Вера Васильевна ушла. Нюрка долго
смотрела ей вслед. У неё текли слёзы. Целый день она ничего не ела.
Подготовительные вопросы:
- Расскажи о встрече друзей после разлуки?
- Как горевала Нюрка, когда ушла Вера
Чаплина?
***
Почтальоны.
Многие жители города держали
голубей. На крыше нашего сарая была голубятня. Отец с фронта не вернулся.
Голубятня опустела. Однажды к нам приехал фронтовой товарищ отца. Он подарил
матери и мне почтовых голубей. Я назвал их Кай и Герда. Каждое утро я бежал к
голубятне. Я очень привязался к Каю и Герде. Летом я гостил у бабушки. Из
деревни я посылал весточку маме. Моими почтальонами были голуби.
- В какое время происходит то, о чём
рассказывается в тексте ?Как ты узнал об этом?
- Как ты думаешь, зачем были подарены
голуби?
***
Серёжки
и Алёшки.
У меня есть два брата, Алёша и
Сережа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алёша. Вот один раз
смотрели они диафильм «Кто как зимует?». Алёша читал подписи под картинками.
Вот он и прочитал:
- Тетерева питаются серёжками.
А Серёжа вдруг обиделся и сказал :
-Нет, пусть они лучше питаются Алёшками !
***
Как
рождаются родники
Из земли бьёт
родник. Вода в нём прозрачная, ледяная. Кинулись ребята к роднику, а ноги в
глине увязли. Комки её в ручеёк сползли, вода стало мутной. Ребята решили
ручеёк благоустроить. Подход к нему выложили дёрном. Стенки русла обложили
камнями, а дно галькой. Деревянный потолок соорудили под ключом. Напилили
круглянок из брёвен. Теперь каждый может посидеть и отдохнуть около родника.
Ребята нарезали прутьев из ивы и вдоль сырого берега высадили. Ива быстро
растёт. Она всю местность украсит.
Подготовительные
вопросы :
- Почему надо
беречь и бла-го-уст-ра-и- вать родники?
-Как ты думаешь,
один ли корень у слов родник,родина, родной .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.