ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В
РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».
Авторы УМК разработали курс
«Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух
важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим
развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться
в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать
как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед
учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли
дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями
книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали
дорогу к книге.
В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети
овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на
уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течении всего учебного года
проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде
всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта
читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими
представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения-
научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и
одноклассников, формировать специальные читательские умения:
·
правильно
называть произведение и книгу;
·
находить
и называть фамилию автора и заголовок;
·
определять
тему чтения и жанр произведения.
Система уроков литературного слушания
– это путь воспитания развития ученика - читателя. Уроки литературного чтения
соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с
чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным
праздником среди рабочих будней».
Во II классе все произведения для слушания включены в учебник.
Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное
произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного
чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс». На каждом
уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только
отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для
получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики моего
класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение
произведений разных по форме и содержанию, учатся высказывать свои суждения.
Ребята сами в процессе наблюдений
должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное выразить свою мысль словом
Для включения каждого ребёнка в
активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских
умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного
произведения, на своих уроках я применяю метод моделирования - введение
системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным
заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также
составление схематических планов,
модели обложки ( геометрические фигуры).
Во втором классе, когда дети уже хорошо начинают писать и
читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.
- Найдите и запишите: Фамилия
автора
Название
произведения
- Укажите, что написал автор (жанр) и
на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)
Сравните свои модели с моделью на
доске.
1.Работа с произведением В. Сутеева
«Снежный зайчик»
- Дополните модель обложки
- Что вы читали дома сказку, или рассказ?
Покажите модели.
- О ком или о чём этот рассказ?
-
Как называется рассказ Сутеева?
Впишите в модель обложки.
2 Работа с моделями.
На доске предлагаются две модели.
Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр.
Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.
На доске
- Что общего у этих произведений?
(Они о природе, тема одна, есть заголовок
и фамилия автора, авторское произведение )
- Чем различаются? (стихи и рассказы,
разные авторы)
- Назовите авторов и название
произведений подходящих к этим моделям.
А. Пушкин « уж небо осенью дышало…»
(2)
Г. Скребицкий «Осень» (1)
М. Пришвин «Осеннее утро» (1)
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ
ПЛАНОВ
Важным направлением учебной
деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде
всего учу второклассников видеть текст, его структурные элементы(часть, главу,
абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваю у детей: «Сколько
частей в тексте, глав.»
Знание частей текста ускоряет и
улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по
объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно
читает I часть, а самую большую
основную часть готовят хорошо читающие дети.
Для проверки понимания содержания
текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.
1.
Деление
текста на части;
Составление схематического плана по
ключевым словам (Учитель работает на доске, дети- на листочках)
Н. Носов «Заплатка»
- На сколько частей можно разделить
весь текст?
По такому плану даже слабый ребёнок
при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.
2.
Составление
схематического плана- цепочки событий.
Учитель на доске показывает пример
составления плана, а дети продолжают самостоятельно.
М.
Зощенко «Самое главное»
- Расскажите по плану о событиях от
имени Андрюши.
3. Составление плана- схемы с
«заместителями» героев. (Учитель на доске, дети- на листочках)
Татарская сказка «Три сестры»
- -
мать - младшая дочь
- старшая
дочь - белочка
- средняя
дочь - пчёлка
-Рассказать сказку по плану «от лица»
белочки. (Сильные ученики)
- Рассказать сказку для себя (слабые
ученики)
- Рассказать сказку для
одноклассников (средние ученики)
Составление таких видов планов
помогает выполнять следующие учебные действия:
ü Перечитывать текст;
ü Делить его на части;
ü Прослеживать сюжетную линию;
ü Включить каждого ребёнка в
работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.
Почему
я использую схематические планы на своих уроках?
1. Это способ «углубления » и
«погружения» в произведение.
2. Схематический план помогает
овладеть разными видами пересказа (
подробный, сжатый,
выборочный)
3. Схематический план позволяет
включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить
текст; предугадать, что будет дальше)
4. Схематический план позволяет
детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.
На уроке схему можно
использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки
читательских умений:
ü Читать вслух и молча;
ü Читать отдельные отрывки
выразительно;
ü Работать с текстом
произведения;
ü Пересказывать произведения
или его части;
ü Рассказывать об отношениях
героев произведения.
Литературное чтение решает вопросы
человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и
природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.
На каждом уроке закладываются основы
духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с
его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а
эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно-
этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться
в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая,
работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить
свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя.
Литература
1.
Н.Ф. Виноградова
«Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения
учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.
2.
Программы четырёхлетней
начальной школы «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф.
Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.
3.
Беседы с учителем: 1 - 2
класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ
«Вентана-Граф», 2007 г.
4.
Учебники и пособия по УМК
«Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.
5.
«Начальная школа»
приложение к газете «Первое сентября».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.