Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

Скачать материал

ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

 

Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые  стоят перед  учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течении всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего  в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:

·        правильно называть произведение и книгу;

·        находить и называть  фамилию автора и заголовок;

·        определять тему чтения и жанр произведения.

Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика - читателя. Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».

Во II классе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс». На каждом уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики моего класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учатся  высказывать свои суждения.

Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное выразить свою мысль словом

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения, на своих уроках я применяю метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения,  а  также составление схематических планов,                                           модели обложки ( геометрические фигуры).

Во втором классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.

- Найдите и запишите:                                  Фамилия автора

                                                                     Название произведения

 

- Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)

Сравните свои модели с моделью на доске.

 1.Работа с произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»

 

 

              Сутеев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Снежный

              зайчик

 

 
                                           -  Дополните модель обложки

                                          -   Что вы читали дома сказку, или рассказ?

                                              Покажите модели.

                                          -   О ком или о чём этот рассказ?

                                          -   Как называется рассказ Сутеева?

                                              Впишите в модель обложки.

 

 

 

2  Работа с моделями.

На доске предлагаются две модели. Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр. Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.

На доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение )

- Чем различаются? (стихи и рассказы, разные авторы)

- Назовите авторов и название произведений  подходящих к этим моделям.

А. Пушкин  « уж небо осенью дышало…» (2)

Г. Скребицкий «Осень» (1)

М. Пришвин «Осеннее утро» (1)

 

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде всего учу второклассников видеть текст, его структурные элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваю у детей: «Сколько частей в тексте, глав.»

Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает I часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.

Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.

1.      Деление текста на части;

Составление схематического плана по ключевым словам (Учитель   работает на доске, дети- на листочках)

                                       Н. Носов «Заплатка»

Солдатские штаны

 

Бобка и мама

 

Заплатка

 

Молодцы!

 
 


                                                                                                       

 

- На сколько частей можно разделить весь текст?

По такому плану даже слабый ребёнок при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.

2.      Составление схематического плана- цепочки событий.

Учитель на доске показывает пример составления плана, а дети продолжают самостоятельно.

                                   М. Зощенко «Самое главное»

           ?

 

        ?

 

          ?

 

Андрюша и мальчик

 

Андрюша и мама

 
                                                                                                                                   

 

- Расскажите по плану о событиях от имени Андрюши.

     3.  Составление плана- схемы с «заместителями» героев. (Учитель на доске, дети- на листочках)

                                       Татарская сказка «Три сестры»        

Блок-схема: узел: Мл.
дочь
Блок-схема: узел:  М      

               - - мать                                   - младшая дочь

Блок-схема: узел: Ст. дочь Блок-схема: узел:    Б
 


                                        

                 -  старшая дочь                  - белочка

Блок-схема: узел:     ПБлок-схема: узел: Ср.
дочь
                

                 - средняя дочь                   - пчёлка

 

 

 

Блок-схема: узел: МБлок-схема: узел: МБлок-схема: узел: ББлок-схема: узел: ББлок-схема: узел: ББлок-схема: узел: П                                                                                                      

 


Блок-схема: узел: ББлок-схема: узел: МлБлок-схема: узел: СрБлок-схема: узел: СтБлок-схема: узел: СрБлок-схема: узел: СтБлок-схема: узел: Мл            

 

 

 

 

-Рассказать сказку по плану «от лица» белочки. (Сильные ученики)

- Рассказать сказку для себя (слабые ученики)

- Рассказать сказку для одноклассников (средние ученики)

Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:

ü Перечитывать текст;

ü Делить его на части;

ü Прослеживать сюжетную линию;

ü Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.

Почему я использую схематические планы на своих уроках?

1.     Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.

2.     Схематический план помогает овладеть разными видами пересказа (

подробный, сжатый, выборочный)

3.     Схематический план позволяет включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)

4.     Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.

На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:

ü Читать вслух и молча;

ü Читать отдельные отрывки выразительно;

ü Работать с текстом произведения;

ü Пересказывать произведения или его части;

ü Рассказывать об отношениях героев произведения.

Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.

На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя.

 

 

Литература

 

1.     Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.

2.     Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

3.     Беседы с учителем: 1 - 2 класс: книга для учителя/  Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

4.     Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.

5.     «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые  стоят перед  учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 355
    • DOCX 24.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никулина Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никулина Наталья Валерьевна
    Никулина Наталья Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 38117
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе