Технология разноуровневой дифференциации в начальной школе
(внутренняя дифференциация)
Федисова Галина Юрьевна учитель
начальных классов
Большинство применяемых в образовании технологий
ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах
времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей
индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит
значительных результатов в обучении. Опыт последних лет показывает, что
наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего
максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего
уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов
доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе
учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и
способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и
сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное
развитие.
Остановлюсь на одном из видов дифференциации – задания по
выбору учащихся. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же
содержания, но разной формы, разного объёма, разной сложности, т.е. задания,
требующие разной умственной деятельности. Как
известно, различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация
– это разделение детей по классам разных уровней или по группам в одном классе.
Внутренняя дифференциация – это создание условий для свободного выбора задания
на уроке и в домашней работе. Когда каждый день ведётся работа по формированию
правильной самооценки, ученик умеет взять нагрузку по силам, привыкает за годы
учёбы в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в
полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по
выбору факультетов, программ, специализаций. В
каждом классе, даже сформированном как одноуровневый, достаточно быстро
выделяется группа детей с устойчивым интересом к учению, с определённым уровнем
успешности в обучении, с умением и желанием работать самостоятельно. С другой
стороны, выделяется группа детей с пониженной работоспособностью, с
недостаточным интересом к учению, у которых и успехи в учении ниже. Возникает
проблема: как организовать работу так, чтобы поддерживать интерес у всех детей?
Вот здесь и важно использовать внутреннюю дифференциацию: объявляется о разной
сложности заданий и предлагается ученику самостоятельно выбрать то задание,
которое ему нравится, с которым он справится наилучшим образом. Конечно, к
такому выбору ученика надо готовить. Во-первых, у него должны быть сформированы
некоторые умения работать самостоятельно. Во-вторых, нужна постоянная
воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что
только тот добьётся успеха, кто работает энергично, активно. Естественно,
сначала учителю приходится помогать детям в выборе заданий. Некоторые
переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так
как упражнения на выбор можно давать почти на каждом уроке и по любому
предмету, то постепенно сам выбор начинает проходить достаточно быстро и более
правильно. Со временем дети сами научатся сами определять трудность задания для
себя. Трудность задания зависит от его сложности, условий
выполнения, наличия у учеников тех знаний, которые ему нужно применить в данный
момент. Составление заданий требует от учителя определённых умений. Вот
некоторые приёмы составления разноуровневых заданий: Первый приём –
увеличение количества объектов и действий с ними. Второй
приём – предложить дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике. Третий
приём – предложить аналогичные задания с числами следующего концентра для
всех желающих. Важно предлагать задания на
выбор не только для работы в классе, но и дома, например: а)
кроме обязательного предлагается дополнительное задание для тех, кто захочет. б)
даются задания на выбор разной сложности в)
можно решить задания, данные в учебнике,, а можно составить аналогичные задания
самому и решить их. Если задания
на выбор даются систематически на разных предметах, то у детей вырабатывается
способность осознанно выбирать работу по силам, объективно оценивать свои
возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с
элементами соревнования и взаимопомощи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.