Тезисы-статья (Доклад)/секция – Педагогика/ Теория и методика
учебы, воспитания и образования
УДК 378
Березовский А.С., Григорьева И.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПОДКАСТИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА
Иркутский государственный лингвистический
университет, РФ
В данном докладе рассматривается проблема
формирования медиакомпетентности будущих педагогов посредством образовательного
подкастинга
Ключевые слова: медиа, медиаобразование,
медиакомпетентность, медиакомпетентная личность, профессиональная
медиакомпетентность педагога, подкастинг.
Переход
современного общества от постиндустриального к информационному актуальность
приобретает способность человека грамотно оперировать медиа информацией и
осуществлять медиатизированное взаимодействие. Сказанное позволяет констатировать,
что на систему
подготовки педагогических кадров России возложена серьёзная миссия по
удовлетворению социальной потребности общества в медиакомпетентном педагоге,
личность которого будет сформирована на этапе обучения в вузе, через медиаобразования.
Стоит отметить, что вопросам конечного результата медиаобразовательной
деятельности уделено не мало внимания, так отечественные медиапедагоги-
исследователи: Н.В. Змановская, Л.А. Иванова, Т.В. Ковшарова, И.В. Григорьева,
О.П. Кутькина, Н.П. Рыжих, А.В. Федоров, Н.Ю. Хлызова в своих исследованиях
разработали и описали системы показателей оценки сформированости медиакоммуникативной
образованности школьников [1], медиаобразованности учителя, медиа-компетентности
школьников, медиакомпетентности вторичной языковой личности студентов вузов [2].
На сегодняшний день, в информационном
обществе существует социальный заказ на медиакомпетентного педагога, способного
осуществлять поиск, отбор, использование, оценку информации в плотном
информационном потоке; создавать и передавать медиатексты в различных форматах
СМК; организовывать интегрированные медиаобразовательные занятия. Процесс
формирования медиакомпетентности будет успешным только в том случае, если он
контролируется педагогическим сообществом, если созданы специальные условиях
для этого. Современные требования к организации медиаобразовательного
пространства в вузах предполагают интенсивные поиски различных форм и способов
взаимодействия социокультурных институтов [3].
Одним
из наиболее перспективных примеров использования медиаобразовательных средств
мы считаем образовательй подкастинг, с помощью которого молодые специалисты
понесут свои знания и опыт в стены современных школ для реализации
медиаобразования подрастающего поколения. Анализ
литературы вопроса показал, что под «образовательным подкастин-гом» понимается
- (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting —
повсеместное вещание, широковещание) — процесс создания и распространения
звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание
в Интернете), то есть «трансляция» передач, трактуется как видео и радиопрограмма
для Mp3 носителей [4].
Подкастинг
обладает большим количеством возможностей, содержать любой учебный материал,
который может быть записан в виде аудио или видеофайла: лекцию, семинар, урок
(в том числе иностранного языка), учебный фильм или клип, учебные материалы,
специально разработанные для публикации в виде подкастов: от презентаций для
учебных программ до профессиональных разработок, позволяющих создавать
сообщества и обмениваться материалами и находками.
Итак, первая
возможность заключается в том, что подкастинг позволяет слушать или смотреть лекции
и уроки в любое удобное время для всех ведущих субъектов образовательного
процесса, что позволяет не ограничивать процесс обучения только лишь занятиями
в аудитории вуза. Таким образом, подкастинг расширяет возможности дистанционного
обучения. Также следует отметить, что данная технология позволяет
организовывать обучение людей с ограниченными возможностями в дистанционном
режиме.
Следующая важная
возможность подкастинга состоит в том, что подкаст – это своеобразное пособие
по изучению иностранного языка. Он дает возможность организовывать занятия по
аудированию на новом более качественном уровне. Студенты знакомятся с
аутентичными текстами, различными языковыми и другими образовательными
телевизионными программами, радиопередачами, при этом воспринимая «живой язык»
носителей. Так же подкастинг способствует формированию межкультурной
компетенции студентов. Во время прослушивания и просмотра подкастов
осуществляется погружение в культурную и социальную атмосферу изучаемого языка.
Третья
возможность образовательного подкастинга заключается в том, что теперь преподаватели могут создавать
образовательные подкасты
с ежедневными домашними заданиями и лекциями, записанными в классе или дома, и
публиковать их для студентов в специальных медиаобразовательных средах, как
например, индивидуальных виртуальных кабинетах, либо в современных социальных
сетях, как youtube.edu (популярный сайт авторского видео). Свои дидактические материалы,
созданные в виде подкаста, преподаватель вуза может создавать и публиковать как
для студентов, так и для своих коллег и других представителей педагогической
общественности. Студенты,
в свою очередь, также могут создавать и публиковать материалы для своих
преподавателей или других студентов, выполняя домашние задания, в рамках
самостоятельной, проектной или научно-исследовательской работы.
Четвертая
возможность – слушать и смотреть образовательные подкасты можно на мобильном
телефоне, i-Pod, iPhone, компьютере, ноут и нетбуке, что способствует
мобильности всех субъектов педагогического процесса.
Образовательный подкастинг является инновационным средством интеграции медиа и
образования, по своему дидактическому потенциалу позволяющим эффективно
формировать медиакомпетентность студентов педагогических специальностей, то
есть способствует формированию умений использовать, критически анализировать,
оценивать и передавать информацию в различных видах, формах и жанрах. А эти
умения в свою очередь являются первоочередными требованиями к современному преподавателю.
Таким
образом, можно сделать заключение, что для формирования медиакомпетентности
студентов педагогических специальностей на занятиях могут использоваться
различные современные педагогические средства, постепенно формируя опыт работы
с медиа, активизировать его творческую деятельность. Однако одним из инновационных,
но не менее продуктивных, на наш взгляд, средств формирования
медиакомпетентности может выступать образовательный подкастинг.
Список литературы:
1.
Иванова, Л. А.
Формирование медиа-коммуникативнои образованности школьников-подростков
средствами видео (на материале уроков французского языка) [Текст]: дис. …канд.
пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Иванова. – Иркутск, 1999. – 246 с.
2.
Хлызова, Н.Ю.
Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
/ Н.Ю. Хлызова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал
Восточной Сибири. – 2011, №1,URL:http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/hlyzovan.yu_.pdf
3.
Григорьева
И.В. Путь к технологиям поколения web 2.0: web-портфолио в медиаобразовательном
пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) / И.В.
Григорьева // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал
Восточной Сибири. – 2011,
№1, URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_grigoreva_0.pdf
4. Иванова, Л. А. К вопросу о формировании медиаобразованности будущего
учителя в современном обществе [Текст] / Л. А. Иванова // Байкальский
психологический и педагогический журнал. - Иркутск. - 2005. - № 1-2. - С.
131-137.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.