►Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно,
впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно,
маленькими неслышными шагами... И очень часто будущее не просто входит, оно
врывается в нашу устоявшуюся повседневность. Именно так оно ворвалось в нашу
профессиональную жизнь вместе ►с новыми образовательными стандартами.
Образ будущего образования, создаваемый
Стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты
выпускника завтрашней школы. ►Он обладает не только запасом знаний, но и позицией,
компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего
знания. Для любого педагога — ценность и честь вырастить человека, обладающего
такими качествами и способностями!
Федеральный
стандарт задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание
образования и его результат. Меняются требования к образовательным программам и
учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства
учителя, целях и методах его работы. И конечно же, изменения распространяются на
содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность
складывается из сложного комплекса показателей.
В профессиональную жизнь педагога входит►
понятие «универсальные учебные действия», которые отражают владение
учеником определенными способами построения деятельности, общения, мышления и
оценки.►
Формирование УУД напрямую
зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и
организована учебная деятельность в классе.
Но и во внеурочной
деятельности много возможностей для формирования УУД.
МОНИТОРИНГ
Владение учебным понятием, знание
того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное
отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации — все это
становится ►предметом целенаправленного формирования со стороны
педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
В системе проверки уровня владения
предметными умениями хорошо себя зарекомендовали различные учебные
задачи. Вопросы, задачи — можно «сложить» в контрольную работу. И ее
выполнение ребенком оценить с помощью понятных и привычных педагогических
критериев (количество ошибок, аккуратность и т. д.).►
А как измерить
метапредметный результат. Годятся ли старые и хорошо знакомые нам
формы контроля качества знаний для измерения универсальных учебных действий?
Ответ очевиден: необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые
подходы к их измерению. Следует создавать особые измерительные инструменты
или, как мы привычно их называем на профессиональном педагогическом языке, -
КИМы.►
Для изучения
процесса развития универсальных учебных действий также нужен свой инструмент.
И к нему предъявляются определенные требования:
·
во-первых, он должен быть межпредметным;
·
во-вторых, позволять отделять знание или незнание фактической
информации от владения или невладения, так сказать, способом обращения с этим
знанием (УУД);
·
в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только
констатировать их наличие или отсутствие.►
Наиболее точным измерительным
инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных
учебных действий является► мониторинг.►
Мониторинг - это
профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или
развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность
и принять своевременные и обоснованные решения.►
Согласно требованиям новых
образовательных стандартов и метапредметные, и личностные УУД подлежат целенаправленному
формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат педагог
может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием УУД в
течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Мониторинг нужен
для того, чтобы отслеживать продвижение ребенка по пути развития УУД и
эффективность собственной работы.
Сегодня мы расскажем о развитии во
внеурочной деятельности тех УУД, которые мы отслеживаем путем мониторинга. ►
Федеральный научно-методический
центр и Центр психологического сопровождения образования совместно разработали
программу и инструмент для проведения комплексного психолого-педагогического
мониторинга метапредметных УУД.
Разработаны две важнейшие процедуры
отслеживания развития умений учащихся: диагностика стартовой готовности
первоклассников «Школьный старт» и мониторинговый срез метапредметных УУД для
1ых-4 ых классов. Разработаны и измерительные инструменты для проведения
мониторинга. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса
развития УУД в начальной школе ►
О
диагностике «Школьный старт»
Для проведения
объективного мониторинга необходима начальная стартовая диагностика, которая направлена
на получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и
выходить на качественный образовательный результат.► Принципиально важная
особенность этой диагностики состоит в том, что она определяет готовность не с
точки зрения сформированности различных психических процессов, а с
точки зрения уровня сформированности умений,► важных для успешного
начала обучения ребенка в 1 классе. ►
Уникальность
диагностики состоит в том, что психологическая экспертиза учебников 1
класса позволила авторам выявить базовый набор умений, которые важно развить у
ребенка с самых первых дней обучения.
Тем самым, с первых дней обучения
создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного
обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФОС.
Всего выделено 17 таких умений. ►Они
сгруппированы в блоки► «наблюдательность», ►задание из тетради на
измерение этого умения►«мыслительные умения», ►«контрольные» и ►«коммуникативные
умения». ►Выделяются также 2 показателя личностной готовности ребенка.►
Как
устроен диагностический инструмент.
Каждый ребенок работает в своей
личной рабочей тетради. Задания выстроены на основе цветных
рисунков.►
Как
проводится диагностика
Все упражнения выполняются под
руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации.
Они предоставляют всю необходимую информацию.►
Обработка
результатов диагностики
Авторы постарались максимально
упростить процедуру обработки результатов диагностики. ►Все данные заносятся в
2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного
педагогического анализа ►и позволяет получить данные на каждого ребенка,
выявить базовый или низкий у него уровень инструментального
и личностного компонентов готовности ►и данные на класс►►
Что дает
учителю диагностика
«Школьный старт» –
это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с
первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием
универсальных учебных действий. ►
Получаемая
информация находит широкое применение в работе учителя, так как благодаря ей
мы получили возможность:
·
создать
психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных
действий;
·
обеспечить
эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
·
осуществить
коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по
отдельным блокам умений;
· спланировать
индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми и др.
… получить консультацию у
профильных специалистов.►
«Учимся учиться и действовать»
Результаты
проведенной диагностики «Школьный старт» играют важную роль и в анализе данных
мониторинга метапредметных УУД, проводимого первый раз в апреле первого года
обучения, а затем каждый следующий год, задают определенную точку отсчета в
понимании полученных результатов.
Остановимся
на проводимом нами мониторинге УУД.►
Учебно-методический
комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой программу
мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1- 4 кл-ов.
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности
важнейших УУД на всех этапах обучения и определить педагогическую стратегию по
достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в
соответствии с ФГС ►
Началом системной
диагностической работы учителя является программа «Школьный старт», далее
осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе
единой «линейки» показателей.►
Что дает
учителю работа с тетрадью «Учимся учиться и действовать»
В первом классе
учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших
универсальных учебных действий.
Их оценка производится
на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути.
Во втором
классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавится еще восемь.
А в третьем и
четвертом их будет уже более 30-ти!►
Формирование УУД —
это процесс довольно длительный, поэтому наивно предполагать, что это умение
формируется сразу.
Он проходит ряд последовательных
этапов.
Первый
этап—
выполнение действия по образцу.
Данный этап обозначается как «представление».
Второй
этап—
осознанное применение способа при выполнении учебного действия. Этот этап
обозначен как «способ».
Третий
этап
— применение способа в контексте учебной деятельности. Назовем этот
этап овладением УУД.
В 1 и 2 классах предметом
мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне представления,
в 3 классе — на уровне «способа» и в 4 классе — на уровне овладением
УУД.
Всего в мониторинге метапредметных
УУД 34 показателя. В полном объеме все представленные умения изучаются и
анализируются в мониторинге с 3 класса.►
Предметом мониторинга развития
метапредметных универсальных учебных действий учащихся 1 класса являются два
регулятивных и шесть познавательных УУД. Они представлены на слайде.
Мониторинг проводится один раз в
год с 1 по 4 класс и позволяет отследить приращение в уровне сформированности
метапредметных УУД начальной школы. Для его проведения разработана система
специальных предметных заданий, оценивающих уровень сформированности того или
иного универсального учебного действия. Каждый раз владение способом
проверяется на материале не менее чем двух предметов. ►Для проведения
мониторинга используются специальные индивидуальные рабочие тетради учащихся.
Ребенок выполняет все задания в этих тетрадях (2 варианта) под общим
руководством учителя.►
Каждый вариант
представляет собой 16 диагностических модулей, которые
имеют одинаковую
структуру: ►
-
введение,
-
образец,
-
три диагностических задания (А, Б, В)
-
и дополнительное задание,
Сама рабочая тетрадь заслуживает отдельного
внимания. В ней рассказана история про лесную школу и ее учеников: разных
зверят и их учителя. Так же как и дети, зверята учатся в 1 классе. Они ходят на
разные уроки, выполняют домашние задания, играют на перемене, убирают класс
после уроков. ►
Обработка
результатов
Методическое пособие дает исчерпывающую
информацию о проведении и обработке данных диагностики.
Первый этап обработки -
заполнение мини-таблиц бланка первичной обработки результатов, который
находится в рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» (показать)
В
бланк первичной обработки результатов заносится основная информация о ребенке (фамилия и имя, класс) и номер выполняемого варианта. Далее фиксируется исходный уровень
инструментальной готовности ребенка к школьному обучению, который был выявлен в
начале обучения на основе методики «Школьный старт»
Для
каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг 1 класса, заполняется отдельная
мини-таблица, в которой суммируются результаты выполнения двух диагностических
модулей. Каждое задание модуля (А, Б и В) оценивается по принципу «выполнил» -
«не выполнил». В случае правильного выполнения задания ребенок получает 1
балл, а при неправильном ответе - 0 баллов.
После
этого суммируются баллы, полученные в результате выполнения. Эти результаты
записываются в строке «Сумма» ►
Для
работы с данными мониторинга предлагается специально созданный в программе
Microsoft Excel файл. В него, в соответствующие ячейки переносятся данные из
бланков первичной обработки.►
Автоматически появляются
сводные таблицы►
Рейтинг сформированности
восьми УУД для каждого ребенка.►
На каждого обучающегося составляется индивидуальная
карта сформированности метапредметных УУД ►
Составляется рейтинг сформированности
восьми умений по классу в целом►
Выявляются группы
учащихся по результатам выполнения заданий «на выполнение» и «на
ориентацию» для каждого умения.
Максимально
выделяется четыре группы по каждому умению.
Группа 1
Учащиеся, успешно справившиеся с обоими умениями
Группа 4 Учащиеся,
не справившиеся ни с одним умением
Группа 2 и Группа
3 Учащиеся, справившиеся с одним из умений►
Анализ мониторинга
Результаты мониторингового
среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о
том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить
динамику развития метапредметных УУД поможет учет результатов
диагностики «Школьный старт»
Особенность анализа
диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что им
не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Поэтому
работа над результатами диагностики 1 класса носит содержательно- качественный,
индивидуально-ориентированный характер.
Оценка достигнутого
результата с точки зрения определенного уровня, определения динамики и
выведения сравнительных характеристик осуществляется в мониторинговых срезах
2-4 классов.
Анализ
индивидуальных результатов ученика позволяет педагогу решить несколько
важнейших задач.►
1) Помогает
выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие
2)
определить приоритеты в работе с тем или иным учеником
3) посмотреть на темп
выполнения ребенком диагностических заданий►
4) Работа с
индивидуальными результатами помогает
Анализ результатов по классу в
целом дает возможность учителю грамотно
спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных
умений.
Мониторинг формирования и
развития метапредметных УУД учащихся первого класса - это важный момент в подведении
педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.
Сравнение результатов, полученных в начале учебного года на основе методики
«Школьный старт», и данных мониторинга позволяет педагогу увидеть динамику
развития учебных компетенций у каждого ученика его класса. Это важная
информация для определения стратегий индивидуальной работы
В
конце 2 класса у учитель снова проводит мониторинг (уже по шестнадцати
показателям), увидит динамику развития УУД у каждого ученика, ставит задачи
работы на третий год обучения. И так далее, вплоть до конца 4 класса.
Таким образом, ежегодное
отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении
целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для
каждого ребенка.
Учебно-методический
комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно,
профессионально и всесторонне изучать и корректировать
результативность и
качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО
В качестве еще одной стартовой
диагностики метапредметных УУД в 1 классе мы используем проект ►ЭМУ-ЭРУДИТ,
разработанный «Центром развития Молодежи»
Он состоит из 4
раундов.►
БЫСТРЫЙ раунд – задания
на эрудицию и логику. (Познавательные
УУД)
УМНЫЙ раунд – задания
на умение решать проблемы. Коммуникативные УУД
СМЕЛЫЙ раунд – задания
на работу с информацией. Ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и
ответить на предложенные вопросы. (Метапредмет Работа с текстом )
ЛОВКИЙ
раунд
- задания проверяют самоорганизационные умения. Регулятивные УУД
Задания не привязаны к учебным
предметам..
Получив стартовые результаты
ЭМУ-ЭРУДИТ, мы в течении года занимаемся развитием УУД при помощи инструментов,
также разработанных «Центром развития Молодежи». Это:►
«Первоклассная
газета»,
►о работе с ней вам расскажет Альбина Николаевна, поэтому я не буду
останавливаться.
Чуть подробнее я хотела бы
остановиться на формировании познавательных универсальных учебных
действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в
начальной школе. Если вы посмотрите на слайд, то увидите, что это очень
важные для успешного обучения действия.
Для их
формирования и развития мы используем ► «Интеллектуальные витаминки»
Программа курса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта,
а также основной образовательной программой начального общего образования. ►
Цель
курса.
Помочь учителю в
формировании познавательных и коммуникативных УУД школьников.►
Задачи.
1. Развивать
познавательную активность
2.Формировать
познавательные результаты.
3.Повысить
мотивацию обучения. ►
Реализация
курса.
Курс внеурочной
деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему
интеллектуально-развивающих занятий►
Существуют разные
формы занятий ►
Дидактический
материал.
Курс поддержан комплектом
дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск
«Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4,
включающий в себя 8 заданий, нацеленных
на различные факторы
интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка.
Каждое задание
направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: ►
1. Работа с числом
2. Словесная
гибкость
3. Вербальное
восприятие
4.
Пространственное мышление►
5. Готовность к
перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и
изображениями).
6. Способность к
рассуждению
7. Системный
анализ
8.Продуктивность
мышления►
Занятие
начинается с работы
с эпиграфом, которая поможет
увеличить пассивный
словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и
научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). ►
Виды
витаминок. Существуют 3 вида витаминок
Обычные
Супервитаминки
Контрольные
►
Сегодня Марина
Юрьевна покажет вам фрагмент занятий с супервитаминкой.
Если в 1 классе мы
используем проект ЭМУ-ЭРУДИТ в качестве стартовой диагностики, то во 2-4
классах – в качестве мониторинга УУД. ►
«Центр развития Молодежи»
разработал отличную Систему Мониторинга Развития►
(СиМоРа), которая позволяет объективно оценить уровень сформированности
метапредметных УУД. ►
Это и анализ
класса по аспектам УУД, ►и индивидуальный анализ сформированности
метапредметных УУД,► и динамика результативности, ►и средневзвешанный
показатель, ►и сравнительный анализ классов.►
«Мир деятельности»
Концептуальная
идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе состоит
в следующем:
универсальные
учебные умения формируются тем же способом, что и другие умения.
Выделяют 4 этапа:…………..►
1.Представление
о действии, первичный опыт и мотивация.
2.Приобретение
знаний о способе выполнения действия.
3.Тренинг
в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль
умения выполнять действия.
Формирование
УУД
− мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, осуществляется
нами в рамках надпредметного курса► «Мир деятельности (МИД)» ►
Здесь
выделяются 4 содержательно-методические линии курса
• Основной,
системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная
линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и
умения детей, которые определяют их умение учиться.
• Остальные
три линии являются поддерживающими, сопровождающими
основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не
принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему,
обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Первая
-►ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ►У учащихся
формируется первичное представление об учебной деятельности, её цели и
результате
►►►
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ►У учащихся
формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для
получения хорошего результата►
КОММУНИКАТИВНАЯ ►Учащиеся
знакомятся со способами общения на уроке, ►►►
ЦЕННОСТНАЯ► У учащихся
формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности.
Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ. ►►
Одним из
особенностей курса «Мир деятельности» является
организация работы с «Лесенкой успеха», в конце урока подводится итог
и фиксируется на «Лесенке успеха».►
И с индивидуальной
картой «Копилка моих достижений». Карта заполняется детьми
после прохождения каждой темы. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении
всей последующей недели на любом предметном уроке, проводимом в
технологии деятельностного метода обучения.
Основной
целью использования
индивидуальной карты является формирование у учащихся рефлексивной оценки своих
общеучебных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения по
программе «Мир деятельности».
• Важно
отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД,
учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике,
русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда
учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу
можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода
обучения (ТДМ).
В рамках курса
«Мир деятельности» также проводится ►МОНИТОРИНГ индивидуального
прогресса учебных действий школьников
Основные
цели мониторинга результатов обучения:►
1. Определение
уровня сформированности метапредметных знаний
2. Составление
плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для
класса в целом. ►
Все материалы для проведения
комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному
курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. ►
Одним из элементов
комплексной диагностики сформированности УУД на основе
системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса
учебных действий в рамках данного курса является ведение карты наблюдений
Второй
этап - тестирование учащихся - диагностика
сформированности
надпредметных знаний и обработка►
результатов
с помощью электронной таблицы в EXCEL
|
|
|
|
|
Цель использования таблицы: внести все данные и получить общие показатели по
каждому ученику, каждому вопросу теста, ►вывести средний
показатель по классу.►
получить мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьника►► классифицировать данные класса по уровню ответа на вопросы и в
соответствии с полученными результатами получить рекомендации по дальнейшей
работе.
Фрагмент
внеурочного занятия по этому курсу вы тоже сможете сегодня увидеть.
|
Но по каким бы стандартам ни учился
ребенок, наши любовь и внимание необходимы
ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.