Выступление на конференции.
Зам. директора, учитель биологии
Ивахненко Раиса Павловна
Тема: Технология реализации
опытно-экспериментальной работы М ОУ гимназии №1 " Комплексные
стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП на территории Волгоградской
области.»
Наша
гимназия как и многие инновационные общеобразовательные учреждения работают в
режиме развития, который не дает возможности останавливаться на достигнутом, а
требует новых творческих поисков. В результате творческого и информационного поиска,
а также анализа собственного опыта педагогической деятельности и социального
заказа общества мы убеждаемся в том, чтобы быть конкурентноспособными надо
соответствовать новым тенденциям социально-экономического развития общества.
Эту закономерность мы усвоили уже давно по этому наша гимназия востребована. В
нашей гимназии обучаются 1110 человек - 44 класса.
Для
педагогического коллектива МОУ гимназии №1 одним из приоритетных направлений
развития гимназии является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Как
известно здоровье зависит от многих факторов: наследственность, экология,
социальная среда. Если первые два фактора напрямую от ОУ не зависят, то
социальная среда, в которую входят и ОУ может влиять как положительно, так и
отрицательно, поэтому перед гимназией стоит задача создания условий, в которых
ребёнку было бы комфортно, тогда можно надеяться на положительную динамику
здоровья обучающихся.
Под
понятием «создания условий для комфортного пребывания учащихся в гимназии»
имеется в виду следующее:
1.
Организация
учебно-воспитательного процесса;
2.
Содержание
учебно-воспитательного процесса;
3.
Учебно-методическая
и материально-техническая база.
Под первым предполагается:
·
Своевременно,
грамотно составленное расписание уроков и занятий дополнительного образования в
соответствии с санитарными правилами и нормами;
·
Выполнение
учебного плана, не превышающей учебной нагрузки;
·
Формы
организации уроков и методы их проведения соответствуют возрастным особенностям
обучающихся;
·
Использование
современных форм организации уроков и методов их проведения;
·
Наличие
специалистов, обеспечивающих медико-психолог-педагогическую поддержку,
физическое и психологическое здоровье обучающимся: психолог, логопед,
медицинские работники (врач-педиатр, стоматолог, фельдшер);
·
Наличие
классных воспитателей, обеспечивающих взаимодействие обучающихся со
специалистами, учителями- предметниками, родителями;
·
Выстроена
система связи с учреждениями здравоохранения, осуществляющих работу по
профилактики ВИЧ/СПИД инфекций.
С точки зрения содержания учебно-воспитательного
процесса, следует отметить, что на протяжении ряда лет гимназия имеет
достаточный опыт работы по реализации здоровьесберегающих программ:
· Дифференцированное обучение
на уроках физической культуры в 1-4 классах. Дифференциация осуществлялась с
учетом общей физической готовности
Такой подход позволил:
1.
улучшить
показатели здоровья в начальных классах (снизилось ОРЗ, частота обострения
хронических заболеваний, количество детей с нарушение осанки:
2.
улучшить
показатели физической подготовленности детей. Уменьшилось количество детей с
показателями физической подготовленности «ниже среднего»
3.
снизилось
количество учащихся, посещающих специальные физические группы по состоянию
здоровья благодаря индивидуальному подходу, использованию элементов ЛФК во
время занятий, что оказывает оздоровительный эффект и позволяет максимально
снизить риск обострения хронических заболеваний.
· Региональная программа
«Ослепительная улыбка» (1-4), направленная на соблюдение правил гигиены полости
рта. Профилактическая работа ведется врачом-стоматологом и классными
воспитателями не только с детьми, но их родителями.
· Международная программа
«Полезные привычки» (1-9 кл.), способствующая воспитанию социально и
психологически здорового ребенка.
· Региональная программа
полового воспитания «Изменения» (для мальчиков и отдельно девочек 7 кл.),
направленная на самопознание своего организма с учетом изменения его на
определённых этапах развития.
В нашей гимназии накоплен большой
опыт работы по реализации здоровьесберегающих программ так как это направление
деятельности Гимназии является приоритетным, как в прочем и в других ОУ и
поэтому
логическим продолжением стало наше участие в
международном проекте ООН «Комплексные стратегии противодействия
распространению ВИЧ/ИППП среди молодёжи в Российской Федерации на территории
Волгоградской области».
Любой эксперимент начинается
с подачи заявке с четким обоснованием. Нами была подана заявка на участие в
эксперименте, заявка рассмотрена на областном уровне, где было принято решение
на открытие экспериментальной площадки по реализации данного проекта. Приказ
№375 от 24.04.2003года «Об организации опытно-экспериментальной работы в рамках
Международного проекта «Комплексные стратегии противодействия распространению
ВИЧ/ИППП на территории Волгоградской области». В качестве базовых ОУ для
организации опытно-экспериментальной работы в рамках данного проекта были
утверждены три ОУ Волгоградской области: МОУ гимназия №1 Центрального района
Волгограда, СОШ №37 г.Волжского и СОШ №4 г. Калач- на –Дону.
Внедрению данного проекта
предшествовала диагностическая работа. Было проведено анкетирование директора
гимназии и его заместителей с целью выявления оценки различных форм активности,
связанных с укреплением здоровья гимназистов. Заполнили анкеты и учащиеся
старших классов с целью выявления уровня знаний и практических навыков в
сохранении и укреплении собственного здоровья. Проведены диагностики на
выявление физических и физиологических особенностей учащихся. Сопоставительный
анализ полученных данных позволил выявить проблемы, которые волнуют и беспокоят
молодёжь: наиболее высокий рейтинг у тех, что связаны с жизненным
самоопределением, достижением материального благополучия, сохранением здоровья.
В круг приоритетов старшеклассников гимназии вошло:
1 место – интересная работа;
2 место – хорошее здоровье;
3 место – общение с
интересными людьми.
И хотя в целом сознание
учащихся имеет заметную оптимистическую тенденцию, т.к. большей части всех
опрошенных не нравиться (55% до 75%) по разным позициям употребление алкоголя,
наркотиков, ругательств, недисциплинированность, следует считать, что в
подростковой среде данные проблемы актуальны.
Не менее значимы –
продолжение образования и всё, что связано с самореализацией, самоутверждением
личности, с поиском своего «Я». Их тревожат статусные, отношенческие проблемы,
прежде всего, общение со сверстниками, взаимоотношения с учителями, родителями,
защита прав и свобод личности.
Чтобы быть успешным, надо
быть здоровым . Чтобы эта формула сработала мы написали целевой проект на
основе полученных данных диагностик «Формирование у учащихся гимназии здорового
образа жизни как условия успешного интегрирования молодого человека в
современную социальную среду». Целью данного проекта является становление у
выпускников гимназии жизненной позиции, способствующей формированию устойчивой
привычке к здоровому образу жизни, способности к быстрому освоению нового,
мобильности, успешному интегрированию в сложную среду»
Данный проект включал
несколько направлений деятельности:
1.Учебная деятельность;
2.Реализация программы
«Физическое здоровье»
3.Реализация программы
«Социальное здоровье»
4.Реализация программы
«Психологическое здоровье»
I. Реализация проекта в учебной
деятельности осуществлялась и продолжает осуществляться через :
1.
Включение
в тематическое планирование всех предметов в 8-11 классов тем по профилактике
вредных привычек как основного аспекта здорового образа жизни;
2.
Использование
межпредметных связей образовательных областей: обществознание, естествознание,
филологии и искуссва;
3.
Реализацию
здоровьесберегающих программ как рекомендованные Минобрнауки РФ « Гигиена и
здоровье 9к.», «Основа планирования семьи 9кл.», «Изменение» 7кл., «Основы
безопасности жизнедеятельности» 8-11 кл., «Экология» 8-11 кл. , так и авторские
программы элективных курсов: «Школа здоровья», «Питание и здоровье»,
«Предупреждение инфекционных заболеваний», «Секреты работоспособности», «Как
стать успешным» 9 кл.
Данные курсы направлены на получение знаний, позволяющие
преградить путь распространения инфекции. Получить достоверную информацию о
ВИЧ/СПИДе, использованию средств защиты. Учащиеся знают, где можно получить
консультацию по интересующим вопросам. Эти знания помогают более безопасно
адаптироваться в социальной среде.
II. Для реализации программы «Физическое здоровье»:
1.
В учебный
план наряду с традиционными уроками физической культуры введен элективный курс
авторской программы «Школа естественного оздоровления»;
2.
Предоставлена
широкая сеть спортивных секций: «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис», «Борьба»,
«Плавание», «Ритмика и танец, «Шейпинг»
3.
Спортивная
база гимназии используется для спортивных районных и городских соревнований»
III. Для успешной социальной адаптации учащихся реализовывалась программа «Социальное
здоровье». Ведущая роль в осуществлении данной программе принадлежит классным
воспитателем и классным руководителям. Эта программа включает в себя:
1.
цикл
классных часов на тему: «Здоровый образ жизни» с привлечением специалистов;
2.
здоровьесберегающая
программа «Полезные привычки», в которой имеются разделы по профилактике ВИЧ
инфекции;
3.
проводятся
месячники («Профилактика вредных привычек» - октябрь, «Борьба с
наркоманией»-ноябрь, «Антиспид»- декабрь, «День профилактики»- январь и т.д.).
В проведении месячников принимают участие специалисты из
Центра «СПИД», районного наркологического кабинета, правоохранительных органов,
медицинские работники гимназии, психолог. По плану месячника проводятся
родительские собрания, консультации, беседы с учащимися. Работает телефон
доверия. В реализации данного проекта активно участвуют «Совет
старшеклассников», «Совет дела», активно работает пресс центр гимназической
газеты «МЫ». Совместно с педагогами обучающиеся организуют и проводят конкурсы
плакатов и рисунков, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом («XXI век – без наркотиков») , конкурс
журналистских заметок («Даже и не пробуй»)- декабрь. Приняли участие в районном
кокурсе «Мы выбираем здоровье»-декабрь. Провели викторину по теме: «Чтобы расти
нам сильными и здоровыми»- декабрь . Провели дискуссию «Наркомания- угроза для
жизни»-январь 8 кл.. Провели сюжетно-ролевые игры «Нет наркотикам», «Суд над
наркоманией» .Проведена акция: «Мы против-СПИДа, старшеклассников «Влияние
наркотиков на развитие человека»-11 кл., сочинения- 9кл., стихи собственного
сочинения-11 кл. Выступили представители из областного Центра СПИД,
волонтерская группа студентов ВГПУ с мини-спектаклями
IV.Большой вклад в данный проект внесла психолог гимназии Вальянова Г.В.,
она внедрила программу «Психологическое здоровье». В рамках этой программы
проводились:
1.
консультации
для учителей , классных воспитателей, родителей, учащихся с целью оказания
помощи;
2.
коррекционная
работа;
3.
ведется
программа по психологии «Я личность. Я познаю себя»-9 кл. На занятиях
преобладают интерактивные формы работы с детьми, сюжетно-ролевые игры6
«Положение личности в группе», «Ролевые позиции в группе», «Конфликты с
родителями, Учителями, друзьями, способы их разрешения». «Группы давления»,
«Поведенческие риски опасные для здоровья», «Поведение в криминогенных
ситуациях и др. Тематика данных занятий взята из программы «Здоровья» автор
В.Н.Касаткина рекомендованная для реализации данного проекта.
Как отслеживался данный эксперимент. Каковы формы отчёта:
1.
Издан
приказ об участников эксперимента;
2.
Материалы
в виде отчетов представлялись на НМС;
3.
Проводились
открытые уроки и классные часы, семинары в рамках данного проекта на которых
присутствовали СМИ;
4.
Ежемесячно
писался отчёт по реализации проекта для городского комитета по образованию;
5.
Проводились
выездные семинары участников проекта с целью обмена опытом»;
6.
На
заключительном (обобщающем) этапе была проведена научно-практическая
конференция по теме «Мы за здоровый образ жизни». В конференции приняли
участие все пилотные школы Волгоградской области, представители Министерства
образования и ООН. В рамах конференции был проведен большой спортивный
праздник с участием депутатов Городской думы., подготовлена методическая
выставка по итогам работы проекта на которой были представлены творческие
работы учащихся, лучшие разработки открытых уроков и классных часов,
разработанные авторские программы.
Самое главное, каков результат, что дал нам этот проект:
1.
Нами
разработана система работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся по
внедрению здоровьсберегающих программ»;
2.
Пополнили
материально-техническую и учебно-методическую базу;
3.
Так как
это комплексная программа, то мы смогли вовлеч целенаправленно, в системе и
другие структуры такие как здравоохранение, правоохранительные органы,
молодёжные движения, районный спорт комитет, депутаты Городской думы, СМИ, и
конечно родители учащихся, так как этот проект напрямую касается здоровья их
детей;
4.
И самое
главное, в результате реализации данного проекта при повторном анкетировании
выявлено, что у гимназистов изменились приоритеты, и на первое место вышло
хорошее здоровье.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.