Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнология разноуровневой дифференциации в начальной школе (внутренняя дифференциация)

Технология разноуровневой дифференциации в начальной школе (внутренняя дифференциация)

Скачать материал

Технология разноуровневой дифференциации в  начальной школе (внутренняя дифференциация)

 

Федисова Галина Юрьевна   учитель начальных классов

 

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на одном из видов дифференциации – задания по выбору учащихся.  Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объёма, разной сложности, т.е. задания, требующие разной умственной деятельности.                                  Как известно, различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация – это разделение детей по классам разных уровней или по группам в одном классе. Внутренняя дифференциация – это создание условий для свободного выбора задания на уроке и в домашней работе. Когда каждый день ведётся работа по формированию правильной самооценки, ученик умеет взять нагрузку по силам, привыкает за годы учёбы в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультетов, программ, специализаций.                                                                                                        В каждом классе, даже сформированном как одноуровневый, достаточно быстро выделяется группа детей с устойчивым интересом к учению, с определённым уровнем успешности в обучении, с умением и желанием работать самостоятельно. С другой стороны, выделяется группа детей с пониженной работоспособностью, с недостаточным интересом к учению, у которых и  успехи в учении ниже. Возникает проблема: как организовать работу так, чтобы поддерживать интерес у всех детей? Вот здесь и важно использовать внутреннюю дифференциацию: объявляется о разной сложности заданий и предлагается ученику самостоятельно выбрать то задание, которое ему нравится, с которым он справится наилучшим образом. Конечно, к такому выбору ученика надо готовить. Во-первых, у него должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно. Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что  только тот добьётся успеха, кто работает энергично, активно.                                           Естественно, сначала учителю приходится помогать детям в выборе заданий. Некоторые переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор можно давать почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинает проходить достаточно быстро и  более правильно. Со временем дети сами научатся сами определять трудность задания для себя.                 Трудность задания зависит от его сложности, условий выполнения, наличия у учеников тех знаний, которые ему нужно применить в данный момент. Составление заданий требует от учителя определённых умений. Вот некоторые приёмы составления разноуровневых заданий:     Первый приём – увеличение количества объектов и действий с ними.                     Второй приём – предложить дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике.   Третий приём – предложить аналогичные задания с числами следующего концентра   для всех желающих.                                 Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома, например:                                                                                              а) кроме обязательного предлагается дополнительное задание для тех, кто захочет.                                                                                               б) даются задания на выбор разной сложности                                       в) можно решить задания, данные в учебнике,, а можно составить аналогичные задания самому и решить их.                                                 Если задания на выбор даются систематически на разных предметах, то у детей вырабатывается способность осознанно выбирать работу по силам, объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология разноуровневой дифференциации в начальной школе (внутренняя дифференциация)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.10.2020 181
    • DOCX 17.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Позднякова Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69538
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 36 регионов

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе