Технология
чтения-рассматривания
на
уроках во 2 классе.
Григоровских
Е.С
МБОУ
СОШ №6 им.М.В.Ломоносова г.Самара
elenagrigorovskikh@yandex.ru
2015 год в России объявлен годом
русской литературы с целью сохранить и приумножить
культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность,
национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой – одно из
универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих
и литературоведческих представлений и понятий. Освоение
этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги.
В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной
литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях
путём чтения – слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с
учебной литературой, используя также художественные книги и дополнительную
литературу. В таблице представлены объекты читательской деятельности и
способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:
Возраст
|
Объекты читательской деятельности
|
Способы чтения
|
Дошкольники
|
Художественная
литература
|
чтение –
слушание
чтение –
игра
|
1 класс
|
Букварь
+ азбуки
|
чтение -
рассматривание
|
2 класс
|
Учебники
«Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература
|
чтение –
рассматривание + просмотровое чтение
|
3 класс
|
Учебники
«Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература
|
выборочное
чтение
|
4 класс
|
Учебники
«Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная,
познавательная литература
|
поисковое
чтение
|
В
1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к
детской книге, сформировать умение работать с ней. Добиться этого можно
используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:
1. Работать
с выставкой книг на всех без исключения уроках.
2. В
период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими
поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка
я читать» Е. Благининой;
«Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака и другие.
Каждый
урок литературного чтения – это особая встреча с автором произведения. Эта
встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её
организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями. Для этого
нужно начать разговор с автором книги.
Во
2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг
по алгоритму:
1)
Назначение – книга, которая учит.
2)
Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.
3)
Форзацы.
4)
Аннотация
5)
Условные обозначения
Предлагаю
фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С.В.Иванов
Русский язык: 2 класс, урок 72)
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Чтение-
рассматривание материалов урока
|
-
Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.
- Каковы
задачи этого блока?
Где это
можно посмотреть?
-
Прочитайте тему урока.
- Что
интересного заметили? Каким цветом выделена тема?
Что это
значит, где посмотреть?
-
Просмотрите урок от начала до конца.
Сколько
разных видов работ нам предстоит? Как это узнать?
- Что
обозначает каждый значок? Где это узнать?
-
Сколько упражнений в этом уроке?
|
Рассматривают,
находят и показывают в учебнике начало и конец урока.
-
Начинается урок с названия блока «Как устроен наш язык».
-
Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания
этого блока (Открывать законы, по которым живёт язык)
Читают
название темы «Основа слова»
Находят
на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.
Просматривают
урок, находят условные обозначения – названия рубрик.
На стр.3
находят каждый значок и читают текст справа от него.
Просматривают
урок, показывают - 5 упражнений.
|
Работа с
материалами урока
|
Как
называется наша страна?
А как
сказать по-другому?
-Что
значит отечество? От какого слова происходит?
- Что
можете сказать про эти слова?
- Корень
«отец-отеч» помогает понять значение слова.
Предлагается
слайд.
Родина –
это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или
переулок…
- Есть
ли здесь родственные слова?
-
Помогает этот корень понять значение слов?
-
Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам)
- Что
надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны?
Вывод:
не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого
существует основа слова.
Прочитайте
определение в учебнике.
|
Россия.
Родина,
отечество.
Отечество
– отец
Они
родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение – отец.
Чтение
со слайда.
Улица,
переулок
общий
корень –ул-
Нет
В слове
«улица» добавить – суффикс и окончание, в слове «переулок» - приставку и
суффикс.
Просматривают
страницу, находят читают определение понятия «основа слова»
|
Литературные
произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка.
Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание – это тут путь, которым
через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от
незнания к знанию, к самостоятельности.
Опорой
в моих рассуждениях были следующие источники:
1) Федеральный
государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.
2) С.В.Иванов,
А.О.Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2ч. - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф,
2012.
3) Николаева
Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Я в
мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Изд. «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2013.
4) Светловская
Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е
изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.