Технология взаимообучения в
разновозрастном коллективе.
Аникина
Наталья Владимировна
Педагог
дополнительного образования
высшей
категории
Руководитель
ансамбля современного
бального
танца «Капельки»
МБОУ
«Гимназия № 83» г. Ижевска
К
популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология
коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина
имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог»,
«коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работы
учащихся в парах сменного состава».
Ещё
Я.А. Каменский в "Великой дидактике" оценивал "обращённую
мысль" как катализатор мышления. Он писал: "Если нужно – откажи себе
в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать"; "многое
спрашивать, усваивать, учить других - тайны великой учёности".
Современная
психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника
может быть оценена такими критериями: 10%-читает глазами, 26%-слышит,
30%-видит, 50%-видит и слышит, 70%-обсуждает, 80%-опирается на опыт,
90%-говорит и делает совместно, 95%-обучает других.
Помимо
знаний, умений, навыков, а в школе они стоят на первом месте, есть ещё и
другие очень важные компоненты содержания образования: общие умения
коммуникации, нормы социальной жизни, навыки коллективного труда и
универсальные способы мыследеятельности (по М.А. Мкртчяну).
В
МБОУ «Гимназия № 83» г. Ижевска уже 24 год работает ансамбль современного
бального танца «Капельки». Это большой живой мобильный коллектив. 86 участников
представляют собой разновозрастное объединение, разница в возрасте может быть
весьма существенной и составлять 10 лет. В ансамбле занимаются дети и
подростки от 8 до 18 лет, мальчики и девочки. Они различаются и по уровню
подготовки, и по сугубо личностным характеристикам.
Сложившийся
за время существования ансамбля подход к воспитательной работе в нашем детском
объединении можно выразить двумя словами: воспитание коллективом.
Возможно,
что в нашем ансамбле легче, чем в ином другом объединении осуществлять
воспитание и обучение через коллектив, т.к. важнейшей составной частью нашей
образовательной программы является концертная деятельность, предполагающая
коллективные виды деятельности: совместные постановки, сольные и выездные
концерты. Успешная реализация программы возможна только при наличии крепкого
коллектива единомышленников, при наличии четкого позитивного взаимодействия
между всеми его участниками, что предполагает осознание каждым воспитанником
своей связи с коллективом ансамбля. На достижение таких условий и направлены
значительные усилия педагога.
Особенно
важен в решении задачи воспитания и обучения пример старших воспитанников.
Они демонстрируют уровень мастерства, который вполне по силам достигнуть
впоследствии новичкам. Демонстрируют единство, сплоченность в достижении
целей, сочетание интересов личности и коллектива. В коллективе практикуются
совместные постановки старшей, средней и младшей групп обучающихся. В
композиции «Шоу – Европа» участвуют старшая группа и самые маленькие участники
коллектива, в постановке «Розовый вальс» старшая и средняя группы, в
композиции «Карнавал» старшая и две средние возрастные категории. В процессе
реализации общественно-значимой цели необходимость совместного решения
определенной задачи укрепляет взаимодействие внутри ансамбля. Возникают и
закрепляются дополнительные положительно окрашенные внутригрупповые связи,
постепенно цементирующие группу и содействующие ее развитию в творческий
коллектив.
В
ансамбле бального танца «Капельки» широко практикуется наставничество. В
течение учебного года, или нескольких лет обучения, за группой старшего
возраста закрепляется группа младших. Старшие товарищи помогают в изучении танцевального
материала и отвечают за своих младших на концертах и конкурсах, передают свои
танцевальные композиции, традиции и ритуалы коллектива. Так же пара старшего
возраста закрепляется за конкретной парой младшего, отвечает за успехи и
неудачи подопечных, поведение и психологический комфорт (связка «шефы –
подшефные).
В
рамках группы одного возраста используется парная работа, которая объединяет по
желанию двух обучающихся, меняющихся ролями
"учитель"-"ученик";так могут заниматься два слабых ученика,
два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; или же две
пары обучающихся на таких же условиях. При изучении теоретического материала
обучающиеся работают в динамических парах (выбираются четверо учащихся и
готовят одно задание, но имеющее четыре части); и вариационных парах (в которой
каждый член группы получает своё задание).
Учебный
процесс проходит в погружениях: один месяц – это медленный вальс и самба;
второй месяц – быстрый фокстрот и ча-ча-ча и т.д. Для постановок выделены
отдельные дни. Пара может посещать занятия младшей или старшей возрастной категории,
если им удобно данное время, работать над танцевальным материалом текущего
месяца по индивидуальной программе и/или участвовать в работе по системе пар
сменного состава.
Итогом
работы в погружении в танец является занятие – конкурс. Судьями на этих мини
конкурсах работают участники коллектива не отвечающие за данную группу,
выпускники. Часто проводятся командные соревнования, где в одной команде
танцуют пары младшего и старшего возраста, объединенные связкой «шефы –
подшефные».
Что
учитывается при использовании КСО?
1.
Характерные индивидуально-психологические особенности детей
(по возрастному составу, по половому признаку, по уровню достижений, уровню
умственного развития, знаниям, умениям, навыкам).
2.
Организационные формы обучения (одновременная работа педагога со всеми детьми
группы; организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей,
сформированными в зависимости от целей занятий или индивидуальных особенностей
освоения учебного материала детьми); объединение детей в пары сменного состава
(организация взаимного обучения); индивидуальная работа с обучающимися).
3.
Содержание работы с детьми (подбор вариативных заданий, отличающихся разной
степенью трудности; подбор заданий для индивидуальной работы с обучающимися).
Можно
выделить следующие основные преимущества КСО:
§ в
результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки
логического мышления и понимания;
§ обсуждение
одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число
ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
§ в
процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти,
идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
§ каждый
чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
§ отпадает
необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других
обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
§ формируется
адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и
ограничений;
§ повышается
не только ответственность за свои успехи, но и за результаты коллективного
труда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.