Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнология опорных сигналов (творческий отчёт)

Технология опорных сигналов (творческий отчёт)

Скачать материал

Костанайская область

Узункольский район

ГУ «Троебратская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология опорных сигналов

/творческий отчёт/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Васильева И. Н.

Технология опорных сигналов (зачем нужны опорные схемы?)

 

    Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают мне достичь её, так называемые опорные схемы или опорные сигналы.

     Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

    Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

    На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

   Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой,  доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения, а это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это обуславливает  проявление, а затем и нарастание пассивности.

    На уроках математики для выработки беглого счёта использую сигнальные карточки. Упражнения проводятся до решения примеров письменно или после. Учитель поднимает карточку, дети читают выражения на ней (учатся строить пример), а затем и просто называют ответ: 5 +3; 4 + 2; 3 * 6; 24 : 6 и т.д.

    Модель линейки, которая у меня висит, на левой части стены используется очень часто на уроке, как опора не только в обучении решению примеров, она появляется перед глазами детей при объяснении темы «Сантиметр», «Дециметр», «Метр», при решении примеров с переходом через десяток.

    В. А. Сухомлинский писал: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребёнок внимательно слушал учителя, запоминал, не замечал на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». Этому и помогают опоры – схемы.

    Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её), снимает скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышления, осознание причинно -  следственных зависимостей и связей. Дети дома у нас не учат правила, формулировки, а глядя на такие опоры – схемы могут смело сделать вывод. Большинство схем – таблиц по математике и русскому языку выполнены на ватманах тушью в цвете.

    Размер таблиц, чертежей, наборных полотен, карточек, нужен такой, чтобы дети и с последней парты всё хорошо видели. Ведь это опоры для всех!

    Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условиями бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.  Опора – это первая движущая сила моей методики.

    Хотелось бы маленько остановиться на комментированном управлении- деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем слабые) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведёт за собой остальных.

   Комментированное управление, объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников. Вовремя заметить отставание, т.е. успех учения.

   Опорные карточки по разным темам программы (математика, русский язык), помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же, на уроке) допущенную, в третьем – провести обобщённое повторение.

   Схемы – опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Для закрепления знаний по темам и при повторении – обобщении постоянно использую карточки во фронтальных и индивидуальных заданиях. Например, поднимаю карточку за карточкой – дети называют проверочное слово, или карточки выставлены на доске, орфограммы закрыты бумажками – заслонками. Ученик быстро пишет нужную букву на доске над заслонкой. Заслонка снята – можно проверить ответ. Действенно и оперативно!

  Вывод:  Комментированное управление, работа по схемам – опорам помогают детям осознать, осмыслить всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач,  выполнении грамматических упражнений.

    Сохранение в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредотачивается не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология опорных сигналов (творческий отчёт)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технология опорных сигналов (зачем нужны опорные схемы?)

 

    Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают мне достичь её, так называемые опорные схемы или опорные сигналы.

     Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

    Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

 

    На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 940 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 433
    • DOCX 15.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Ирина Николаевна
    Васильева Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36852
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 534 человека

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 947 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 765 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Спортивная подготовка: теория и практика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе