Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе

Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе

Скачать материал

 

 

 

 

 

Технология чтения-рассматривания

 на уроках во 2 классе.

Григоровских Е.С

МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова г.Самара

elenagrigorovskikh@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой – одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий.                                                                         Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения – слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой,  используя также художественные книги и дополнительную литературу.       В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:

 

Возраст

Объекты читательской деятельности

Способы чтения

Дошкольники

Художественная литература

чтение – слушание

чтение – игра

1 класс

Букварь  + азбуки

чтение - рассматривание

2 класс

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература

чтение – рассматривание  + просмотровое чтение

3 класс

Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература

выборочное чтение

4 класс

Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература

поисковое  чтение

 

В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать  умение работать с ней.   Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:

1.     Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.

2.     В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера,  «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;

     «Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака и другие.

              Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями.  Для этого нужно начать разговор с автором книги.

Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:

         1) Назначение – книга, которая учит.

         2) Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.

         3) Форзацы.

         4) Аннотация

         5) Условные обозначения

Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С.В.Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)

                                               

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Чтение- рассматривание материалов урока

- Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.

 

 

 

 

 

- Каковы задачи этого блока?

 Где это можно посмотреть?

 

 

 

 

 

 

 

-  Прочитайте тему урока.

- Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема?

Что это значит, где посмотреть?

 

- Просмотрите урок от начала до конца.

Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать?

 

- Что обозначает каждый значок? Где это узнать?

 

 

- Сколько упражнений в этом уроке?

Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока.

- Начинается урок  с названия блока «Как устроен наш язык».

 

- Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока  (Открывать законы, по которым живёт язык)

 

 

Читают название темы «Основа слова»

Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.

 

Просматривают урок, находят условные обозначения – названия рубрик.

 

 

 

На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него.

 

Просматривают урок, показывают  - 5 упражнений.

Работа с материалами урока

Как называется наша страна?

А как сказать по-другому?

-Что значит отечество? От какого слова происходит?

- Что можете сказать про эти слова?

 

 

- Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова.

Предлагается слайд.

Родина – это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок…

- Есть ли здесь родственные слова?

 

 

- Помогает этот корень понять значение слов?

 

- Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам)

- Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны?

 

Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова.

Прочитайте определение в учебнике.

Россия.

 

Родина, отечество.

 

Отечество – отец

 

Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение – отец.

 

 

 

Чтение со слайда.

 

 

 

 

Улица, переулок

общий корень –ул-

 

 

Нет

 

 

 

 

 

В слове «улица»  добавить – суффикс и окончание, в слове «переулок» - приставку и суффикс.

 

 

 

 

Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова»

 

                Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание – это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.    

Опорой в моих рассуждениях были следующие источники:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.

2) С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. -  4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3) Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

4) Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В России 2015 год объявлен годом литературы. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент. В связи с эти литературное чтение было и остаётся одним из важнейших учебных предметов в школе.В данной разработке описана система работы с книгой учебной и художественной на разных возрастных этапах ребёнка: с рождения до окончания начальной школы. Во втором классе ведущим становится просмотровое чтение и в данной статье описаны конкретные приёмы и методы как можно его организовать на  разных уроках.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 453
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григоровских Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григоровских Елена Сергеевна
    Григоровских Елена Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 9190
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 280 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 887 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов